(Окончание. Начало в августовском
номере «Сибирской православной газеты»)
Настоятель храма
в селе Чимеево
протоиерей Василий Соколов
26 июля 1893 года в Чимеево приехал
отец Василий Соколов (годы настоятельства:
1893-1930 гг.) вместе со своей семьей. Он
прослужил в храме в честь явления иконы
Пресвятой Богородицы почти тридцать семь
лет. К сожалению, сведения об отце Василии
Соколове чрезвычайно скудны. Известно,
что он окончил Курганское уездное училище
и духовную семинарию. В 1885 году начал
служение псаломщиком. В 1887 году был
рукоположен в диакона, затем в священника.
Отец Василий поселился в большом
священническом доме, который стоит напротив храма. Дом для священника построили
прихожане.
13 мая 1895 года из афонского монастыря
пришла посылка – икона Пресвятой Богородицы
«Скоропослушница». Икону Царицы Небесной
поместили на одном из почетных мест в храме.
В 1896 году все лето отец Василий занимался производством работ по опалубке
и внешней окраске храма. Осенью 1897
года церковь была оштукатурена изнутри.
Все работы производились без использования церковных средств, на пожертвования
благотворителей.
Отец Василий решил переменить иконостас. Подряд на работу взял Анатолий
Прохорович Кречетов, владелец иконописной
мастерской, живший в городе Шадринске.
К осени 1909 года иконостас был заменен.
Известно, что до правительственного
переворота 1917 года в штате храма числились два священника и один диакон, но
точных повременных списков не сохранилось.
До отца Василия Соколова настоятелем
был Иаков Серебренников. Второй храм
был освящен во время настоятельства отца
Гавриила Лукьянова, а в 1806
году, когда в бурю повредилась
колокольня храма, служили отцы
Тоболин и Кокшарский.
Чимеевский храм
в 1-й половине XX века
Революционные изменения
XX века в России и следующая
за ними советская эпоха – особенный период истории Русской
Православной Церкви. Особым
он был и для приходского духовенства, которое понесло на себе
значительные трудности.
В
августе 1919 года в Чимеево и окрестностях установили
советскую власть. Большевики
развили активную деятельность.
В Чимеево срочно организовали
партийную ячейку.
Тараса Кичигина избрали
председателем сельсовета. В
конце этого же года в Чимеево
организовали союз молодежи, в
который вошли Емельян Чебыкин,
Илья Брагин, Елена Кичигина,
Валентина Ивченко и другие
молодые селяне. Партийную и
комсомольскую ячейку решено было разместить в доме настоятеля храма протоиерея
Василия Соколова, которого с семьей выбросили на улицу. К счастью, их приютили
местные жители.
В 1920 году в церкви произошел раскол.
Появились староцерковники, григорианцы,
живоцерковники-обновленцы, и остались те,
кто поддерживал Патриарха Тихона, избранного на Поместном Соборе 1917-1918 годов.
В 1927 году в Чимеево приехала Лидия
Павловна Лидова, которая в 1914 году
окончила женскую гимназию и получила
звание учительницы начальной школы. Она
была страстной коммунисткой, преданной
идеям построения бесклассового общества.
Церковный дом, в котором раньше жил отец
Василий Соколов с семейством, сельсоветчики отдали новой учительнице для создания
сельской школы. Партийная ячейка, ранее
размещенная в этом доме, была перенесена
в соседнее село Могильное (позже Ягодное).
В 1930 году в советском государстве
запретили указом колокольный звон. Со
многих церквей снимали колокола. В том
же году умер отец Василий Соколов. Вместо
него в Чимеево приехал отец Александр
Бердинский.
Когда в страшном 1937 году была
объявлена пятилетка по окончательному
уничтожению религии, храм закрыли. Верующие в течение 10 лет поддерживали
недействующий храм в полном порядке,
сохранили церковную утварь, иконостас и
даже церковную ограду вокруг церкви. Они
не только охраняли храм от разорения, но
своевременно платили государственные налоги. Они обращались в прокуратуру, писали
прошения об открытии своего БогородицеКазанского храма.
В конце 1943 года храм был приспособлен для хранения зерна. Сохранились
воспоминания местного жителя Ивана Фатеевича Кондакова, принимавшего участие
в подготовке церкви под зерносклад (тогда
ему было 12 лет): «Ключи от церкви были у
Емельяна Капитоновича, но он их не давал.
Посадили его в КПЗ. На другой день привели к начальнику милиции Кретинину, тот
угрожал пистолетом. Поехали в Чимеево.
Емельян Капитонович взял у своей жены
ключи, открыли храм, стали убирать иконы
в алтарь. Ребятишек в алтарь не пускали.
Через два дня мы начали таскать зерно в
церковь».
Известный историк и курганский краевед
Борис Карсонов также свидетельствует: «До
сих пор я помню рассказ старожила села Марии Лукиничны Новожиловой: «Храм наш был
закрыт в страшный 1937 год, но Небесная
Заступница помогла. Районные начальники
приказали сделать в храме зерносклад. Дали
указания очистить церковь от «мракобесной
утвари и икон». Все уничтожить. Но разве
может подняться на это рука православного
мужика? Селяне иконостас разобрали и вместе с иконой Богородицы аккуратно сложили
в алтаре. Затем двери и алтарь наглухо закрыли толстыми горбулями. На престольном
празднике в Чимеево один из прихожан
сказал: «Хорошо, что Гурий Васильевич
Гладков был председателем и сохранил для
нас иконы и иконостас»».
Позже, в сентябре 1946 года, учитывая многочисленные просьбы верующих, а
также 25-километровую отдаленность села
Чимеево от ближайшей церкви, Курганский
облисполком был вынужден признать целесообразным открыть храм. 22 марта 1947
года Правительство СССР утвердило решение Совета по делам Русской Православной
Церкви об открытии православного храма в
селе Чимеево.
В 1947 году богослужения в храме были
возобновлены и более не прекращались.
10 апреля 1947 года указом епископа Свердловского и Ирбитского Товии настоятелем храма назначается протоиерей Петр Трофимов. В
день Вознесения Господня и день перенесения
святых мощей святителя и чудотворца Николая
в храме после долгого перерыва совершается
Божественная литургия.
Диакон Владимир КОРОБИЦИН,
Курганская епархия
|