ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№8 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Иоанн Креститель... Личность этого Божия пророка овеяна ореолом таинственности. Его принимали за Мессию, его называли учителем, именем его гордились его ученики, ему была дана власть крестить в покаяние. Он был великим постником, слово его было исполнено силы и власти, так что на фоне его авторитета даже иудейские старейшины опасались за потерю своей власти над народом. В иконописной традиции Церковь ставит его вторым после Божией Матери.

Он явился за год до своей смерти, но тотчас же получил известность, так что толпы собирались к нему на Иордан чтобы креститься от него.

Кто же он? И почему за столь короткое время он приобрел такую известность, что до сих пор слава о нем распространяется и превозносится всей Церковью, а его честная глава источает многие чудеса и исцеления?

Имя святого Пророка

О личности человека много говорит его имя. Имени в древности придавали большое значение. Оно выражало обстоятельство рождения младенца и оказывало определяющее влияние на всю последующую его жизнь. Великий праведник, живший на границе двух Заветов – Ветхого и Нового, – назван Церковью Пророком и Предтечей Господа Иисуса Христа и Крестителем Господним.

«Иоанн» с еврейского языка переводится как «благодать Божия». Святой пророк Иоанн дан был своим праведным родителям – священнику Захарии и праведной Елисавете – уже в то время, когда «оба они были в летах преклонных» и уже не чаяли стать родителями. Бог, праведно воздающий всем верующим в Него и исполняющим заповеди Его, ниспослал им такого сына, о котором они не мечтали, и в то время, когда они не ожидали. Так непостижимы пути Господни и таков Промысл Божий, ибо «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс. 134, 6).

Само имя «Иоанн» необычному младенцу дано было Архангелом Гавриилом еще до рождения. И когда отец его, священник Захария, не поверил Ангелу, то был лишен дара речи. И снова приобрел его, когда в подтверждение слов его жены Елисаветы, будучи глух и нем, написал на дощечке: «Имя ему Иоанн» (Лк. 1, 63).

Когда Иоанн вышел на проповедь, его стали называть «Крестителем» от греческого «баптизо» – «крещу», а буквально: «погружаю». Это имя было уникальным в иудейской традиции, и принадлежало только Иоанну Крестителю. Крещение Иоанново хотя и не имело благодатной силы рождать в новую жизнь, но имело сакраментальный смысл. Это крещение было связано с покаянием человека и символически изображало то благодатное Крещение и Покаяние, которое возможно стало лишь при Сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы. В связи с этим имя Креститель имело таинственный смысл посредника при ритуальном погружении (омовении).

Иоанн также называется Пророком и Предтечей Господним: Сам Господь говорит о нем: «Что смотреть ходили вы в пустыню?.. Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка» (Мф. 11, 9). Предтечей он называется потому, что направлял мысли всех своих последователей к истинному Мессии – Иисусу Христу, пришествие Которого он и пришел возвестить: «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним» (Иоан. 3, 28).

Предсказания о пришествии Предтечи

Иоанн Креститель пришел в мир так, «как написано у пророков» (Мк. 1, 2). Его пришествие было предвозвещено. Пришествие в мир Спасителя было важнейшим событием в истории человечества, поэтому необходим был Предтеча, который приготовил бы для Мессии путь.

Таким Предтечей явился Иоанн Креститель. Пророк Малахия сказал о нем: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и Он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3, 1). Пророк Исайя: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и явится слава Господня…» (Ис. 40, 3-5).

Архангел Гавриил сказал Захарии об имевшем родиться от него младенце: «…Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук. 1, 15-17).

Рождение и детство св. Иоанна Крестителя

О детстве св. Пророка Иоанна из Евангелия известно немного. Самое замечательное, что, еще не родившись, он уже начал исполнять свое пророческое служение. Евангелие повествует нам о том, как Дева Мария, уже зачавшая во чреве Господа Иисуса Христа, «с поспешностью пошла в нагорную страну», в город Иудин (сегодня это место называется Эйн-Карем), где был дом праведных Захарии и Елисаветы. В это время произошло чудесное событие: будущий Иоанн Креститель «взыграл во чреве» св. Елисаветы: «Елисавета исполнилась Святаго Духа и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?.. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лук. 1, 41-45). Произошло удивительное: младенец Иоанн, не имея еще возможности говорить, имея на себе Духа Святого, изрек устами Праведной Елисаветы пророчество о Божией Матери.

Чудесные явления сопровождали и рождество святого Пророка: как только отец его Захария подтвердил имя младенца, написав его на дощечке, «тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (Лк. 1, 64). После этого благоговейный страх напал на всех присутствующих: «Все слышавшие положили это на сердце своем, и говорили: что будет младенец сей?» (Лк. 1, 65-66). Ответом на этот вопрос было пророчество отца его, св. Захарии: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа, чтобы приготовить пути Ему, дать уразуметь народу спасение в прощении грехов их…» (Лк. 1, 76-77).

После этого «младенец… возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1, 80).

Более подробно о детстве Иоанна Евангелие не говорит. Согласно раннему церковному преданию и апокрифической литературе, Захария, отец Иоанна, был убит воинами царя Ирода за то, что не открыл, где скрывается младенец.

Апокрифы уточняют, что Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях во время избиения младенцев, поскольку мать Елисавета укрылась с ним в пустыне (Протоевангелие Иакова, XXII гл.).

Явление и проповедь
св. Иоанна Крестителя

О явлении израильскому народу святого Пророка Иоанна торжественно возвещается во всех Евангелиях: «В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря (около 28 г. от Р. Х.)… при первосвященниках Анне и Каиафе был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3, 1-3). Он проповедовал «в пустыне Иудейской» (Мф. 3, 1). «И выходили к нему вся страна иудейская, и иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5). «Пустыней иудейской» называлось место на восточном берегу реки Иордан, возле Мертвого моря. Евангелие от Иоанна уточняет, что Иоанн Креститель проповедовал «в Вифаваре», а также «в Еноне, близ Салима». Проповедь Иоанна имела эсхатологическую направленность. Главной темой в ней был призыв к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 3, 2).

Слово Иоанна, в отличие от «буквы закона» гордых и самодовольных фарисеев и саддукеев, считавших себя единственными верными учителями израильского народа, было со властью и силою. Оно доходило до глубины души человека, к какому бы сословию и званию он ни принадлежал, и оживляло истомленные от духовной жажды души простых людей, уставших от сухого и безжизненного учения фарисейского. «Что нам делать?!» – взывал к нему народ, и каждому Иоанн отвечал по сердцу, кратко и доступно, побуждая к деятельному покаянию: «У кого две одежды, дай неимущему, у кого есть пища, делай то же». Мытарей он убеждал: «ничего не требуйте более определенного вам», воинам говорил: «никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием».

Особенно грозное обличение Иоанна обрушилось на головы фарисеев и саддукеев и их последователей, которые считали себя праведниками и лицемерно приходили креститься только для вида, опасаясь мнения остальных: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния, и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»… Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 7-9).

Образ жизни и облик святого
Пророка и Предтечи Иоанна

Весь облик и образ жизни святого Пророка и Предтечи Иоанна был вызовом лицемерному богопочитанию его современников. Особо поражал их крайний его аскетизм: Иоанн не имел дома, жил и проповедовал в пустыне, «не пил вина и сикера», «имел одежду из верблюжьего волоса, и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед». Суровый аскетический вид подвижника и грозные обличения его побуждали думать о нем как об Илии и даже как о Христе.

Согласно пророку Малахии (Мал. 4, 5-6) пришествию Мессии должно было предшествовать (или сопутствовать) появление пророка Илии, который должен был помазать Мессию и засвидетельствовать его сан. Христианская традиция, считая, что Илия и Енох вернутся во времена Второго Пришествия Христа (Откр. 11, 3-12), в целом передает функции Илии во время земной жизни Христа (первого пришествия) именно Иоанну Крестителю. Он выступает «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17).

Образ Иоанна Крестителя как аскета-пустынника, пророка и обличителя был настолько схож с представлениями об Илии (который должен был вернуться перед приходом Мессии), что Иоанну приходилось даже специально отрицать свое тождество с ним (Ин. 1, 21).

На вопрос людей, посланных от фарисеев и саддукеев, о том, не Христос ли он, Иоанн отвечал: «Я не Христос. – Кто же ты? Илия? – Он сказал: нет. – Пророк? – Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? Чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? – Он сказал: я глас вопиющего в пустыне… – Что же ты крестишь, если ты не Христос, не Илия, не пророк?» (Ин. 1, 20-25).

Свидетельство св. Иоанна Крестителя о Христе

Итак, когда народ был в недоумении, кто Иоанн: Илия ли он, который должен прийти перед пришествием Мессии, или Сам Христос, Который установит на земле Свое Царство, – Иоанн отвечал на сердечные помышления людей: «Я крещу вас водою, но идет (за мною) Сильнейший меня, у Которого я недостоин (наклонившись) развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16-17).

Мало того, он добавляет, что Мессия уже здесь: «…Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете: Он-то идущий за мною, Который стал впереди меня…» (Ин. 1, 26-27).

И в подтверждение этих слов Господь Иисус Христос является народу на реке Иордан. «Иоанн, видя идущего к нему Иисуса, говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29, 31). Когда Иисус просил крещения, «Иоанн удерживал Его, говоря: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал Ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исправить всякую правду» (Ин. 1, 3, 13-15).

Здесь мы ясно видим, что Иоанн сознавал себя меньшим, чем Христос, Сам же Господь приходит креститься не для того, чтобы омыть грехи, а чтобы «исполнить всякую правду», то есть чтобы Его служение совершалось по Закону. Иоанн ранее не знал Иисуса Христа и не узнал бы, если бы на Него не указал Сам Бог: «Я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он был явлен Израилю» (Ин. 1, 31). О том, как Иоанн должен узнать Христа, ему было возвещено свыше: «…Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на ком увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33). Это явление Христа израильскому народу произошло так: «Когда крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился, – отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!».

Это явление Духа Святого и глас Бога Отца Иоанн «видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34). И после этого двое из учеников Иоанна, одного из которых звали Андрей, стали учениками Господа Иисуса.

У Иоанна было множество учеников, которых смущало, что Иисус так же, как Иоанн, стал крестить народ, «и все идут к Нему». Это смущение сердца своих учеников Иоанн успокаивает тем, что посылает их к Нему, сравнивая себя с другом жениха, который «радуется, слыша голос жениха». Он говорит: «…сия-то радость моя исполнилась; Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан. 3, 28, 30). На всем протяжении своего служения Иоанн Креститель не устает говорить, что не он Христос, а Тот, Который идет за ним. Однако как человек Иоанн все еще сомневается в том, что Иисус – Мессия, Который должен спасти мир, хотя признает в Иисусе Сильнейшего его.

Так, будучи заключен Иродом в темницу, он посылает к Иисусу своих учеников для того, чтобы удостовериться в том, что нет ошибки: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?». На это Иисус указывает на обилие чудес, которые невозможно совершить силой человеческой: «Пойдите, скажите Иоанну, что видите и слышите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают… и блажен, кто не соблазнится обо Мне» (Мф. 11, 2-6).

Свидетельство Христа об Иоанне Крестителе

Господь Иисус Христос с великим почтением относился к Иоанну – он ставил его выше других пророков. Так, когда пришедшие от Иоанна ученики ушли, Господь стал возвеличивать Иоанна Предтечу: Иоанн – не «трость, ветром колеблемая» и не тот, кто одевается в мягкие одежды и живет в чертогах царских. Мало того, «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», однако «меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11, 7-9, 11). Иоанн имеет дух и силу Илии и является последним пророком, «которому должно придти», по иудейскому преданию, чтобы возвестить Царство Мессии (Христа) (Мф. 11, 12-14). И далее Господь говорит: «Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели» (Мф. 17, 12).

Усекновение главы Иоанна Крестителя

Великий Пророк и Креститель Господень Иоанн нелицеприятно обличал нечестие и развращенность как иудейских первосвященников, так и власть имущих. В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский закон. За это Ирод, вероятно, под влиянием Иродиады, заключил Иоанна в тюрьму. «Иродиада же, злобясь на (Иоанна), желала убить его, но не могла», ибо Ирод не решался казнить его, «зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мф. 14, 3-5, Мк. 6, 17-20).

Однако ненависть злой женщины сделала свое дело. Коварная Иродиада наконец придумала, как погубить Иоанна. «Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе. Даже до половины моего царства» (Мк. 6, 21-23).

Достойная своей кровожадной матери распутная ее дочь (предание сохранило имя этой нечестивой девицы – Саломея) пошла к Иродиаде и спрашивала у нее, «чего просить», на что та отвечала: «головы Иоанна Крестителя». Девица тотчас побежала исполнять безбожное и зверское повеление, добавив к этому и то, чтобы голову великого Пророка теперь же принесли на блюде (Мк. 6, 25). Что же Ирод? «Царь опечалился, – говорит нам Евангелие, – но ради клятвы и возлежавших с ним, не захотел отказать ей» (Мк. 6, 26). Безрассудная клятва стала виной жестокой смерти Праведника, великого Пророка, Предтечи Господня: «И тотчас послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек (Иоанну) голову в темнице, и принес голову его на блюде и отдал девице, а девица отнесла ее матери своей».

Святитель Иоанн Златоуст так комментирует это злодеяние: «Опять Иродиада беснуется, опять неистовствует, опять пляшет, опять требует у Ирода главы Иоанна Крестителя!.. Все вы, слышавшие глас Евангелия, вместе со мною удивляетесь и мужеству Иоанна, и слабости Ирода, и зверской ярости нечестивых женщин…» (Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, Творения. – СПбА, 1902. Т. 8, Кн. 2, с. 607-612.). Впоследствии, надругавшись над честной главой Иоанна, Иродиада бросила ее в нечистое место, а христиане, найдя главу праведника, с благоговением сохранили эту великую святыню. Тело же Предтечи было погребено его учениками (Мк. 6, 29).

Cуд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломеей за совершенное злодеяние еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп Саломии не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери в 38 году после Р. X. двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Почитание мощей святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна

Мощи святого угодника Божия Иоанна стали почитаться сразу же после его погребения. Согласно древнему преданию, обезглавленное тело Иоанна было погребено в Севастии (Самария), рядом с могилой пророка Елисея. Апостол Лука, возвращаясь в родную Антиохию, пожелал взять с собой нетленное тело, но севастийские христиане воспротивились этому и позволили ему забрать только правую руку, которой был крещен Господь Иисус Христос в Иордане. В 362 году язычники из Севастии по требованию Юлиана Отступника разгромили гробницу Крестителя, сожгли его останки и развеяли пепел. И из мощей святого в настоящий момент сохраняются упомянутая десница и голова, (изначально оставшаяся у Саломеи). Известно три обретения главы святого Иоанна Предтечи, в честь которых установлены христианские праздники. Части честной главы праведника рассеяны по всему миру. Они есть в Великой Лавре на Афоне, в мечети Омейядов в Дамаске, в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме и во многих других местах. Большая (лицевая) часть святыни находится во Франции, в храме Notre Dame d’Amiens. В этих местах все чаще бывают православные паломники.

Сергей Махонин,
по материалам интернет-сайтов
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.