Иоанн Креститель... Личность этого Божия пророка овеяна ореолом таинственности. Его принимали за Мессию, его называли учителем, именем его гордились его ученики, ему была дана власть крестить в покаяние. Он был великим постником, слово его было исполнено силы и власти, так что на фоне его авторитета даже иудейские старейшины опасались за потерю своей власти над народом. В иконописной традиции Церковь ставит его вторым после Божией Матери.
Он явился за год до своей смерти, но
тотчас же получил известность, так что
толпы собирались к нему на Иордан чтобы
креститься от него.
Кто же он? И почему за столь короткое
время он приобрел такую известность, что до
сих пор слава о нем распространяется и превозносится всей Церковью, а его честная глава
источает многие чудеса и исцеления?
Имя святого Пророка
О личности человека много говорит его
имя. Имени в древности придавали большое
значение. Оно выражало обстоятельство рождения младенца и оказывало определяющее
влияние на всю последующую его жизнь.
Великий праведник, живший на границе
двух Заветов – Ветхого и Нового, – назван
Церковью Пророком и Предтечей Господа Иисуса Христа и Крестителем Господним.
«Иоанн» с еврейского языка переводится как «благодать Божия». Святой пророк
Иоанн дан был своим праведным родителям
– священнику Захарии и праведной Елисавете – уже в то время, когда «оба они были
в летах преклонных» и уже не чаяли стать
родителями. Бог, праведно воздающий всем
верующим в Него и исполняющим заповеди
Его, ниспослал им такого сына, о котором
они не мечтали, и в то время, когда они не
ожидали. Так непостижимы пути Господни и
таков Промысл Божий, ибо «Господь творит
все, что хочет, на небесах и на земле, на
морях и во всех безднах» (Пс. 134, 6).
Само имя «Иоанн» необычному младенцу дано было Архангелом Гавриилом еще
до рождения. И когда отец его, священник
Захария, не поверил Ангелу, то был лишен
дара речи. И снова приобрел его, когда в
подтверждение слов его жены Елисаветы,
будучи глух и нем, написал на дощечке:
«Имя ему Иоанн» (Лк. 1, 63).
Когда Иоанн вышел на проповедь, его
стали называть «Крестителем» от греческого
«баптизо» – «крещу», а буквально: «погружаю». Это имя было уникальным в иудейской
традиции, и принадлежало только Иоанну Крестителю. Крещение Иоанново хотя и не имело
благодатной силы рождать в новую жизнь, но
имело сакраментальный смысл. Это крещение
было связано с покаянием человека и символически изображало то благодатное Крещение
и Покаяние, которое возможно стало лишь
при Сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы. В связи с этим имя Креститель
имело таинственный смысл посредника при
ритуальном погружении (омовении).
Иоанн также называется Пророком и Предтечей Господним: Сам Господь говорит о нем:
«Что смотреть ходили вы в пустыню?.. Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка» (Мф.
11, 9). Предтечей он называется потому, что
направлял мысли всех своих последователей
к истинному Мессии – Иисусу Христу, пришествие Которого он и пришел возвестить: «Вы
сами мне свидетели в том, что я сказал: не я
Христос, но я послан пред Ним» (Иоан. 3, 28).
Предсказания о пришествии
Предтечи
Иоанн Креститель пришел в мир так, «как
написано у пророков» (Мк. 1, 2). Его пришествие было предвозвещено. Пришествие в
мир Спасителя было важнейшим событием
в истории человечества, поэтому необходим
был Предтеча, который приготовил бы для
Мессии путь.
Таким Предтечей явился Иоанн Креститель.
Пророк Малахия сказал о нем: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и Он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3, 1). Пророк Исайя: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте в степи стези Богу нашему. Всякий дол да наполнится, и всякая гора
и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и
явится слава Господня…» (Ис. 40, 3-5).
Архангел Гавриил сказал Захарии об
имевшем родиться от него младенце: «…Он
будет велик пред Господом; не будет пить
вина и сикера, и Духа Святого исполнится
еще от чрева матери своей. И многих из
сынов Израилевых обратит к Господу Богу
их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии,
чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы
представить Господу народ приготовленный»
(Лук. 1, 15-17).
Рождение и детство
св. Иоанна Крестителя
О детстве св. Пророка Иоанна из Евангелия известно немного. Самое замечательное,
что, еще не родившись, он уже начал исполнять свое пророческое служение. Евангелие
повествует нам о том, как Дева Мария, уже
зачавшая во чреве Господа Иисуса Христа,
«с поспешностью пошла в нагорную страну»,
в город Иудин (сегодня это место называется
Эйн-Карем), где был дом праведных Захарии
и Елисаветы. В это время произошло чудесное событие: будущий Иоанн Креститель
«взыграл во чреве» св. Елисаветы: «Елисавета исполнилась Святаго Духа и воскликнула
громким голосом, и сказала: благословенна
Ты между женами, и благословен плод чрева
Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь
Господа моего ко мне?.. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное
Ей от Господа» (Лук. 1, 41-45). Произошло
удивительное: младенец Иоанн, не имея еще
возможности говорить, имея на себе Духа
Святого, изрек устами Праведной Елисаветы
пророчество о Божией Матери.
Чудесные явления сопровождали и рождество святого Пророка: как только отец его
Захария подтвердил имя младенца, написав
его на дощечке, «тотчас разрешились уста его
и язык его, и он стал говорить, благословляя
Бога» (Лк. 1, 64). После этого благоговейный
страх напал на всех присутствующих: «Все
слышавшие положили это на сердце своем, и
говорили: что будет младенец сей?» (Лк. 1, 65-66). Ответом на этот вопрос было пророчество
отца его, св. Захарии: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь
пред лицем Господа, чтобы приготовить пути
Ему, дать уразуметь народу спасение в прощении грехов их…» (Лк. 1, 76-77).
После этого «младенец… возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1, 80).
Более подробно о детстве Иоанна Евангелие не говорит. Согласно раннему церковному преданию и апокрифической литературе, Захария, отец Иоанна, был убит воинами царя Ирода за то, что не открыл, где
скрывается младенец.
Апокрифы уточняют, что Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев
в Вифлееме и его окрестностях во время
избиения младенцев, поскольку мать Елисавета укрылась с ним в пустыне (Протоевангелие Иакова, XXII гл.).
Явление и проповедь
св. Иоанна Крестителя
О явлении израильскому народу святого
Пророка Иоанна торжественно возвещается
во всех Евангелиях: «В пятнадцатый год
правления Тиверия Кесаря (около 28 г. от
Р. Х.)… при первосвященниках Анне и Каиафе
был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в
пустыне. И он проходил по всей окрестной
стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3, 1-3). Он проповедовал «в пустыне Иудейской» (Мф. 3, 1).
«И выходили к нему вся страна иудейская, и
иерусалимляне; и крестились от него все в
реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5).
«Пустыней иудейской» называлось место
на восточном берегу реки Иордан, возле
Мертвого моря. Евангелие от Иоанна уточняет, что Иоанн Креститель проповедовал «в
Вифаваре», а также «в Еноне, близ Салима».
Проповедь Иоанна имела эсхатологическую
направленность. Главной темой в ней был призыв к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось
Царство Небесное!» (Мф. 3, 2).
Слово Иоанна, в отличие от «буквы закона» гордых и самодовольных фарисеев и
саддукеев, считавших себя единственными
верными учителями израильского народа,
было со властью и силою. Оно доходило до
глубины души человека, к какому бы сословию
и званию он ни принадлежал, и оживляло истомленные от духовной жажды души простых
людей, уставших от сухого и безжизненного
учения фарисейского. «Что нам делать?!» –
взывал к нему народ, и каждому Иоанн отвечал по сердцу, кратко и доступно, побуждая
к деятельному покаянию: «У кого две одежды,
дай неимущему, у кого есть пища, делай
то же». Мытарей он убеждал: «ничего не
требуйте более определенного вам», воинам
говорил: «никого не обижайте, не клевещите
и довольствуйтесь своим жалованием».
Особенно грозное обличение Иоанна обрушилось на головы фарисеев и саддукеев
и их последователей, которые считали себя
праведниками и лицемерно приходили креститься только для вида, опасаясь мнения
остальных: «Порождения ехиднины! Кто
внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния, и не
думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»… Уже и секира при корне дерев лежит:
всякое дерево, не приносящее доброго плода,
срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 7-9).
Образ жизни и облик святого
Пророка и Предтечи Иоанна
Весь облик и образ жизни святого Пророка и Предтечи Иоанна был вызовом лицемерному богопочитанию его современников. Особо поражал их крайний его аскетизм: Иоанн
не имел дома, жил и проповедовал в пустыне, «не пил вина и сикера», «имел одежду из
верблюжьего волоса, и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий
мед». Суровый аскетический вид подвижника
и грозные обличения его побуждали думать о
нем как об Илии и даже как о Христе.
Согласно пророку Малахии (Мал. 4, 5-6)
пришествию Мессии должно было предшествовать (или сопутствовать) появление пророка
Илии, который должен был помазать Мессию
и засвидетельствовать его сан. Христианская
традиция, считая, что Илия и Енох вернутся во
времена Второго Пришествия Христа (Откр. 11,
3-12), в целом передает функции Илии во время земной жизни Христа (первого пришествия)
именно Иоанну Крестителю. Он выступает «в
духе и силе Илии» (Лк. 1, 17).
Образ Иоанна Крестителя как аскета-пустынника, пророка и обличителя был настолько схож с представлениями об Илии (который
должен был вернуться перед приходом Мессии),
что Иоанну приходилось даже специально отрицать свое тождество с ним (Ин. 1, 21).
На вопрос людей, посланных от фарисеев
и саддукеев, о том, не Христос ли он, Иоанн
отвечал: «Я не Христос. – Кто же ты? Илия? –
Он сказал: нет. – Пророк? – Он отвечал: нет.
Сказали ему: кто же ты? Чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе
самом? – Он сказал: я глас вопиющего в
пустыне… – Что же ты крестишь, если ты не
Христос, не Илия, не пророк?» (Ин. 1, 20-25).
Свидетельство св. Иоанна Крестителя о Христе
Итак, когда народ был в недоумении, кто
Иоанн: Илия ли он, который должен прийти
перед пришествием Мессии, или Сам Христос,
Который установит на земле Свое Царство, –
Иоанн отвечал на сердечные помышления
людей: «Я крещу вас водою, но идет (за
мною) Сильнейший меня, у Которого я недостоин (наклонившись) развязать ремень
обуви; Он будет крестить вас Духом Святым
и огнем» (Лк. 3, 16-17).
Мало того, он добавляет, что Мессия уже
здесь: «…Стоит среди вас Некто, Которого вы
не знаете: Он-то идущий за мною, Который
стал впереди меня…» (Ин. 1, 26-27).
И в подтверждение этих слов Господь
Иисус Христос является народу на реке Иордан. «Иоанн, видя идущего к нему Иисуса,
говорит: вот Агнец Божий, Который берет на
Себя грех мира; я не знал Его, но для того
пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был
Израилю» (Ин. 1, 29, 31). Когда Иисус просил
крещения, «Иоанн удерживал Его, говоря:
мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли
приходишь ко мне? Но Иисус сказал Ему в
ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам
исправить всякую правду» (Ин. 1, 3, 13-15).
Здесь мы ясно видим, что Иоанн сознавал себя меньшим, чем Христос, Сам же
Господь приходит креститься не для того,
чтобы омыть грехи, а чтобы «исполнить
всякую правду», то есть чтобы Его служение
совершалось по Закону. Иоанн ранее не знал
Иисуса Христа и не узнал бы, если бы на
Него не указал Сам Бог: «Я не знал Его,
но для того пришел крестить в воде, чтобы
Он был явлен Израилю» (Ин. 1, 31). О том,
как Иоанн должен узнать Христа, ему было
возвещено свыше: «…Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на ком увидишь
Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот
есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33).
Это явление Христа израильскому народу
произошло так: «Когда крестился весь народ,
и Иисус, крестившись, молился, – отверзлось
небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес,
глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в
Тебе Мое благоволение!».
Это явление Духа Святого и глас Бога
Отца Иоанн «видел и засвидетельствовал,
что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34). И после этого двое из учеников Иоанна, одного
из которых звали Андрей, стали учениками
Господа Иисуса.
У Иоанна было множество учеников, которых смущало, что Иисус так же, как Иоанн,
стал крестить народ, «и все идут к Нему».
Это смущение сердца своих учеников Иоанн
успокаивает тем, что посылает их к Нему,
сравнивая себя с другом жениха, который
«радуется, слыша голос жениха». Он говорит:
«…сия-то радость моя исполнилась; Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан. 3, 28, 30).
На всем протяжении своего служения Иоанн Креститель не устает говорить, что не он
Христос, а Тот, Который идет за ним. Однако
как человек Иоанн все еще сомневается в том,
что Иисус – Мессия, Который должен спасти
мир, хотя признает в Иисусе Сильнейшего его.
Так, будучи заключен Иродом в темницу, он посылает к Иисусу своих учеников
для того, чтобы удостовериться в том, что
нет ошибки: «Ты ли Тот, Который должен
прийти, или ожидать нам другого?». На это
Иисус указывает на обилие чудес, которые
невозможно совершить силой человеческой:
«Пойдите, скажите Иоанну, что видите и
слышите: слепые прозревают и хромые ходят,
прокаженные очищаются и глухие слышат,
мертвые воскресают… и блажен, кто не соблазнится обо Мне» (Мф. 11, 2-6).
Свидетельство Христа об Иоанне Крестителе
Господь Иисус Христос с великим почтением относился к Иоанну – он ставил его выше
других пророков. Так, когда пришедшие от
Иоанна ученики ушли, Господь стал возвеличивать Иоанна Предтечу: Иоанн – не «трость,
ветром колеблемая» и не тот, кто одевается
в мягкие одежды и живет в чертогах царских.
Мало того, «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», однако
«меньший в Царстве Небесном больше его»
(Мф. 11, 7-9, 11). Иоанн имеет дух и силу Илии
и является последним пророком, «которому
должно придти», по иудейскому преданию, чтобы возвестить Царство Мессии (Христа) (Мф.
11, 12-14). И далее Господь говорит: «Илия
уже пришел, и не узнали его, а поступили с
ним, как хотели» (Мф. 17, 12).
Усекновение главы Иоанна Крестителя
Великий Пророк и Креститель Господень
Иоанн нелицеприятно обличал нечестие и
развращенность как иудейских первосвященников, так и власть имущих. В числе прочих
преступлений против праведности Иоанн
обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу,
который отнял у своего брата Ирода Филиппа
жену (и одновременно племянницу обоих)
Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив
еврейский закон. За это Ирод, вероятно,
под влиянием Иродиады, заключил Иоанна в
тюрьму. «Иродиада же, злобясь на (Иоанна),
желала убить его, но не могла», ибо Ирод не
решался казнить его, «зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал,
слушаясь его, и с удовольствием слушал его»
(Мф. 14, 3-5, Мк. 6, 17-20).
Однако ненависть злой женщины сделала свое дело. Коварная Иродиада наконец
придумала, как погубить Иоанна. «Настал
удобный день, когда Ирод, по случаю дня
рождения своего, делал пир вельможам
своим, тысяченачальникам и старейшинам
Галилейским. Дочь Иродиады вошла, плясала
и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь
сказал девице: проси у меня, чего хочешь,
и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь
у меня, дам тебе. Даже до половины моего
царства» (Мк. 6, 21-23).
Достойная своей кровожадной матери
распутная ее дочь (предание сохранило имя
этой нечестивой девицы – Саломея) пошла к
Иродиаде и спрашивала у нее, «чего просить»,
на что та отвечала: «головы Иоанна Крестителя». Девица тотчас побежала исполнять
безбожное и зверское повеление, добавив к
этому и то, чтобы голову великого Пророка
теперь же принесли на блюде (Мк. 6, 25). Что
же Ирод? «Царь опечалился, – говорит нам
Евангелие, – но ради клятвы и возлежавших
с ним, не захотел отказать ей» (Мк. 6, 26).
Безрассудная клятва стала виной жестокой
смерти Праведника, великого Пророка, Предтечи Господня: «И тотчас послав оруженосца,
царь повелел принести голову его. Он пошел,
отсек (Иоанну) голову в темнице, и принес
голову его на блюде и отдал девице, а девица
отнесла ее матери своей».
Святитель Иоанн Златоуст так комментирует это злодеяние: «Опять Иродиада беснуется, опять неистовствует, опять пляшет,
опять требует у Ирода главы Иоанна Крестителя!.. Все вы, слышавшие глас Евангелия,
вместе со мною удивляетесь и мужеству
Иоанна, и слабости Ирода, и зверской ярости
нечестивых женщин…» (Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, Творения. –
СПбА, 1902. Т. 8, Кн. 2, с. 607-612.).
Впоследствии, надругавшись над честной главой Иоанна, Иродиада бросила ее в
нечистое место, а христиане, найдя главу
праведника, с благоговением сохранили эту
великую святыню. Тело же Предтечи было
погребено его учениками (Мк. 6, 29).
Cуд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломеей за совершенное злодеяние еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под
лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом
в воде, а голова ее находилась надо льдом.
Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая,
производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока
острый лед не перерезал ее шеи. Труп Саломии не был найден, а голову принесли Ироду
с Иродиадой, как некогда принесли им главу
святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь
Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери в 38 году после Р. X. двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в
заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там
они были поглощены разверзшейся землей.
Почитание мощей святого
Пророка и Крестителя
Господня Иоанна
Мощи святого угодника Божия Иоанна
стали почитаться сразу же после его погребения. Согласно древнему преданию,
обезглавленное тело Иоанна было погребено
в Севастии (Самария), рядом с могилой пророка Елисея. Апостол Лука, возвращаясь в
родную Антиохию, пожелал взять с собой
нетленное тело, но севастийские христиане
воспротивились этому и позволили ему забрать только правую руку, которой был крещен Господь Иисус Христос в Иордане. В 362
году язычники из Севастии по требованию
Юлиана Отступника разгромили гробницу
Крестителя, сожгли его останки и развеяли
пепел. И из мощей святого в настоящий
момент сохраняются упомянутая десница и
голова, (изначально оставшаяся у Саломеи).
Известно три обретения главы святого
Иоанна Предтечи, в честь которых установлены христианские праздники. Части честной главы праведника рассеяны по всему
миру. Они есть в Великой Лавре на Афоне, в мечети Омейядов в Дамаске, в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме и
во многих других местах. Большая (лицевая) часть святыни находится во Франции,
в храме Notre Dame d’Amiens. В этих местах
все чаще бывают православные паломники.
Сергей Махонин,
по материалам интернет-сайтов
г. Тюмень
|