1 сентября, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского
монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к
верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства
и Преосвященства!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня действительно особый день для
града Москвы, для всей Русской Церкви,
для нашей страны. Мы вспоминаем чудо,
совершенное нашими воинами через молитву ко Пресвятой Владычице Богородице в
1591 году. Казалось бы, так давно, и свидетельств не сохранилось, кроме отдельных
письменных, причем недостаточно ясных и
конкретных. Но вот в памяти народной и,
что самое важное, в памяти Церкви это
событие сохраняется настолько ясно, настолько отчетливо, что мы можем сделать
очень важные выводы, касающиеся нашей
действительности и жизни каждого из нас.
В то время, когда хан Крымский Казы-Гирей, пошедший войной на Москву, подступил
к местам, где мы с вами сейчас находимся,
Россия была вовлечена в тяжелейшую войну со Швецией. Царь Феодор Иоаннович,
сын Ивана Грозного, вынужден был отвлечь
значительные силы от Москвы, чтобы не
потерять северные рубежи, чтобы защитить
Отечество наше на северо-западе. Поэтому
в Москве не было достаточно войск, чтобы
остановить хана, и он был уверен, что Москва падет, что невозможно воевать на два
фронта при такой протяженности территорий
и при таких затратах на войну, как материальных, так и человеческих. Он приступил
к Москве с твердым убеждением в том, что
покорит столицу русов, разграбит ее и пленит
многих, чтобы продать их на турецких рабовладельческих рынках. Видимо, захват
Москвы опьянял его сознание, и он уже
подсчитывал материальную прибыль от
этого предприятия.
Итак, хан подступил к Москве, но
Господь вразумляет Бориса Годунова, и
тот посылает в стан врага одного из дворян. Посылает хитроумно, представив его
как пленника, и тот, оказавшись в стане
врага, рассказывает хану, что огромные
силы защитников города сосредоточены
вокруг Москвы. И убоялся хан Казы-Гирей,
поднял свое войско и отошел от Москвы.
Это удивительное событие произошло
после того, как наш народ горячо молился пред Донским образом Пресвятой
Богородицы. Пред образом, который, по
преданию, был на Куликовом поле, с
которым связывались ратные победы,
люди взывали к Пресвятой Богородице
об избавлении первопрестольного града.
И чудодейственное спасение города никто не мог объяснить лишь дипломатическими способностями или стечением
обстоятельств. Люди ясно сознавали,
что имело место особое вмешательство
Неба через предстательство Царицы Небесной в то, что происходило с русским народом
и со столицей нашей.
Когда мы задумываемся о таких событиях, где так явственно действует рука
Божия, мы должны отчетливо понимать, что
эта рука действует не автономно от нас,
людей, которым дана свобода, которым дан
разум, в которых вложены чувства. Господь
не отстраняет нас от решения даже самых
судьбоносных вопросов, касающихся человеческой истории. Человек всегда присутствует
в том, что совершается по милости Божией.
Вот и здесь наши благочестивые предки
присутствовали – своим мужеством, своей
мудростью, своей силой, своей молитвой. И
эти человеческие усилия были поддержаны
силой благодати Божией, обретенной нашим
воинством, нашим царем Феодором Иоанновичем, Борисом Годуновым и многими,
кто нес тогда ответственность за спасение
Москвы. Эта милость была обретена по
молитвам всего нашего народа.
Действительно, сочетание Божественного
и человеческого и есть то, что определяет,
выражаясь упрощенно, наш успех. В том
смысле, что даже самые трудные проблемы и
задачи могут быть решены, если мы решаем
их не одни, но опираемся на помощь Божию.
Если мы обращаемся к Господу с верой,
если мы искренне просим Его помочь и при
этом не снимаем с себя ответственности за
то, что должны сделать. Никогда молитва не
должна увести нас в сторону от осознания
необходимости пройти свою часть пути. Тогда
действительно сложение энергий – синергия
Божественного и человеческого – и приводит к разрешению самых трудных задач, к
обретению самых выдающихся побед.
Сегодня, 1 сентября, у нас в России
начинается новый учебный год. Мы помолились об учащих и учащихся, о тех, кто
вступает в новый учебный год, о педагогах,
о руководителях образования, о тех, от кого
зависит организация учебного процесса. Но
особенно горячо мы молились о наших учащихся – о школьниках, о студентах, чтобы
Господь вразумил и научил их достигать
успеха в учении, а через это и успехов в
жизни, опираясь на Его благодатную помощь
и свои силы.
И еще мы молились сегодня о сохранении Божиего творения. Мы видим, что
происходит с человеческой цивилизацией.
Невероятно ускоряется научно-технический
прогресс, однако он требует все больше
ресурсов, и не только человеческих, но и
ресурсов Земли. Но ведь все эти ресурсы
не бесконечны. Бог дал их людям, с тем
чтобы они, достигнув определенного уровня
умственного и нравственного развития, смогли разумно употреблять природные ресурсы,
а не превращать в отходы, загрязняющие
воздух, воду и землю. Мы молились сегодня
о творении Божием, чтобы оно не погибло
под натиском человеческого греха, чтобы
в погоне за деньгами, за внешним благополучием люди не уничтожили то, что Бог
по милости Своей вручил Адаму и Еве, а
через них – всему роду человеческому. Мы
молились, чтобы грех человеческий не победил стремление людей использовать природу
во благо и хранить ее как великий Божий
дар, который передан нам для того, чтобы
мы могли развивать себя и умственно, и
физически, и духовно, и устроять во благо
жизнь рода человеческого.
Вот какие важные события мы отмечаем
сегодня, в первый день сентября, в день
церковного новолетия по новому стилю.
Пусть Господь хранит все человеческое
сообщество, все творение Божие. Пусть Господь хранит землю нашу, Церковь нашу и
каждого, кто с верой, любовью и молитвой
притекает к Его святому имени и к чудотворным образам Матери Божией, Царицы
Небесной, Ходатаице о всех нас пред лицом Сына Своего и Бога нашего. Всех вас
сердечно поздравляю с праздником. Аминь.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
|