21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие –
рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны – описано в
Церковном Предании. Мы расскажем об истории, смысле и народных традициях, связанных с праздником.
Что такое Рождество Богородицы
Рождество Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы и Приснодевы Марии – полное
название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по
новому стилю (8 сентября по старому стилю).
Это один из двунадесятых православных
праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной
жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные
Господу Иисусу Христу) и Богородичные
(посвященные Божией Матери). Рождество
Богородицы – Богородичный праздник.
Событие, которое мы празднуем в этот
день, не описано в Новом Завете. Знания о
нем пришли к нам из Церковного Предания,
одного из источников нашего вероучения
вместе со Священным Писанием.
Когда празднуется
Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому
стилю (8 сентября по старому стилю). Это
непереходящий праздник, то есть дата его
остается неизменной каждый год.
Праздник по православной традиции
продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября.
Этот период включает предпразднство и
попразднство. Предпразднство – один или
несколько дней перед большим праздником,
в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему
празднуемому событию. Соответственно попразднство – такие же дни после праздника.
События праздника
В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы.
Евангелия не дают сведений о том, кто были
родители Девы Марии и при каких обстоятельствах Она родилась.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании.
Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное во II
веке. В нем мы читаем, что Мария
родилась от благочестивых родителей,
Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна – дочерью первосвященника. Они дожили
до преклонных лет и были бездетны.
Это было источником скорби для пары
и вызывало общественное порицание.
Однажды, когда Иоаким пришел в
Храм, первосвященник не разрешил
ему принести жертву Богу, сказав:
«Ты не создал потомства Израилю».
После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна
же осталась дома и тоже молилась. В
это время им обоим явился ангел и каждому
возвестил: «Господь внял молитве твоей,
ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем
будут говорить во всем мире».
Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.
После этого Анна зачала. Как пишет
Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц
родила». Праведники дали обет посвятить
своего ребенка Богу и отдали дочь Марию
в Иерусалимский храм, где Она служила до
совершеннолетия.
История празднования
Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку.
Первые упоминания о нем мы читаем у
Константинопольского патриарха Прокла
(439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-496 годы).
Также о празднике пишут святители Иоанн
Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая
равноапостольная царица Елена построила
в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Икона
Самые древние изображения событий
Рождества Божией Матери мы встречаем в
X-XI веках. Это иконы и фрески. Например,
роспись грузинского храма VII века в Атени.
Весь этот храм посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).
Есть и другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе
(первая половина XI века) и в Преображенском
соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского
монастыря Студеница (1304 год).
Традиционно на ранних иконах и фресках
иконописцы изображали в центре композиции
праведную Анну – мать Девы Марии. Роженица
полулежит на высоком ложе, перед ней стоят
женщины с дарами, акушерка и служанки,
которые омывают Богородицу в купели.
С каждым веком этот иконописный сюжет
обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали изображать стол с
принесенными дарами и угощениями, водоем,
птиц. Сейчас икону Рождества Богородицы
часто делают житийной, то есть дополняют
основной сюжет отдельными композициями
(клеймами) – сюжетами из истории события.
Плач Иоакима в пустыне, благовестие Иоакиму
и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и так далее.
До наших дней дошла роспись собора
Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которую в 1502 году выполнил великий
иконописец Дионисий. Это фреска над главным
входом, которая изображает святую Анну на
ложе, купель, приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках, Иоакима
и Анну с Девой Марией на руках.
Богослужение
В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы,
но текст его не сохранился до наших дней.
Самое древнее песнопение праздника – тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево».
Скорее всего, он был составлен в V-VII
веках. Кроме того, в современную службу
праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).
Елизавета КИКТЕНКО,
Фома.ру
|