ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№09 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Развитие церковно-приходских школ в Тобольской епархии в 1880-е гг.

Опыт в сфере образования в дореволюционный период имеет прикладное значение и может быть использован при формировании современной учебной системы, которая могла бы воздействовать на формирование массового сознания и была бы мощным стимулом развития государства. Состояние сферы образования является одним из важнейших показателей культурного роста общества. Школа духовного ведомства является составной частью традиционной русской системы просвещения. Данный тип образовательных учреждений сыграл огромную роль в культурном развитии Тобольской епархии, являясь наиболее востребованным видом школы.

В начале 1860-х гг. уровень грамотности населения России был довольно незначителен. Это частично обусловлено тем, что правительство не проявляло должного внимания к сфере образования, жалование учителей оставалось низким, на народное образование выделялось недостаточное количество финансов. Таким образом, во второй половине XIX в. встал вопрос об организации начального народного образования в России.

Сложившаяся в XIX в. система народного образования была многоуровневой, отдельные ее звенья находились в подчинении у разных ведомств. Существовали церковно-приходские школы духовного ведомства; казачьи военного ведомства; горнозаводские ведения Горного Управления Кабинета Его Величества; земские; школы Министерств народного просвещения и внутренних дел; железнодорожные.

В Сибири, в частности в Тобольской губернии, школы церковного ведомства начали создаваться еще в начале XVIII в. и просуществовали до 1917 г. К концу XIX века церковные учебные заведения стали преобладающими, в особенности те, которые могли дать начальное и низшее образование. С утверждением в июле 1884 г. «Правил о церковно-приходских школах» обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев повлиял на передачу дел народного образования ведомству православного вероисповедания. Повсеместное открытие таких школ имело цель обучить грамоте как можно большее количество детей. Большое внимание уделяли религиозному воспитанию учащихся. В «Правилах» было прописано: «Приходские школы нераздельно с Церковью должны внушать детям любовь к церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделалось навыком и потребностью сердца учащихся».

Император Александр III считал, что Церковь должна занимать доминирующее положение в образовании, таким образом ей удастся укрепить позицию царской власти. Существовала необходимость в защите традиционно-культурных устоев русского общества, в духовно-нравственном воспитании молодого поколения. После утверждения «Правил» 1884 г. император наложил следующую резолюцию: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле».

Большую роль в организации церковноприходских школ занимал Тобольский епархиальный училищный Совет. Церковно-приходские школы зачастую открывались приходскими священниками или другими членами причта на средства прихода, с пособием от сельских обществ, казны или частных лиц.

Города имели особое значение в развитии духовного образования. В XIX в. в Тобольской губернии насчитывалось около десятка городов, из которых Тобольск являлся самым крупным. В городах уровень образованности был гораздо выше, чем в селах и деревнях, несмотря на то, что городское население было немногочисленным. Это зависело во многом от количества церквей, монастырей: в городе их было порядком больше, чем в сельских местностях.

Епископ Авраамий (1885-1889 гг.), прибыв на место своего служения в г. Тобольск, «согласно общественной мысли и духовной потребности», начинает устройство церковно-приходских школ в Тобольской губернии.

1 ноября 1885 г. при архиерейском доме Тобольской епархии была открыта первая такая школа. Вскоре в нее записались 22 человека школьного возраста. Но на этом число желающих не остановилось, а возросло до 50 человек и было ограничено владыкой «из-за тесноты помещения». Принято было 11 девочек.

В архиерейской школе достаточно было и учебных пособий, и книг. Учащиеся не вносили никакой платы за обучение. Все ученики были поделены на две группы: первую составляли совершенно неграмотные, во вторую входили те, кто могли немного писать, читать и считать и знали некоторые молитвы. Занятия в школе длились с 9 часов утра до 14 часов.

Основу начального и низшего образования в Тобольской епархии составляли одноклассные, с двухлетним курсом, и двухклассные, с четырехлетним курсом, церковно-приходские школы. Отданы были под начало Тобольской епархии и одногодичные школы. Таким образом, церковные школы делились на два типа: церковно-приходские школы, которые имели такой же уровень, как и школы других ведомств, и школы грамоты, которые представляли собой более низкий тип учебного заведения, учителя таких школ не обязаны были выполнять программу церковно-приходских школ.

В Тобольской епархии для церковноприходских школ использовали учебники и учебные пособия, рекомендованные программой и распоряжениями Святейшего Синода, а также брошюрой «Советы учителям двухлетних деревенских школ грамотности». Пользовались Библией, Псалтырем, Часословом, Октоихом учебным, Букварем Синодальным, сборником арифметических задач и т.д. Изучали следующие предметы: чтение церковной и гражданской печати и письма, начальные арифметические знания, Закон Божий, который подразумевал два направления: изучение молитв, Священной истории, краткого катехизиса и изучение богослужения и церковного пения. В двухклассных школах помимо данных предметов добавлялись начальные сведения из истории Церкви и отечества. Ученики, успешно окончившие учебный курс, получали льготу IV, V разряда по отбыванию воинской повинности.

Количество церковно-приходских школ стало увеличиваться. К январю 1886 г. в Тобольской епархии их насчитывалось до 71, включая образцовую школу. Всего учащихся было 857: 700 мальчиков и 157 девочек. Во вторую половину года прибавилось еще 34 школы, 200 учеников, из них 25 девочек. Всего в 1886 г. насчитывалось 105 школ, обучающихся – 891 человек. К тому же «не всеми причтами, открывшими школы, обозначена цифра учащихся». В числе школ – 35 школ грамоты, а остальные представляют переходный тип от школ грамоты к начальной одноклассной школе.

В Тобольской епархии за учебный 1886-1887 год наблюдалось до 170 церковных школ, из которых 94 относятся к школам грамоты. Число учащихся достигло 2460, из которых 2002 мальчика и 458 девочек в возрасте от 7 до 14 лет.

В 1887-88 учебном году церковных школ в епархии было 210, из них 110 значились церковно-приходскими и 100 школами грамоты. Сравнительно с предшествовавшим учебным годом школ увеличилось на 40, вследствие открытия новых 34 церковно-приходских и 6 школ грамоты. Общее число учащихся в церковных школах было в этом году 3354, в том числе 2678 мальчиков и 676 девочек.

В 1888-89 учебный год школ грамотности в Тобольской епархии стало 140. Общее число учащихся в них: 1 598. Всех церковных школ было уже 279, из них 139 церковноприходских. Во всех этих школах обучалось 4614 детей обоего пола, из которых 3781 мальчик и 813 девочек.

В 1889-90 учебном году в Тобольской епархии церковно-приходских школ и школ грамоты было 274, из них 155 церковноприходских и 119 школ грамоты. Обучалось в них 4790 детей, из которых 3698 мальчиков и 822 девочки. Количество обучающихся детей выросло за год на 176 человек. Однако число церковных школ в целом уменьшилось на 5: сократилось число школ грамоты на 21, но церковно-приходских школ стало больше на 16. Значительное количество детей не обучалось в школах, а именно 122805 человек, что обусловлено, прежде всего, отсутствием школ по многим приходам из-за недостаточного финансирования.

В Тобольском округе к 1890 году на 50 приходов было открыто уже 29 церковных школ. Со временем планировалось открыть школы во всех приходах.

Открытие церковно-приходских школ и школ грамотности повлекло за собой массу положительных результатов. Несмотря на небольшой срок обучения в школах, ученики достигали больших успехов, например в умении грамотно писать, знании арифметики, церковной истории, Закона Божия, основных молитв.

В отчете одного из наблюдателей, священника Вергунова, сохранилось свидетельство об успеваемости учеников в церковно-приходских школах. По его словам, учение идет довольно успешно во всех школах: «читают славянскую и русскую печать бойко и четко», знают общеупотребительные молитвы и их краткое разъяснение, пишут «довольно хорошо и бойко, решают сложением простых чисел». Наблюдатель священник Арзамасов в своем рапорте также отмечает, какими были успехи учеников церковно-приходских школ: «пишут с прописей порядочно», успешно занимаются арифметикой.

Школы церковного ведомства увеличивались за счет того, что имели несколько важных положительных сторон. Среди них Г.Я.Маляревский называет «дешевизну и доступность» церковных школ: «на одну школу падает расходов в среднем в 3-4 раза менее, чем на светскую»; также и на ученика средств затрачивается гораздо меньше: в 2-3 раза меньше, чем в светской школе. Следующей положительной стороной Маляревский называет «лучшую возможность контроля» над церковными школами, чего в учебных заведениях другого ведомства не наблюдалось.

Таким образом, в конце XIX в. церковноприходские школы в Тобольской епархии стали важным звеном в общегосударственной системе народного образования, выполнив возложенную на них роль по ликвидации безграмотности в стране.

А.М. Рожкова,
г. Сургут

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.