ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№7-8 2024 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Из книги К. Г. Капкова «Единение судеб. Последний царь и духовник»

Священник Владимир Хлынов
во времена работы присяжным заседателем в г. Тюмени
20-30 января 1910

Дорогие читатели! Мы начинаем выборочную публикацию текста книги К. Г. Капкова «Единение судеб. Последний царь и духовник», рассказывающей о тобольском кафедральном протоиерее Владимире Александровиче Хлынове, который служил императору Николаю II в его заключении и, возможно, принял последнюю исповедь государя. Отец Владимир также прошел путь новомученичества, чем смог сродниться с венценосным исповедником.

Отец Владимир Александрович Хлынов жил в Екатеринбурге до 10-летнего возраста, после чего надолго покинул город. Около 30 лет прослужил в Тобольской епархии, однако в 1932 году вновь оказался в Екатеринбурге, где был лишен земной свободы навсегда, как и святая царская семья. И Екатеринбург стал началом его новомученического пути.

Владимир родился 11 июля 1875 года в семье священника. Крещен 15 июля священнослужителями екатеринбургского Екатерининского собора. При крещении мальчика восприемниками стали екатеринбургский воинский начальник Александр Герасимович Лысов и священника Александра Хлынова дочь девица Александра. В 1885 году, вскоре после переезда священника Александра Хлынова из Екатеринбурга в село Замараево, десятилетний Володя поступает в Далматовское духовное училище Пермской губернии, находившееся в 30 км от родного дома. Вскоре училище переводят в город Камышлов более чем за 100 км от дома. Возможно, мальчик сильно переживал разлуку с родителями и поэтому окончил училище по «тупиковому» III разряду – без права поступать в семинарию и, соответственно, практически без шансов на священство.

Однако юноша не сдался и прошел повторный курс обучения в последнем классе училища, после чего в 1890 году 15-летним поступил в Пермскую духовную семинарию за 500 км от родного села. И здесь у него не все пошло гладко. После первого курса Володе Хлынову была назначена переэкзаменовка по греческому и латинскому языкам. «Хвосты» он подтянул, а на второй курс перевелся в Тобольскую духовную семинарию, находившуюся в 1 000 км от Перми, еще дальше от родительского дома. Проживал в семинарском общежитии в Тобольске на улице Абрамовской.

В конце концов, в 1897 году уже 21-летним зрелым юношей Владимир смог с полным успехом закончить семинарию по I разряду (со степенью студента). Курс был окончен 14 апреля 1897 года, а 15 июня того же года Владимир Хлынов был посвящен в стихарь. Аттестат со степенью студента давал право на обучение в духовной академии, и в том же году Володя продолжил образование. Он поступил в Казанскую духовную академию, находившуюся за 1500 км от Тобольска.

На этот раз учебу Владимир проходил довольно ровно. Сохранились его годовые оценки: средний балл по всем предметам за четыре года обучения составил около 4,25. В 1901 году полный курс академии был окончен. Владимир представил сочинение под заглавием: «Черное и белое духовенство в их взаимоотношениях на Руси (до XIX в.)», признанное Советом академии заслуживающим степени кандидата богословия, <…> утвержден в оной <…> 1 июня 1901 года с предоставлением ему права преподавать в семинарии. После окончания учебы Владимир вернулся в Тобольск и стал готовиться к рукоположению. Мечты и заветы отца послужить на церковно-учебном поприще наконец сбывались.

Перед рукоположением будущему священнику нередко давали возможность поработать учителем, набраться опыта в наставничестве и социальной коммуникации. Владимир Хлынов до хиротонии почти четыре года (с ноября 1901-го по сентябрь 1905-го) преподавал в Тобольском духовном училище греческий и латинский языки (здесь же служа и делопроизводителем), а в Тобольском епархиальном женском училище был учителем арифметики.

В 1904 году, в возрасте 29 лет, Владимир Александрович Хлынов венчается с Марией Ивановной Убытковой, ставшей ему верным другом и заботливой женой на всю жизнь. Вышесказанное не речевой штамп: судя по документам тюремных мытарств отца Владимира в советский период, жена действительно поддерживала его.

После свадьбы Владимир готов был принять сан. Весной 1905 года скончался настоятель церкви Тюменского Александровского реального училища протоиерей Иван Петрович Лепехин, открылась священническая вакансия, куда епископ Тобольский и Сибирский Антоний (Каржавин) после некоторых размышлений решил определить Владимира Хлынова. Летом 1905 года Владимир ездил в Тюмень посмотреть возможное место службы. Владыка Антоний доверял новому ставленнику непростую должность. С одной стороны, Александровское реальное училище было престижным учебным заведением, и служба в нем открывала священнику хорошие перспективы. С другой стороны, время было беспокойное: студенты училища бунтовали, требуя, в частности, отмены обязательного посещения богослужений и внеклассного надзора. Эти требования поддержали и некоторые педагоги. Для работы в училище требовались такт, умение ладить с молодежью и готовность отвечать на неудобные вопросы.

Назначение Владимир Хлынов принял, и 14 сентября 1905 года в Крестовоздвиженской церкви города Тобольска владыка Антоний рукоположил его во диакона, а через четыре дня в Тобольском кафедральном Софийско-Успенском соборе – во иерея. Так, в 30 лет, в расцвете сил отец Владимир стал духовным лицом в девятом поколении. Во время беспорядков 1905 года супруги Хлыновы с грудной дочкой Леночкой переезжают в Тюмень. При отъезде супругов Хлыновых из Тобольска преподавательский коллектив Тобольского духовного училища поднес им икону святителя Николая Чудотворца и памятный лист следующего содержания: «Многоуважаемый отец Владимир Александрович! Вы покидаете нашу училищную корпорацию, очень возможно, что навсегда. В годы Вашего служения в училище мы сроднились с Вами. Положим, Вы служили с нами недолго, но товарищеские отношения с людьми зависят главным образом не от времени совместной жизни, а от характера людей, приставленных к одному и тому же делу. Не время, а Ваш мягкий и приветливый характер сразу же сделал Вас членом нашей корпорации. Нам неприятно расставаться с Вами, особенно в такое время, когда в целях воспитательных членам училищной корпорации нужно как можно теснее сплотиться между собою.

В разлуке с Вами мы можем утешаться тем, что Вы будете служить недалеко от Тобольска и притом на таком поприще, на котором современные события требуют людей, одушевленных христианской истиной, умеющих ответить на волнующие современное общество вопросы с точки зрения св. Библии и Православной церкви.

На добрую память о наших товарищеских отношениях и в знак нашего пожелания Вам полного успеха в предстоящей Вам деятельности просим Вас принять от нас икону Святителя и Чудотворца Николая – святого покровителя нашего храма, в котором Вы часто молились, и училища, в котором Вы с честью служили». Так душевно в Тобольске сослуживцы простились с отцом Владимиром. Батюшка начал службу в Александровском училище, когда его директором последний год был Иван Яковлевич Словцов, личность для краеведов Сибири легендарная – автор интереснейших работ по истории, археологии, зоологии края, известный общественный деятель, создатель естественно-исторического музея. Заметим, что он был сыном священника, представителем древнего священнослужительского рода.

Кажется удивительным, но Иван Яковлевич проживал в казенной квартире на первом этаже Александровского училища, где по соседству расположился и отец Владимир Хлынов. Вероятно, между директором и священником сложились достаточно теплые и близкие отношения. В архиве потомков батюшки хранится фотография Ивана Словцова, скончавшегося в 1907 году, с дарственной надписью отцу Владимиру от вдовы почившего Елисаветы Степановны.

Владимир Хлынов во время обучения
в Тобольской духовной семинарии.
Фотографическое заведение П. И. Афонасьева

В конце XIX – начале XX века было принято, что настоятель домовой церкви при светском учебном заведении преподавал здесь же и Закон Божий. Поэтому практически одновременно с рукоположением Владимир Хлынов предписанием попечителя Западно-Сибирского учебного округа был определен и законоучителем Александровского реального училища. Церковь училища была устроена в 1879 году в честь святого Александра Невского. Имела резной дубовый иконостас с иконами классического канонического письма; паникадила освещались электричеством. Кроме воспитанников училища храм на праздники посещали воспитанницы старших классов женской гимназии. Сразу после большевистского переворота церковь была закрыта, как и все другие, располагавшиеся в учебных заведениях. Ее разорили, а ныне в здании училища располагается главный корпус Государственного аграрного университета Северного Зауралья. Следов церкви в здании нет. Александровская домовая церковь, как и прочие, устроенные при государственных учебных заведениях, находилась в двойной юрисдикции: Министерства народного просвещения и Епархиального ведомства. Двойное подчинение давало училищному священнику возможность для маневра в отстаивании своих интересов и было выгодно при получении наград: поощрения шли с двух сторон – государственной и церковной. Карьера священнослужителя в учебном заведении могла строиться гораздо быстрее, чем у приходского пастыря. Но отец Владимир радел прежде всего не о должностях, а о служении на них. Пользуясь тем обстоятельством, что училищному священнику не надо было служить многочисленных приходских треб: крещений, венчаний и др., он посвящал достаточное время и преподавательской, и общественной, и церковной деятельности. Из документа учета служащих, где фиксировались все перемещения по службе («послужного списка») отца Владимира Хлынова, видно, что он успешно нес многочисленные послушания.

Помимо преподавания Закона Божия и настоятельства в церкви, в разное время с 1905 по 1916 годы отец Владимир был классным наставником 2-го, 3-го, 5-го классов, библиотекарем ученической библиотеки, преподавателем общей истории, а также секретарем педагогического совета Александровского училища. Кроме этого, он преподавал Закон Божий в младших и старших классах Тюменской женской гимназии и участвовал в краткосрочных педагогических курсах для преподавателей второклассных церковных школ. В то же время по церковной линии отец Владимир Хлынов служил председателем Тюменского отделения Тобольского епархиального училищного совета (на эту должность он был назначен преосвященным Антонием уже через полгода после рукоположения) и членом благочиннического совета градо-Тюменских церквей. Владыка Антоний (Каржавин) периодически благословлял отца Владимира сослужить в кафедральном Знаменском соборе Тюмени и говорить проповеди. Так, в 1908 году, когда революционные беспорядки уже улеглись, отец Владимир с горечью отмечал: «…Мы переживаем тревожное время, которое изобилует скорбными явлениями нечеловеческой злобы и крайнего безумия, которое так редко радует нас известиями о добрых делах, являющихся всегда плодом терпеливой любви, долгого упорного труда и честного исполнения долга».

В начале 1911 года, инспектируя Александровское реальное училище, сменивший прежнего владыку епископ Тобольский Евсевий (Гроздов) нашел, что «поместительный храм отличается особой чистотой в содержании», а директор училища Петр Андреевич Ивачев «самым лестным образом рекомендовал» отца Владимира Хлынова. Вскоре после этого, 5 февраля того же года, батюшка за литургией в Знаменском кафедральном соборе лично владыкой Евсевием был пожалован скуфьей. И в следующем году после инспекции епископом Тобольским Александровского училища отцу Владимиру Хлынову была выражена архипастырская благодарность за отличное ведение законоучительства.

В январе 1910 года (и, возможно, в другое время) священник Владимир Хлынов был присяжным заседателем, а в 1912 году – кандидатом в выборщики в Государственную думу Российской империи. В том же году отец Владимир короткое время служил председателем Тюменского отдела Российского общества Красного Креста (за что, как награду, получил право ношения Высочайше установленного знака этого общества).

Заметим, что ни на одной из достаточно большого количества сохранившихся фотографий отец Владимир не изображен со знаком Красного Креста и медалью в память 25-летия основания церковно-приходских школ (хотя духовные лица обычно возлагали на себя все, что имели), но практически всегда носил знак кандидата богословия. Очевидно, что последним отец Владимир гордился, а первые достались ему «по регламенту», и закреплять их на рясе пастырь считал излишним, хотя впоследствии хранил как память (и они дошли до наших дней).

С момента рукоположения батюшки в 1905 году по 1917 год в Тобольской епархии сменилось шестеро архиереев. Отец Владимир неизменно пользовался уважением каждого архипастыря, и труды священника отмечались хорошим жалованьем.

К 1917 году у отца Владимира родилось шестеро детей. С супругой он воспитывал: 12-летнюю Елену, 11-летнюю Зинаиду, 8-летнюю Киру, 6-летнего Сергея, 4-летнюю Капитолину и 2-летнего Вячеслава. В 1917 году вполне безбедная и радостная трудовая жизнь семьи Хлыновых-Убытковых рухнула в одночасье, и всем волей-неволей пришлось «дать ответ в своем уповании» (1 Пет. 3:15) уже совсем в иных условиях.

(Продолжение следует…)

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.