ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№9 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

А что за «праведным» гневом?

«Священники на дорогих машинах разъезжают, храмы все в золоте, облачения роскошные, одним словом, богато живут церковники», – часто приходится слышать подобные высказывания в адрес священнослужителей. Попы, мол, у бедных старушек последние копейки собирают, чтобы себе новую «Ауди» Q7 купить».

Конечно, любой человек, помнящий курс математики хотя бы на уровне начальной школы, понимает, что никаких старушек с их копеечками не хватит на такую машину или на золото храма, хотя в храмах давно уже нет золота, даже купола нитрид титаном кроют, а внутреннее убранство – и вовсе латунь. Но подобный миф, устойчиво держится в сознании современного обывателя, и раз за разом на просторах Интернета натыкаешься на картинки с подобными обвинениями в адрес Церкви. К примеру, изображен внутренний вид какого-нибудь собора, все красиво, все блестит, и надпись: «На золото храма идут копеечки, которые бабушки несут в храм со своей пенсии». Ну, и все в таком духе. Понятно, что авторы подобных демотеваторов сами в храмы не заходят, потому что если бы хоть иногда заглядывали, то не воспроизводили бы штампы советской идеологии: в современных храмах старушки уже давно не большинство. Но, видимо, людям нравится так думать. Что ж, – их право.

А что, собственно, стоит за всем этим «праведным гневом» нецерковной общественности? Конечно же, элементарная зависть. Еще Иуда Искариотский позавидовал Христу, когда женщина воздала Ему царские почести через возлияние драгоценного мира. «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Иоан.12:4-5). Очень, очень знакомые слова, не правда ли? «Зачем строить великолепные храмы, когда деньги можно раздать бедным, зачем покупать дорогие облачения, когда на эти деньги можно вылечить больных и т.д.». И что, эти люди действительно так переживают из-за нищих, или больных? Давайте спросим их: «Скажите, а вы сами когда последний раз жертвовали нищим, не просто от мелочи избавлялись, а жертвовали ощутимые для кармана суммы, или помогали больным?» Просто кому-то хочется выглядеть «добреньким» за счет Церкви. Как это пытался сделать Иуда. Сам вор, и свою воровскую сущность прикрывал заботой о нищих. Да, мы любим Бога, и хотим, чтобы те места, где прославляется Его имя, сияли великолепием, чтобы через слабый земной блеск напомнить человеку о том нестерпимом сиянии Божественной славы, которое ждет нас в вечности. Чтобы через эту слабую земную красоту хоть немного возвысить человека над серой земной суетой и вознести его ум к красоте небесной.

Душа русского человека особенно чувствительна к красоте, особенно – к красоте духовной, поэтому он так любовно строит и украшает храмы, отдавая Богу лучшее, что у него есть, и вместе с этой вещественной красотой приносит в дар Богу кусочек своего сердца. Как это сделала женщина, через драгоценное масло, явив Христу свою любовь. И конечно, не масло тронуло Господа, а любящее сердце этой женщины. Но мрачное завистливое око не видит этого таинства общения любви человека с Богом, выражаемого через видимые вещи. Злое око просто завидует, оно хочет обладать тем, что, как ему кажется, нерационально расходуется. Но не все в мире помещается в «прокрустово ложе» человеческой логики. Есть вещи, которые доступны только сердцу, чистому сердцу. Об этой тяге русского человека к духовной красоте замечательно писал Василий Розанов: «…Неужели же мы осудим Церковь за то, что она усеяла землю и страны и жизнь народную храмами? И даже не возрадуемся ли, что соделала их златоглавыми, с кадильным дымом, святой водой, с миром и пахучим ладаном? Боже, до чего бедна была бы жизнь без них, до чего дика! Плоска, как дорога, не обсаженная деревьями, и скучна, как кратко сложенная басня о белом бычке, из строки в строку твердящая одно и то же! Церковь-то, храмы-то и Херувимская, и ладан, и праздники „Господские“ и „Богородичные“, и День Святого Духа, и Троица, и Введение во храм — о последнем даже ни строки нет в Евангелии — с их отличающимися и несходными чертами, и сложило все-таки в некоторый, еще слабый и бледный, узор нищенское бытие нашего народа! И не за одним „спасением души“, какового можно достигнуть и дома, но и за красотою и благолепием идет за тысячу верст какой-нибудь мужик с котомкой в Печерскую лавру, в Троицкую лавру, непременно богатую, блистающую, многоглавую, даже если возможно роскошную и утопающую в архитектурной и певческой и богослужебной красоте! И до чего этот мужик был бы убит, если бы ему, нищему, после тысячеверстной усталости, показали бы кучку не курящих табаку господ, читающих в укромной комнатке Евангелие, с предложением: „Вот, садись и послушай мудрецов“. Да разве не читаем мы в „Откровении“ Иоанна Богослова о Небесном сходящем на землю Иерусалиме, т.е. о последнем венце религиозной на земле жизни, что он сходит в блистании драгоценных каменьев, даже с перечислением пород: „и смарагд“, „и изумруд“, „и яхонт“, „яспис“, „лазурь“, и со стенами из чистого золота? Роскошь… Мы растащили ее на земные дела, для грубого личного эгоизма; между тем как, конечно, народное употребление богатств есть всегда церковное, храмовое и праздничное!..». Что же касается роскошной жизни священников, то это очередной миф, не имеющий к реальности никакого отношения. Да, может где-нибудь в больших городах кто-то из священников действительно живет обеспечено, и, слава Богу, что у нас в стране священник может позволить себе жить добротно, наравне со своими прихожанами? Но в основной своей массе духовенство живет довольно скромно. Чтобы в этом убедиться, достаточно посетить какой-нибудь приход в глубинке и посмотреть, как там живет священник.

Но некоторым людям хочется думать, что священник – это человек, который ездит на последней марке «Мерседеса», живет в трехэтажном особняке, и ест исключительно черную икру. Что ж, кто хочет быть обманут, тот будет обманут.

Хочешь жить как священник? Это элементарно. Начни ходить в храм все воскресные и праздничные дни, вечером и утром. Перестань грешить: если холост, храни целомудрие, если женат, храни жене верность, рожайте детей столько, сколько Бог пошлет, а не убивайте их в утробе. Не пьянствуй, брось курить и материться, не шатайся по кабаками и клубам и т.д. Начни соблюдать посты: Великий пост – 47 дней, Петров пост – от 8 до 42-х дней, Успенский пост – 14 дней, Рождественский пост – 40 дней, плюс среда и пятница в течение всего года, плюс день Усекновения главы Иоанна Предтечи, плюс Воздвижение Креста Господня. В пост исключается пища животного происхождения, ограничиваются развлечения, предписывается полное воздержание от супружеского общения. Выучи несколько десятков молитв, изучи церковно-славянский язык, порядок службы, каждый день читай Библию, утренние и вечерние молитвы, изучай творения Святых Отцов. Сдай экзамены на поступление в Семинарию, окончи ее. Если не женат, женись, поскольку пока ты не женишься или не примешь монашество, священником стать не сможешь. Прими посвящение от правящего епископа в священнический сан. Зарекомендуй себя с положительной стороны, чтобы попасть на хороший приход, служи так, чтобы твое служение привлекло к тебе благотворителей, и они подарили бы тебе хорошую машину, помогли построить большой дом. И всего-то! И вместо того, чтобы завидовать, расстраивая свою нервную систему, лучше прямо сегодня начни двигаться к заветной цели!

Иерей Николай Сушков,
штатный клирик храма Всех Святых
г. Тюмени

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.