Важнейшей проблемой, стоящей перед современной системой образования, является духовно-нравственное воспитание в школе, потому что духовное здоровье подрастающего поколения находится сегодня в критическом состоянии. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости и алчности в средствах массовой информации, а также тяжелые условия жизни нелегким бременем ложатся на детские души.
Курс «Основы православной культуры» предусматривает формирование таких качеств, как гражданственность и патриотизм, бережное и уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, помогает осмыслить нравственные категории добра и зла, смысла жизни.
В 2012 г., когда был введен курс ОРКСЭ
в 4-х классах, мне было не совсем понятно,
чем мы будем заниматься на уроках, в особенности на модуле «Основы православной
культуры», так как я сама чувствовала, что
знаний в этой области недостаточно. Мы все
очень переживали о том, как воспримут новый предмет родители и ученики, общественность. Станет ли введение предмета ОРКСЭ
обоснованным и эффективным шагом, способствующим духовно-нравственному воспитанию
подрастающего поколения? Будет ли он носить культурологический и светский характер?
Два года я была муниципальным тьютором Заводоуковского городского округа. Вместе с учителями повышала квалификацию, изучала темы курса, подбирала ресурсы, разрабатывала уроки с информационной поддержкой, занималась самообразованием. На основе интернет-ресурсов и собственных разработок создала медиатеку по ОРКСЭ, которой делюсь с педагогами района и области.
Создала сайт «В мире православной культуры» http://ckjdj1.ucoz.ru/, на котором размещаю наиболее значимые материалы, ссылки на сайты Православной Церкви, делюсь
с педагогами своими наработками.
Наша школа обеспечена учебно-методическими комплектами в соответствии
с выбором родителей и учащихся. И хочется отметить, что с каждым годом желающих
изучать модуль «Основы православной культуры» становится больше.
На модуле «Основы православной культуры» мы с ребятами ведем диалог, просматриваем видеоролики, отрывки из фильма для
детей «Жизнь Иисуса», рассматриваем Библию в картинках, читаем истории из детской
Библии и обсуждаем прочитанное, разбираем
жизненные ситуации. Ребята особенно любят
поговорить на те темы, которые непосредственно их волнуют. О душе человеческой.
О добре и зле. О морали и нравственности.
О традициях в разных религиях, в семье. О
Боге и о Церкви. О шедеврах русского зодчества и памятниках русской православной
культуры. В такие минуты откровения понимаешь, как важно для них, чтобы их выслушали не только учитель (я), но и сверстники.
Особое значение уделяю домашнему заданию. Так как именно дома ребята делятся
с родителями своими впечатлениями о предмете. Родители стараются помогать детям
в освоении модуля «Основы православной
культуры». Опыт детей не богат, а выполнение дополнительных заданий часто требует
знаний и творческого подхода, и без помощи родителей или других взрослых школьники не могут обойтись. Например, такие задания: «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей
семье» или: «Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи», «Поговорите со
старшими и расскажите, какие религиозные
праздники принято отмечать в вашей семье»;
задания составить викторину или кроссворд
по пройденной на уроке теме и другие задания. Поэтому родители становятся непосредственными участниками учебного процесса.
На уроках царит доброжелательная атмосфера, активность и уверенность.
В конце каждого полугодия мы подводим
небольшие итоги. Результатом нашей работы
становятся проекты учеников: «Мерная икона», «Православные храмы России», «Традиции нашего народа», «По святым местам» и
другие. На такие уроки приглашаем учителей
начальных классов, родителей. Ребята рассказывают о том, что они узнали в процессе
изучения, исследования темы. Делятся впечатлениями о том, что их особенно взволновало, заинтересовало. Составляют тематические игры, викторины, кроссворды, словарики, обогащая тем самым словарный запас и
расширяя кругозор. Учатся быть образованными и терпимыми к людям различных вероисповеданий. Учатся быть заботливыми по
отношению к родителям, старикам и инвалидам. Задумываются о смысле жизни, усваивают понятия «добро», «зло», «грех», «наказание». Надеюсь, что данные знания помогут им стать духовно-нравственными людьми,
с четкими жизненными ориентирами, улучшат обстановку в молодежной среде, помогут воспитанию толерантности в обществе.
Для проверки заданий самостоятельной
работы, закрепления изученного на уроке
использую упражнения тестового характера.
Мои воспитанники принимали участие в Общероссийской олимпиаде по Основам православной культуры. Предварительно я выступала организатором олимпиады школьного тура.
В заключение хочу сказать о том, что
в наше непростое время, когда меняются
ценностные ориентиры, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные
приоритеты молодежи, Православная Церковь
и светская школа должны объединиться в решении проблемы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
А наша задача, учителей Основ православной культуры, через свои уроки воспитывать у учащихся такие качества, как гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, семье, соотечественникам и согражданам. А также воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром; готовить их к вступлению во «взрослую» жизнь
с ее нормами и требованиями, к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Н.П. Поп,
МАОУ «СОШ №1»,
г. Заводоуковск
|