35 И один из них, законник, искушая его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем
сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Запомните, запомните, что на этих двух
важнейших во всем Законе заповедях утверждается все: все пророки, весь Закон, вся
вера наша.
Крайне важно для всякого юноши, для
всякого молодого человека, вступающего в
жизнь, призадуматься глубоко над целью, которую ставит он себе в жизни, над путями
к осуществлению ее, над тем, как устроить
жизнь, какую профессию избрать, чтобы была
она угодна Богу.
И он, и его родители должны сделать
чрезвычайно важный и трудный выбор пути жизни. И знаете вы, как часто
ошибаются в выборе, знаете, как часто
забывают и родители, и юноша другие
весьма важные слова Господа Иисуса,
которые выслушайте сейчас: «Никто не
может служить двум господам: ибо или
одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать,
а о другом нерадеть. Не можете служить
Богу и мамоне» (Мф. 6, 24).
Мамона – это сиро-халдейское слово,
служащее олицетворением всех благ жизни – и богатства прежде всего. И слышите вы, что невозможно служить двум
господам. Каждый должен выбрать одно
– или служить Богу, или служить мамоне.
А родители часто, часто предпочитают
для детей своих служение мамоне, с целью устройства им жизни богатой, на высоких должностях – и молодые люди избирают
служение мамоне.
Да не будет этого никогда ни с кем из
вас.
Да помним всегда заповедь о всецелой
любви к Богу. На этой заповеди, на соблюдении ее должны мы всегда строить пути
жизни нашей.
Избирая эти пути, мы должны прежде
всего глубоко вдуматься и вникнуть в великие заповеди Христовы – заповеди блаженства, пение которых слышим на каждой литургии; должны проникнуться светозарными
притчами Христовыми и на этих двух основаниях – на заповедях Христовых и притчах
Его – должны возводить все домостроительство жизни нашей.
Первая из двух важнейших заповедей,
заповедь о всецелой, всепоглощающей любви нашей к Богу, должна стоять пред каждым христианином во все дни жизни его, до
конца дней его.
Никогда, никогда не должен он забывать
этой важнейшей заповеди, и хотя бы и жил
он во всяком благочестии и чистоте, тем не
менее, всегда пред его мысленными очами,
в сердце его должен гореть огонь этой первой, важнейшей из всех заповедей – заповеди о любви к Богу.
Однако все благородные, достойные люди,
все добрые, заботящиеся не только о завтрашнем дне и дрязгах житейских, – все эти
лучшие сыны народа понимают правду Божию неодинаково.
Тем, кто не верит в Бога и ни во что духовное, одна только правда важна, к одной
только правде стремятся они. К какой правде? К правде земной, к правде справедливых
отношений между людьми каждого народа; к
правде справедливых отношений между всеми народами – к правде земной, к правде
человеческой. Только о ней помышляют они.
А мы, поставившие своим девизом первую и важнейшую из всех заповедей – заповедь о всецелой и нераздельной любви к
Богу, можем ли мы этим ограничиться? О,
конечно, нет!
Мы знаем, что правда земная, правда
общечеловеческая отношений между народами есть только часть высшей и всесовершенной правды. Но она все-таки часть ее. И
мы должны участвовать всем, чем можем, в
созидании этой земной правды.
Но веруем мы всем сердцем не только
в эту земную правду, правду преходящую и
несовершенную, веруем всем сердцем в высшую правду, совершенную, которая только у
Бога, в ту правду, познать которую сподобятся святые в загробной жизни. И вот что нужно нам понять и запомнить: в бурные периоды истории человечества нередко забывают люди вечную, всесовершенную правду. В
эти бурные периоды идет борьба между людьми и народами за обладание правдой только земной, всегда несовершенной.
Можем ли мы быть в полном единении с
людьми таких стремлений?
О, конечно, нет! Никогда, никогда, ни в
один день жизни нашей мы не должны забывать о том, что есть и всесовершенная, вечная правда, которая только у Бога.
И если случится за это быть гонимыми,
если будут нам мешать исповедовать всем
сердцем, всеми помыслами Господа и Бога
нашего Иисуса Христа, если будут даже запрещать исповедовать Его Всесвятое имя,
да вспомним страшное слово Христово:
«…кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным» (Мф. 10, 33).
Никогда, никогда не отречемся от Господа Иисуса Христа, ибо знаем и всем
сердцем веруем в истину Его слов о
Самом Себе: «Аз есмь путь и истина и
живот…» (Ин. 14, 6). Будем всегда идти
путем Христовым, будем стремиться к
жизни вечной.
Вот чему учит нас первая и важнейшая заповедь.
А вторая подобна ей: «Возлюби
ближнего твоего, как самого себя» (Мф.
22, 39).
И эта заповедь должна пред очами
каждого христианина стоять как образ
его совести, как критерий, как мерило
отношения его к ближнему своему.
Помните, что недостаточно только не обижать близких, не творить им зла.
Бог требует от нас гораздо большего: Он
требует, чтобы мы относились к ним так, как
хотим, чтобы они относились к нам самим.
Запомните, запомните эту вторую важнейшую в Законе заповедь.
Запомните, что мы согрешаем даже и тогда, когда не оскорбляем ближних своих, не
причиняем им зла, но когда не отдаем им
всецело сердца своего.
Запомните это, и если сами заметите в
поступках своих недостаток любви к ближним, то спешите каяться пред Богом.
В этом покаянии да поможет вам Великий Законодатель добра и правды Господь и
Бог наш Иисус Христос.
Архиепископ Лука (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)
|