ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№09 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Хлеб наш насущный даждь нам днесь…

Молитва Господня – так называется всем известная молитва «Отче наш», которую оставил нам Сам Господь Иисус Христос. Поэтому эта молитва для православных христиан – самая главная.

В дореволюционной России, где свято почитали православную веру, не знать молитву «Отче наш» считалось неприличным. В старину говаривали: «Знаю, как Отче наш». Это потом уже, во времена советской власти, эту поговорку заменили на лаконичное: «Знаю, как дважды два – четыре».

Об этой молитве мы узнаем из святого Евангелия. Известно, что Господь наш Иисус Христос поучал учеников Своих и народ, ходивший за Ним, чтобы послушать Его учение о спасении, – о том, как исполнять Закон Божий, чтобы наследовать жизнь вечную. В Нагорной проповеди, помимо девяти Заповедей блаженств, содержится и молитва «Отче наш».

Перед тем как преподать эту молитву людям, Господь поучает: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 6-8). И дальше идет молитва «Отче наш»: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6, 9-13).

Обратим внимание на слова Спасителя: «молясь, не говорите лишнего… ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Из семи просьб к Богу Отцу, первому Лицу Пресвятой Троицы, содержится и прошение о хлебе насущном! Господь заповедал нам просить не о богатстве, не о роскоши, не об избытке благ земных, а о самом насущном, необходимом! Именно хлеб и символизирует все необходимое для нашей земной жизни.

В этой молитве, конечно же, важны все слова. Но слух наш все-таки пронзает: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» Хлеб – велико значение этого слова! Под видом хлеба в Таинстве святого Причастия подается Тело Христово. В Евангелии от Матфея читаем: «И когда они ели, Иисус взял хлеб, и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое…» (Мф, 26, 26). Воистину, тайна сия велика есть! Величайшее Таинство оставлено нам, многогрешным, Самим Спасителем! В богодухновенной Псалтири царь Давид восклицает: «И хлеб сердце человека укрепит» (Пс. 103, 15 – см. славянский текст).

Почитание хлеба как святыни было присуще русскому человеку во все времена. Наши бабушки благоговейно почитали не только сам хлеб, но даже и хлебные крошечки бережно собирали в ладошку! Испортившийся хлебушек никогда не выбрасывали: крошили птичкам. Во время Великой Отечественной войны изголодавшиеся люди мечтали о хлебной корочке, а в блокадном Ленинграде норма хлеба была всего 150 граммов в день! В послевоенные годы была популярной песня в исполнении Людмилы Зыкиной: «Ты запомни, сынок, золотые слова: хлеб – всему голова! Хлеб – всему голова!» И даже в хлебных магазинах в советские годы можно было встретить лозунг: «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность – им не сори!»

Голодные военные годы, слава Богу, позади. Наши магазины и супермаркеты изобилуют хлебной продукцией на любой вкус. Но где и когда произошла подмена вечных ценностей и, в частности, – отношения к величайшей святыне – хлебу? На переменах в школе можно увидеть брошенные надкушенные булочки – современным детям это запросто! В мусорных контейнерах валяется выброшенный хлеб. А хлеб, купленный в магазине, очень быстро портится и плесневеет… Такое ощущение, что выпечен он недобросовестными людьми, нарушающими технологию его приготовления, или из плохой муки… Наши современницы отказываются вкушать хлеб вообще, чтобы «не испортить фигуру». Когда мы перестали относиться к хлебу как к святыне?

Давайте вспомним русскую классику. Недавно перечитывала А.С.Пушкина, моего любимого Пушкина, «Путешествие в Арзрум». Свое отношение к хлебу писатель облекает в художественную форму: «Дорого бы я дал за кусок русского черного хлеба, который им <туркам> был так противен…» Или еще в одном месте читаем: «Турецкие пленники разрабатывали дорогу. Они жаловались на пищу, им выдаваемую. Они никак не могли привыкнуть к русскому черному хлебу. Это напомнило мне слова молодого приятеля Шереметева по возвращении его из Парижа: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего: черного хлеба не допросишься!» Вот так! Русский человек без хлеба не представлял своего существования! Пора бы и нам задуматься над этой простой истиной, что «хлеб всему голова!», и пересмотреть свое отношение к святыне!

Лариса Леонидовна Телегина,
преподаватель Воскресной школы
храма Рождества Христова
г. Нижневартовск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.