ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№09 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Един повсюду и предвечен…

Все мы знаем или, по крайней мере, наслышаны о том, что Александр Николаевич Радищев (17491802) – первый русский революционер, автор «крамольной» книги «Путешествие из Петербурга в Москву». За нее он поплатился несколькими месяцами тюрьмы, семилетней ссылкой в Сибирь и – после возвращения в европейскую часть России – четырехлетним «заточением» в родовом имении Немцово.

Для нас, сибиряков, имя Радищева близко тем, что он – далеко не по своей воле – во время следования к месту своей ссылки в Восточную Сибирь побывал в Тобольской губернии, оставив воспоминания об этом в своих дневниковых записях. А в Тобольске даже задержался более чем на полгода. Он был очень благодарен местным властям и жителям губернского в то время города за теплый прием и человечность, проявленную по отношению к нему, политическому преступнику.

В советское время Радищев почитался за воинствующего атеиста. Действительно, в юности и в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он в довольно резкой форме выражал свое неприятие Церкви и религии как орудия угнетения народа. Еще в Лейпциге отец Павел, приставленный к русским студентам внушать им благочестие, своей недалекостью и догматизмом «более способствовал к возродившемуся в нас в то время непочтению к священным вещам, нежели удобен был дать наставление в священном законе», – вспоминал Александр Николаевич. Он так же, как и его умирающий друг Ф.Ушаков, в то время не верил в бессмертие души. Однако «доходил ли он до полного атеизма и отрицал ли самое существование Бога, нам неизвестно. Вполне возможно, что до последнего разрыва с религиозными понятиями он не дошел и оставался на почве т.н. деизма, признания Бога, как первопричины, с отрицанием Его, как провидения», – пишет литературовед И.Вороницын.

В «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев пишет о религии как о «священном суеверии, отъемлющем у человека чувствительность, влекущем его в ярем порабощения и в заблуждения».

Хрестоматийными стали строки из оды «Вольность»:

И се чудовище ужасно,
Как гидра, сто имея глав,
Умильно и в слезах всечасно,
Но полны челюсти отрав,
Земные власти попирает,
Главою неба досязает,
«Его отчизна там», – гласит.
Призраки, тьму повсюду сеет,
Обманывать и льстить умеет
И слепо верить всем велит…
Власть царска веру сохраняет,
Власть царску вера утверждает;
Союзно общество гнетут:
Одно сковать рассудок тщится,
Другое волю стерть стремится;
«На пользу общую», – рекут.

Если мы вчитаемся в эти строки, то заметим, что речь в них идет не о Боге и вере в Него как таковых. Осуждение Радищева направлено не на христианство или Православие и его каноны, а на то, как они трактуются в пользу монарха и господствующих классов. Александр Николаевич был православным человеком, он ходил в церковь, все его дети крещены, и он воспитывал их в уважении к Богу.

«Помните, друзья души моей, помните всечасно, что есть Бог, и что мы ни единаго шага, ниже единыя мысли совершить не можем не под Его всесильною рукою. Помните, что Он правосуден и милосерд, что доброе дело без награды не оставляет, как и без наказания худое. И так всякое дело начинайте, призвав Его к себе в помощь, и прибегайте к Нему теплыми молитвами. О, коликое утешение в Нем обрящете!» – пишет он в «Завещании детям» из Петропавловской крепости.

Может быть, это ирония, и надо понимать его слова «наоборот»? Если бы он обращался ко взрослому человеку, такое предположимо, но его детям было от семи до четырнадцати лет, и вряд ли бы они могли воспринять подтекст его письма.

Когда по дороге в ссылку Радищев остановился в Москве, то он, по словам его сына, «ходил молиться к Иверской Божьей Матери и на коленях долго и усердно молился со слезами». Обратимся еще раз к оде «Вольность». Вот ее финал:

Мне слышится уж глас природы,
Начальный глас, глас Божества,
Трясутся вечна мрака своды,
Се миг рожденья вещества.
Се медленно и в стройном чине
Грядет Зиждитель во едине –
Рекл – яркий свет пустил свой луч,
И, ложный плена скиптр поправши,
Сгущенную тьму разогнавши,
Блестящий день родил из туч.

Именно «Зиждитель», т.е. Бог, установит справедливость на земле. «Зиждителем» Радищев называет Бога и в стихотворении «Творение мира. Песнословие». Это гимн Богу как Создателю мира, определившему его законы, главные из которых – движение и любовь. В стихотворении утверждается всесилие и бесконечность Бога:

Един повсюду и предвечен,
Всесилен Бог и бесконечен;
Всегда Я буду, есмь и был,
Един везде вся исполняя,
Себя в Себе Я заключая,
Днесь все во Мне, во всем
Я жил.

Бог любит человека и не хочет, чтобы он оказался несчастен:

Закону Моему не внемля –
Во страхе Господа ходить,
Я зрю, что тварь не пожелает,
Кичася гордостью, взмечтает,
Что всей она природы царь.
О бренна и немощна тварь!
Почто против Отца дерзаешь?
Или, ослушна, быти чаешь
Блаженною сама собой?
Я мог бы днесь, предупреждая
И мысль мою переменяя,
Быть твари повелеть иной.
Не ярый слабостей Я мститель,
Отец всещедрый и Зиждитель:
Любовию к тебе горю.
Чуждаться будешь совершенства,
Но корень твоего блаженства
В тебе нетленен сотворю.

В конце жизни Радищев пишет небольшое стихотворение «Молитва», в котором и надежда, и мольба, и сожаление, и любовь:

Тебя, о, Боже мой, Тебя не признавают, –
Тебя, что твари все повсюду возвещают.
Внемли последний глас: я если прегрешил,
Закон я Твой искал, в душе Тебя любил;
Не колебаяся на вечность я взираю;
Но Ты меня родил, и я не понимаю,
Что Бог, Кем в дни мои блаженства луч сиял,
Когда прервется жизнь, навек меня терзал…

Татьяна СОЛОДОВА, г.Тобольск




Резюме от редакции СПГ:


В Священном Писании говорится: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). Имея возможность видеть плоды деяний многих поколений, мы можем констатировать тот факт, что с принятием христианства наше Отечество развилось от Киевской Руси до Великой России, и главную роль в образовании, воспитании и нравственном становлении общества играла Русская Православная Церковь, начиная с X-го и вплоть до XVIII-го века. Также в Священном Писании говорится: «Несть человек, иже жив будет и не согрешит» (3 Цар. 8, 46). Поэтому нельзя исключать и факт проявления человеческих немощей как у правителей, так и у священнослужителей. С XVIII века, после реформ Петра I, Церковь насильно была сделана инструментом власти, но все же плоды оставались добрыми, о чем говорит развитие территории, науки и, самое главное, прирост населения страны. Привносимое Западом вольнодумство во все времена служило только разрушению нравственных устоев и традиционной культуры простого народа, ведь именно его последствия так ярко проявились после 1917 года, когда началось полное истребление Церкви и разрушение наших духовных и культурных традиций.

Важно сознавать, что вольнодумство во все времена содержит в себе дух противления, а следовательно, и несет элементы разрушения, что пагубно для любого общества. По молодости и незрелости многие ошибаются, вставая на путь отрицания наследия предков, но, со временем прозревая, многие вольнодумцы меняли свои взгляды.
Плоды неверия ужасны таковы;
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства
толки смелы,
Чем против Божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час…

(И. А. Крылов)

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.