Молитва Господня – так называется
всем известная молитва «Отче наш», которую оставил нам Сам Господь Иисус Христос. Поэтому эта молитва для православных христиан – самая главная.
В дореволюционной России, где свято почитали православную веру, не знать молитву «Отче наш» считалось неприличным. В
старину говаривали: «Знаю, как Отче наш».
Это потом уже, во времена советской власти, эту поговорку заменили на лаконичное:
«Знаю, как дважды два – четыре».
Об этой молитве мы узнаем из святого
Евангелия. Известно, что Господь наш Иисус Христос поучал учеников Своих и народ,
ходивший за Ним, чтобы послушать Его учение о спасении, – о том, как исполнять Закон Божий, чтобы наследовать жизнь вечную. В Нагорной проповеди, помимо девяти Заповедей блаженств, содержится и молитва «Отче наш».
Перед тем как преподать эту молитву людям, Господь поучает: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь
твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе
явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо
знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 6-8).
И дальше идет молитва «Отче наш»: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле,
как на небе; хлеб наш насущный дай нам
на сей день; и прости нам долги наши, как
и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6, 9-13).
Обратим внимание на слова Спасителя:
«молясь, не говорите лишнего… ибо знает
Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде
вашего прошения у Него». Из семи просьб
к Богу Отцу, первому Лицу Пресвятой Троицы, содержится и прошение о хлебе насущном! Господь заповедал нам просить не о
богатстве, не о роскоши, не об избытке благ
земных, а о самом насущном, необходимом!
Именно хлеб и символизирует все необходимое для нашей земной жизни.
В этой молитве, конечно же, важны все
слова. Но слух наш все-таки пронзает: «Хлеб
наш насущный даждь нам днесь…» Хлеб –
велико значение этого слова! Под видом хлеба в Таинстве святого Причастия подается
Тело Христово. В Евангелии от Матфея читаем: «И когда они ели, Иисус взял хлеб, и,
благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело
Мое…» (Мф, 26, 26). Воистину, тайна сия
велика есть! Величайшее Таинство оставлено нам, многогрешным, Самим Спасителем!
В богодухновенной Псалтири царь Давид
восклицает: «И хлеб сердце человека укрепит» (Пс. 103, 15 – см. славянский текст).
Почитание хлеба как святыни было присуще
русскому человеку во все времена. Наши бабушки благоговейно почитали не только сам
хлеб, но даже и хлебные крошечки бережно
собирали в ладошку! Испортившийся хлебушек никогда не выбрасывали: крошили птичкам. Во время Великой Отечественной войны изголодавшиеся люди мечтали о хлебной
корочке, а в блокадном Ленинграде норма
хлеба была всего 150 граммов в день! В послевоенные годы была популярной песня в
исполнении Людмилы Зыкиной: «Ты запомни, сынок, золотые слова: хлеб – всему голова! Хлеб – всему голова!» И даже в хлебных магазинах в советские годы можно было
встретить лозунг: «Хлеба к обеду в меру бери,
хлеб – драгоценность – им не сори!»
Голодные военные годы, слава Богу, позади. Наши магазины и супермаркеты изобилуют хлебной продукцией на любой вкус. Но
где и когда произошла подмена вечных ценностей и, в частности, – отношения к величайшей святыне – хлебу? На переменах в школе
можно увидеть брошенные надкушенные булочки – современным детям это запросто! В
мусорных контейнерах валяется выброшенный
хлеб. А хлеб, купленный в магазине, очень
быстро портится и плесневеет… Такое ощущение, что выпечен он недобросовестными
людьми, нарушающими технологию его приготовления, или из плохой муки… Наши современницы отказываются вкушать хлеб вообще,
чтобы «не испортить фигуру». Когда мы перестали относиться к хлебу как к святыне?
Давайте вспомним русскую классику. Недавно перечитывала А.С.Пушкина, моего любимого Пушкина, «Путешествие в Арзрум». Свое
отношение к хлебу писатель облекает в художественную форму: «Дорого бы я дал за кусок русского черного хлеба, который им <туркам> был так противен…» Или еще в одном
месте читаем: «Турецкие пленники разрабатывали дорогу. Они жаловались на пищу, им выдаваемую. Они никак не могли привыкнуть к
русскому черному хлебу. Это напомнило мне
слова молодого приятеля Шереметева по возвращении его из Парижа: «Худо, брат, жить в
Париже: есть нечего: черного хлеба не допросишься!» Вот так! Русский человек без хлеба
не представлял своего существования! Пора
бы и нам задуматься над этой простой истиной, что «хлеб всему голова!», и пересмотреть свое отношение к святыне!
Лариса Леонидовна Телегина,
преподаватель Воскресной школы
храма Рождества Христова
г. Нижневартовск
|