Документ принят на заседании Священного Синода 25 июля 2014 года (журнал №80)
Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной
Церкви, является злоупотребление алкогольными напитками. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании
отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни.
I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству
Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание,
сопровождающееся глубокими повреждениями
психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой.
В Ветхом Завете содержатся положительные высказывания об употреблении вина (Втор.
7:13; 11:14; Еккл. 10:19), строгие предупреждения злоупотребления им (Ис. 5:22), а также
примеры абсолютной трезвости (Суд. 13:6-7; 1
Цар. 1:11; Лук. 1:14-15; Иер. 35). Обет назорейства предполагал абсолютную трезвость и
принимался добровольно (Чис. 6:1-21), священникам предписывалось сохранение трезвости
на время исполнения служения (Лев. 10:8-11).
В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней
трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях
апостолов упоминаются лечебные свойства
вина (1 Тим. 5:23), указывается на пагубность злоупотребления им (Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10), а также содержатся призывы к трезвости (1 Пет. 5:8; Рим. 14:21; 1 Тим. 3:2).
Библейская традиция отношения к вину
сохранялась Церковью и в дальнейшем. Не
запрещая употребления вина, она всегда говорила о пользе воздержания, а Святые Отцы
часто являли пример абсолютной трезвости
в своей жизни и призывали к ней. Законодательная традиция Церкви, осуждая гнушение
винопитием (см. правила святых апостолов
51 и 53), запрещает пьянство (см. правила
святых апостолов 42 и 43). Эта позиция получила дальнейшее развитие в постановлениях Соборов Русской Православной Церкви
(Стоглавый собор 1551 г., гл. 49 и 52; и Московский Собор 1681 г., определения 3 и 12).
Когда во второй половине XIX века в
связи с расширением промышленного производства и повсеместной продажей водки
пьянство превратилось в России в социальное бедствие, Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости. Святейший Синод
в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием
в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».
Сегодня пьянство является одной из
основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения
уровня нравственности и культуры, утраты
уважения к труду.
Церковь обеспокоена сложившейся ситуацией и считает пьянство безусловным
злом, а распространенное мнение о том, что
систематическое употребление алкогольных
напитков не приносит вреда здоровью — препятствием для профилактики алкоголизации.
Просветительская работа в этом направлении должна стать основой утверждения
трезвости в обществе.
II. Формы и методы деятельности по
утверждению трезвости
Утверждение трезвости как вид социального служения Церкви включает в себя профилактику алкоголизма, а также реабилитацию и реадаптацию лиц, страдающих
алкогольной зависимостью.
Работа по утверждению трезвости ведется по трем направлениям.
Первое имеет целью утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где
происходит формирование личности.
Братства, общества, общины трезвости
и иные церковные организации способствуют возрождению традиционных семейных и
духовно-нравственных ценностей, осуществляют просветительскую деятельность, ведут
профилактику алкоголизма, формируя положительное отношение к трезвости как общественной ценности, участвуют в создании
трезвой молодежной культуры, оказывают
воздействие личным примером, в том числе организуя «праздники трезвости» и создавая «территории трезвости».
Второе направление охватывает работу
с лицами, систематически употребляющими
алкоголь, и включает в себя просвещение
этих лиц, формирование у них мотивации для
обращения к специалисту, оказание им социальной и психологической помощи, в том
числе в форме индивидуальных и семейных
консультаций, вовлечение в общинную жизнь,
деятельность общественных объединений,
клубов (спортивных, военно-патриотических
и тому подобных).
Третье подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию лиц, страдающих алкоголизмом, создание домов трудолюбия и
центров реабилитации, групп само- и взаимопомощи, семейных клубов трезвости, индивидуальное консультирование лиц, страдающих алкоголизмом, и их родственников,
курсы и школы по избавлению от алкогольной
зависимости. В каждой из этих форм работы
применяются свои духовные, медицинские,
психологические и социальные методы. При
этом наибольшая эффективность достигается при их разумном сочетании.
Деятельность православных реабилитационных центров и организация борьбы за
трезвый образ жизни должна быть регламентирована составленной компетентными
лицами методикой и проходить с благословения правящего архиерея. Основным направлением деятельности центров должно
быть использование одобренных Церковью
и официальной медициной средств излечения недугов при свободном желании пациента. Неприемлемо использование в православных реабилитационных центрах
псевдонаучных и оккультных методик.
Особо необходимо отметить следующие
формы и методы реабилитационной деятельности, часто применяемые православными
организациями и доказавшие свою эффективность.
1. Обеты трезвости (зароки от пьянства).
Для укрепления в борьбе за трезвость люди
могут давать обет трезвости. Обет дается человеком с благословения духовника и в надежде на благодатную помощь Божию. Обеты
трезвости даются как самими страждущими,
так и их родственниками, а также людьми,
занимающимися профилактикой алкоголизма
и желающими вести трезвый образ жизни.
2. Индивидуальные консультации для
страждущих и их родственников. Консультации проводятся священнослужителями, специалистами или добровольцами, обладающими
теоретическими и практическими знаниями
о способах преодоления алкоголизма.
3. Групповые беседы со страждущими и
их родственниками. Такого рода занятия имеют своей целью формирование и закрепление стремления к трезвой жизни.
4. Курсы или школы по избавлению от алкогольной зависимости. Цикл занятий, который проводится в виде курса лекций или семинаров, имеет своей целью формирование
и закрепление мотивации к трезвой жизни
и является частью процесса реабилитации.
5. Группы само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни. Группы самопомощи представляют собой организации людей,
страдающих алкогольной зависимостью, и/или
их близких, созданные с целью избавления
от недуга пьянства подверженных ему людей.
6. Реабилитационные центры — церковные и церковно-общественные учреждения,
в которых оказывается помощь в преодолении зависимости и восстановлении социальных навыков. Реабилитация предполагает изменения, затрагивающие отношение человека к собственному здоровью и психологическому состоянию, к труду, к получению
образования, к близким людям и обществу,
к нравственным и религиозным ценностям.
Важной частью реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, является помощь их близким, для которых проводятся индивидуальные консультации, групповая работа
и беседы священнослужителей и психологов.
Реабилитация может проводиться в приходских общинах, монастырях и в других местах
и быть как стационарной, так и амбулаторной.
Важнейшей составной частью церковной
реабилитационной работы является духовная
помощь, приведение страждущего к изменению духовно-нравственных установок и постепенному избавлению от зависимости через сознательное вовлечение его самого и
его близких в евхаристическую и общинную
жизнь. (ОСК XI.6)
III. Координация церковной деятельности по утверждению трезвости
Церковная деятельность по утверждению трезвости осуществляется на следующих уровнях.
1. Общецерковный уровень. На этом
уровне координацию деятельности по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма осуществляет Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному
служению. В задачи Отдела входит:
разработка и координация общецерковных программ по утверждению трезвости и
оказанию помощи лицам, страдающим алкогольной зависимостью, и их родственникам;
подготовка методических материалов и
распространение их в епархиях;
организация регулярных обучающих семинаров для должностных лиц и добровольцев;
разработка совместно с Учебным комитетом курсов для учебных заведений Русской
Православной Церкви по подготовке специалистов в сфере организации и осуществления деятельности по утверждению трезвости;
создание во взаимодействии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации методик и учебных пособий для
проведения в православных учебных заведениях и воскресных школах занятий, нацеленных на воспитание правильного отношения к трезвой жизни;
обмен опытом с зарубежными благотворительными организациями, в том числе волонтерскими, в сотрудничестве с Отделом
внешних церковных связей;
совместно с церковно-общественным советом по защите от алкогольной угрозы поддержание инициатив социально активных
граждан и объединений, усилия которых направлены на борьбу с пропагандой алкоголя,
его реализацией и употреблением;
открытое обращение к органам государственной власти с предложениями о борьбе с причинами алкоголизма и наркомании
и профилактикой таковых;
создание общецерковного объединения
православных обществ трезвости.
2. Епархиальный уровень. Епархиальные
архиереи определяют направления и приоритеты деятельности по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма в зависимости от имеющихся потребностей и сложившейся практики.
Они также по представлению координаторов и благочинных определяют меру участия приходов в данной деятельности, исходя из их местоположения, количества прихожан и материального
достатка. В епархиях могут быть созданы подразделения по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. В их задачи входит:
распространение методических и информационных материалов, подготовленных
или одобренных специализированными церковными учреждениями и предназначенных
для обучения различным видам деятельности по утверждению трезвости;
проведение обучающих семинаров,
а также курсов подготовки церковных специалистов по организации работы в области
утверждения трезвости;
привлечение клириков, мирян и учащихся
духовных учебных заведений к практической
деятельности по профилактике алкоголизма;
создание в епархиях объединений мирян –
специалистов в этой области: врачей, психологов, педагогов, социальных работников;
помощь в укреплении материальной базы
епархиальных, приходских и монастырских
программ в области утверждения трезвости,
в том числе через проведение епархиальных
целевых денежных сборов;
координация деятельности приходских
братств, обществ и общин трезвости;
создание при соответствующем епархиальном отделе телефонной справочно-консультационной службы по вопросам
помощи страждущим и их близким.
Епархиальным архиереям следует призывать духовенство являть собою пример
трезвой жизни.
3. Благочиннический уровень. Общая
организация, координация и контроль за
деятельностью по утверждению трезвости
на уровне благочиния, а также организация
межприходского взаимодействия в данной области находится в компетенции благочинного.
Непосредственное исполнение этих задач может быть поручено помощнику благочинного.
4. Приходской уровень. На приходском
уровне организация, координация и контроль
за деятельностью по утверждению трезвости
находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное администрирование и выполнение этой работы может быть возложено на
штатного приходского социального работника,
других специалистов или добровольных помощников.
Деятельность прихода по утверждению
трезвости включает в себя следующие направления:
создание при приходах братств, обществ,
общин трезвости, информационных и консультационных центров, горячей телефонной
линии, домов трудолюбия, реабилитационных
центров, клубов и школ трезвости, групп
само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни, а также реализацию иных форм
работы;
осуществление профилактических и реабилитационных программ с участием священнослужителей, специалистов и добровольных
помощников;
формирование групп добровольцев и привлечение специалистов, готовых и способных
участвовать в деятельности по утверждению
трезвости;
организацию обучения добровольцев;
сотрудничество с государственными и
общественными организациями, осуществляющими антиалкогольную деятельность в
рамках совместных проектов;
трезвенное просвещение детей и молодежи прихода;
взаимодействие с образовательными, социальными и медицинскими учреждениями;
привлечение страждущих от алкоголизма
и их родственников к постоянному, осознанному участию в литургической жизни
Церкви, совершение специальных молебнов
и молитвенных правил об утверждении трезвости и избавлении страждущих от недуга
пьянства. В этом должны также участвовать
и прихожане, желающие оказать содействие
в укреплении трезвенной жизни и борьбе с
алкоголизмом.
5. Монастыри издревле являлись центрами аскетического подвига и молитвы,
участвовали в делах милосердия и благотворительности. И в наши дни тысячи страдающих алкоголизмом людей обращаются сюда
за помощью. Часто именно в монастырях
они находят себе временный или постоянный приют. Монастыри могут участвовать
в деятельности по утверждению трезвости
в тех же формах, что и приходы, с учетом
особенностей жизни обителей. Насельники
монастырей призваны являть собой примеры
трезвого образа жизни.
IV. Взаимодействие Церкви, государства
и общества в утверждении трезвости
Утверждая трезвость в обществе, необходимо учитывать исторический опыт взаимодействия Русской Православной Церкви и Российского государства. Комплексная
система воспитания народа в духе трезвости была выстроена совместными усилиями
Церкви и государства еще в конце XIX века.
В настоящее время сотрудничество государства и Церкви в утверждении трезвости и
профилактике алкоголизма необходимо возрождать на общенациональном, региональном и местном уровнях.
Соработничество Церкви и государства
может осуществляться в следующих видах
деятельности:
в разработке и реализации образовательных, просветительских и культурных программ, направленных на утверждение трезвости, в том числе через искусство и средства массовой информации;
в социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью;
в законотворческой деятельности в области утверждения трезвости;
в общественном контроле за соблюдением антиалкогольного законодательства и за
реализацией мер, направленных на ограничение доступности алкоголя;
в содействии общественному движению
трезвости.
Церковь не подменяет собой государственные медицинские и образовательные
учреждения, но всемерно способствует их
деятельности, направленной на оказание помощи зависимым от алкоголя людям и профилактику алкоголизма.
Церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями
и отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма, реабилитации и реадаптации лиц, страдающих алкогольной зависимостью. При этом сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви и
действующему законодательству.
V. Сотрудничество со средствами массовой информации
В целях утверждения трезвости и профилактики алкоголизма полезным является
сотрудничество церковных структур со средствами массовой информации. Сотрудничество Церкви со СМИ в данной сфере может
включать в себя:
разработку и проведение информационных кампаний, подготовку печатных публикаций, радио- и телематериалов на тему
утверждения трезвости;
содействие освещению в СМИ церковной
деятельности по утверждению трезвости, организация социальной рекламы;
размещение в сети интернет (сайты, базы
данных, библиотеки, социальные сети, блоги,
форумы и прочее) материалов, посвященных
утверждению в обществе норм трезвости.
Церковь признает недопустимой рекламу алкогольной продукции в любой информационной сфере.
VI. Заключение
Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и в создавшейся ситуации намерена всячески содействовать утверждению трезвости в обществе
и профилактике алкоголизма. Важным средством борьбы с пьянством, как и со всяким
грехом, является участие страждущих в церковной жизни, Таинствах Церкви, ежедневная личная молитва, исполнение постов, чтение Священного Писания и творений святых. Особое место в утверждении трезвости и профилактике алкоголизма занимает
полное воздержание от употребления алкогольных напитков.
|