Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Сегодня во время литургии вы слышали
небольшой отрывок из Евангелия (Мф. 20,
29-34), в котором повествуется об исцелении двух людей, живших в Иерихоне. Можно
себе представить, с какой надеждой, с какой внутренней силой обратились они к Спасителю, зная о
Его чудодейственных возможностях. Они всю жизнь были
слепыми, они никогда не видели Божьего света. Рядом
шумел, шептал, сотрясался
звуками мир, но они не могли себе представить хотя бы
образ того, что происходило
вокруг. Они не представляли, что такое небо, что такое земля, что такое растения, что такое люди. Они
жили в своем полностью изолированном мире, и только
звуки внешнего, неведомого
мира, достигая их, возбуждали чувство глубокой скорби. Но вот, прослышав, что в их
город приходит великий чудотворец – проповедник Иисус из Назарета, – они бросились к Нему как к последней надежде. Как
повествует евангелист, Господь сжалился
над ними, даже ни о чем не спросив. Ведь
иногда Он спрашивал тех, кого желал исцелить, «веришь ли?», и в ответ на веру избавлял людей от недугов. Здесь же ничего подобного не было – Он только сжалился и исцелил.
Это повествование учит нас тому, что
Бог иногда простирает Свою милость на
людей, которые и молиться не умеют, ни о
чем не просят и даже не отдают себе до
конца отчет в том, верят ли они в Бога.
В каких-то жизненных обстоятельствах как
будто верят, а в иных – не верят и вообще о Боге забывают. Проходят мимо храма,
даже не задумываясь, что ведь следовало
бы как-нибудь в храм зайти, просто постоять в тишине, подумать и к Богу обратиться. И ведь как много у нас таких людей!
Возникает вопрос: что они, все в немилости Божией? Вовсе нет! Господь исцелил
слепорожденных без всякой молитвы с их
стороны, по Своей величайшей любви к людям. Очень часто Господь исцеляет души,
просвещает разум, являет видимые знаки
Своего присутствия на жизненном пути тех,
кто, казалось бы, до конца и не верит в Его
существование. История исцеления слепых
свидетельствует не только о трагедии потери физического зрения и радости его обретения. Она свидетельствует еще и о том,
что Господь может исцелить людей не только от физической слепоты, но и от слепоты духовной.
Сегодня мы вспоминаем 200-летие со
дня рождения архимандрита Антонина (Капустина), выдающегося сына Церкви и Отечества. Он был из простой семьи деревенского священника – мы имели вчера возможность посетить то место, где он родился
и жил, храм, связанный с его жизнью. Это
наша русская глубинка, но из этой глубинки просиял человек огромного таланта, который приобрел энциклопедические знания.
Он был не только богословом, но и историком, архивистом, нумизматом. Он занимался археологическими раскопками, он изучал историю не по книгам, а по источникам, прекрасно владея древними и новыми
языками. По воле Божией большую часть
своей жизни отец Антонин, сын земли Курганской, провел в Святой Земле. И что же
произошло в Палестине за это время? Политическое положение там было очень непростым, контроль над территорией был в
руках турецкого султана. Было достаточно
сложно выстраивать отношения с местными властями, а тогдашние законы запрещали европейцам приобретать земли в Палестине. И отец Антонин (Капустин), сознавая
необходимость для России, для русского народа иметь присутствие рядом с Гробом Господним, силой своего ума, дипломатического такта и доброго сердца так располагал
к себе людей, что ему удалось приобрести
участки для России в самых важных местах
Святой Земли – рядом с Гробом Господним,
в Хевроне, где дуб Мамврийский, Эйн-Керем,
где сегодня располагается наш Горненский
монастырь, участки в Яффе, в Тиверии и
в других местах. Сегодня все это является
нашей землей – не в политическом, но в
духовном смысле. Русская духовная миссия
в Иерусалиме является собственником этих
земель, на них построены храмы, монастыри, там сегодня молятся тысячи и тысячи
наших паломников, и трудно сказать, кто потрудился более, чем отец Антонин, для того
чтобы Русский мир присутствовал за историческими границами России.
Мы с благоговением вспоминаем память
вашего великого земляка отца Антонина (Капустина) и молимся, чтобы Господь за подвиг его жизни даровал ему Царство Небесное. Пусть его пример вдохновляет нынешнее поколение духовенства Русской Православной Церкви на то, чтобы совершенствовать самих себя, возрастать в познаниях
как богословских, так и светских, но главное – возрастать духовно, дабы нести достойно Слово Божие своему народу.
По материалам сайта Патриархия.ру
|