Все мы знаем или, по крайней мере, наслышаны о том, что Александр Николаевич Радищев (17491802) – первый русский революционер, автор «крамольной» книги «Путешествие из Петербурга в Москву». За нее он поплатился несколькими месяцами тюрьмы, семилетней ссылкой в Сибирь и – после
возвращения в европейскую часть России – четырехлетним «заточением» в родовом имении Немцово.
Для нас, сибиряков, имя Радищева близко тем, что он – далеко не по своей воле – во время следования к месту своей ссылки в Восточную Сибирь побывал в Тобольской губернии, оставив воспоминания об этом в своих дневниковых записях. А в Тобольске даже задержался более чем на полгода. Он был очень благодарен местным властям и жителям губернского в то время города за теплый
прием и человечность, проявленную по отношению к нему, политическому преступнику.
В советское время Радищев почитался за воинствующего атеиста.
Действительно, в юности и в книге
«Путешествие из Петербурга в Москву» он в довольно резкой форме
выражал свое неприятие Церкви и
религии как орудия угнетения народа. Еще в Лейпциге отец Павел,
приставленный к русским студентам
внушать им благочестие, своей недалекостью и догматизмом «более
способствовал к возродившемуся в
нас в то время непочтению к священным вещам, нежели удобен был дать наставление в
священном законе», – вспоминал Александр
Николаевич. Он так же, как и его умирающий
друг Ф.Ушаков, в то время не верил в бессмертие души. Однако «доходил ли он до полного атеизма и отрицал ли самое существование Бога, нам неизвестно. Вполне возможно, что до последнего разрыва с религиозными
понятиями он не дошел и оставался на почве
т.н. деизма, признания Бога, как первопричины, с отрицанием Его, как провидения», – пишет литературовед И.Вороницын.
В «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев пишет о религии как о «священном суеверии, отъемлющем у человека
чувствительность, влекущем его в ярем порабощения и в заблуждения».
Хрестоматийными стали строки из оды
«Вольность»:
И се чудовище ужасно,
Как гидра, сто имея глав,
Умильно и в слезах всечасно,
Но полны челюсти отрав,
Земные власти попирает,
Главою неба досязает,
«Его отчизна там», – гласит.
Призраки, тьму повсюду сеет,
Обманывать и льстить умеет
И слепо верить всем велит…
Власть царска веру сохраняет,
Власть царску вера утверждает;
Союзно общество гнетут:
Одно сковать рассудок тщится,
Другое волю стерть стремится;
«На пользу общую», – рекут.
Если мы вчитаемся в эти строки, то заметим, что речь в них идет не о Боге и вере
в Него как таковых. Осуждение Радищева направлено не на христианство или Православие и его каноны, а на то, как они трактуются
в пользу монарха и господствующих классов.
Александр Николаевич был православным человеком, он ходил в церковь, все его
дети крещены, и он воспитывал их в уважении к Богу.
«Помните, друзья души моей, помните всечасно, что есть Бог, и что мы ни единаго шага,
ниже единыя мысли совершить не можем не
под Его всесильною рукою. Помните, что Он
правосуден и милосерд, что доброе дело без
награды не оставляет, как и без наказания
худое. И так всякое дело начинайте, призвав
Его к себе в помощь, и прибегайте к Нему
теплыми молитвами. О, коликое утешение в
Нем обрящете!» – пишет он в «Завещании детям» из Петропавловской крепости.
Может быть, это ирония, и надо понимать его слова «наоборот»? Если
бы он обращался ко взрослому человеку, такое предположимо, но его
детям было от семи до четырнадцати лет, и вряд ли бы они могли воспринять подтекст его письма.
Когда по дороге в ссылку Радищев остановился в Москве, то
он, по словам его сына, «ходил
молиться к Иверской Божьей Матери и на коленях долго и усердно молился со слезами».
Обратимся еще раз к оде «Вольность».
Вот ее финал:
Мне слышится уж глас природы,
Начальный глас, глас Божества,
Трясутся вечна мрака своды,
Се миг рожденья вещества.
Се медленно и в стройном чине
Грядет Зиждитель во едине –
Рекл – яркий свет пустил свой луч,
И, ложный плена скиптр поправши,
Сгущенную тьму разогнавши,
Блестящий день родил из туч.
Именно «Зиждитель», т.е. Бог, установит справедливость на земле. «Зиждителем»
Радищев называет Бога и в стихотворении
«Творение мира. Песнословие». Это гимн
Богу как Создателю мира, определившему
его законы, главные из которых – движение и любовь. В стихотворении утверждается всесилие и бесконечность Бога:
Един повсюду и предвечен,
Всесилен Бог и бесконечен;
Всегда Я буду, есмь и был,
Един везде вся исполняя,
Себя в Себе Я заключая,
Днесь все во Мне, во всем
Я жил.
Бог любит человека и не хочет, чтобы он
оказался несчастен:
Закону Моему не внемля –
Во страхе Господа ходить,
Я зрю, что тварь не пожелает,
Кичася гордостью, взмечтает,
Что всей она природы царь.
О бренна и немощна тварь!
Почто против Отца дерзаешь?
Или, ослушна, быти чаешь
Блаженною сама собой?
Я мог бы днесь, предупреждая
И мысль мою переменяя,
Быть твари повелеть иной.
Не ярый слабостей Я мститель,
Отец всещедрый и Зиждитель:
Любовию к тебе горю.
Чуждаться будешь совершенства,
Но корень твоего блаженства
В тебе нетленен сотворю.
В конце жизни Радищев пишет небольшое стихотворение «Молитва», в котором и
надежда, и мольба, и сожаление, и любовь:
Тебя, о, Боже мой, Тебя не признавают, –
Тебя, что твари все повсюду возвещают.
Внемли последний глас: я если прегрешил,
Закон я Твой искал, в душе Тебя любил;
Не колебаяся на вечность я взираю;
Но Ты меня родил, и я не понимаю,
Что Бог, Кем в дни мои блаженства
луч сиял,
Когда прервется жизнь, навек меня терзал…
Татьяна СОЛОДОВА, г.Тобольск
Резюме от редакции СПГ:
В Священном Писании говорится: «По
плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). Имея возможность видеть плоды деяний многих поколений, мы можем констатировать тот факт,
что с принятием христианства наше Отечество развилось от Киевской Руси до Великой
России, и главную роль в образовании, воспитании и нравственном становлении общества играла Русская Православная Церковь,
начиная с X-го и вплоть до XVIII-го века.
Также в Священном Писании говорится:
«Несть человек, иже жив будет и не согрешит» (3 Цар. 8, 46). Поэтому нельзя исключать и факт проявления человеческих немощей как у правителей, так и у священнослужителей. С XVIII века, после реформ Петра I, Церковь насильно была сделана инструментом власти, но все же плоды оставались добрыми, о чем говорит развитие территории,
науки и, самое главное, прирост населения
страны. Привносимое Западом вольнодумство во все времена служило только разрушению нравственных устоев и традиционной культуры простого народа, ведь именно
его последствия так ярко проявились после
1917 года, когда началось полное истребление Церкви и разрушение наших духовных и
культурных традиций.
Важно сознавать, что вольнодумство во
все времена содержит в себе дух противления, а следовательно, и несет элементы разрушения, что пагубно для любого общества.
По молодости и незрелости многие ошибаются, вставая на путь отрицания наследия
предков, но, со временем прозревая, многие
вольнодумцы меняли свои взгляды.
Плоды неверия ужасны таковы;
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства
толки смелы,
Чем против Божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час…
(И. А. Крылов)
|