ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№7-8 2024 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Утерянная добродетель

Иерей Николай Макаров и протоиерей Игорь Бачинин

4 июня в Духовно-просветительском центре Тобольской митрополии в г. Тюмени при храме святого праведного Симеона Богоприимца состоялась конференция «Трезвость в современном мире».

В ней приняли участие священнослужители, социальные работники и активные прихожане православных приходов и храмов, входящих в состав Тюменского благочиния. Целью конференции, как было заявлено в программе, ставилось повышение качества помощи семьям алко- и наркозависимых и утверждение трезвости на православных приходах.

Председатель епархиального общества трезвости Тобольско-Тюменской епархии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» иерей Николай Макаров представил главного спикера встречи – протоиерея Игоря Бачинина, председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви, настоятеля храма святителя Николая Чудотворца при Уральском государственном горном университете (г. Екатеринбург), который рассказал о собственной трезвости и опыте организации помощи страждущим на приходе.

Психолог и секретарь общества трезвости православного прихода храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», координатор проектов по утверждению трезвости в Тюмени Екатерина Добровольская поведала о проекте «Территория ТРЕЗВОСТИ» при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2024».

Кризисный психолог, участник проекта «Территория ТРЕЗВОСТИ» Наталья Мостовая прояснила технологию взаимодействия приходов Тюменского благочиния по вопросам утверждения трезвости и оказания помощи семьям алко- и наркозависимых.

– Я сам уже 36 лет живу трезво, – поздоровавшись с собратьями, рассказал отец Игорь Бачинин, – и готов поделиться с вами тем опытом, который накоплен за время практической работы.




Игорь Бачинин – заведующий кафедрой теологии УГГУ, где по профилю государственно-конфессиональных отношений существуют два направления: исламское и христианское. В учебной программе бакалавриата присутствует специальный раздел «Основы утверждения трезвости». Накопленный опыт приходского общества трезвости, где отец Игорь является духовником, описан в двух книгах – «Общество трезвости на приходе» и «Школа трезвости при храме».

– Ситуация, которая у нас складывается с алкоголизацией населения, простой никогда не была, – отметил священник. – Сейчас она усугублена в связи с рядом известных событий, и мы видим, по крайней мере, по статистическим показателям, что душевое потребление алкоголя идет вверх, особенно в Уральском федеральном округе. В частности, в Свердловской области этот показатель составляет 13 литров на человека в год при 7 литрах в среднем по стране. А вслед за выпитым алкоголем закономерно возникают проблемы.

Специальная военная операция, по мнению священнослужителя, число страждущих не уменьшит, а только увеличит.

– Психологически можно понять оказавшегося в зоне боевых действий, – объяснил гипотезу протоиерей. – У него, как у любого человека, присутствует естественный страх смерти; как с этим чувством справиться – он не знает, поэтому единственным способом подавить свои переживания выбирает алкоголь. Опыт предыдущих военных кампаний, афганских и чеченских, показал, что происходит с людьми по возвращению домой в состоянии посттравматического стрессового расстройства – это тяжелое психическое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющегося события, оказывающего сверхмощное негативное воздействие на психику индивида. Травматичность события тесно связана с ощущением собственной беспомощности из-за невозможности эффективно действовать в опасной ситуации.

– Любая война когда-нибудь заканчивается, – продолжал свою мысль отец Игорь, – и эти люди вернутся обратно в эту жизнь с теми навыками и привычками и с тем новым опытом, который они там дополнительно приобрели. Поэтому нам как служителям Церкви нужно, во-первых, быть готовыми к принятию этих обстоятельств, во-вторых, подумать, что в этом плане можно сделать и как людям помочь.

Что нужно человеку, чтобы поменять свою жизнь? Изменить мировоззрение. А как это сделать? Найти новые смыслы. Каким образом? Через новые цели. Мотивацией для изменения образа жизни, по мнению протоиерея Игоря Бачинина, человеку служат новые цели, новые ценности и новые смыслы. При этом надо помнить, что старые навыки порочного образа жизни никуда не деваются. Они остаются с человеком навсегда. И стоит только дать слабину, как порок снова поглотит тебя всего целиком, без остатка. – Это важно осознавать и понимать, – подчеркнул отец Игорь.

Священники, которые занимаются проблемой противостояния зеленому змию, знают один впечатляющий пример, о котором рассказал батюшка. Дело было в Санкт-Петербурге. Один человек в юности, как говорится, «присел на стакан». Потом одумался, взял себя в руки и большую часть жизни вообще не употреблял. Что называется, ни капли в рот. Завязал. И находился «в завязке» 52 года. Ровно до своей собственной бриллиантовой свадьбы, на которой правнук смутил его одной фразой: «Неужели со мной бокал шампанского не выпьешь?» Ну как не порадеть родному человечку – выпил.

А дальше – месячный запой и психиатрическая лечебница.

– Навыки никуда не деваются, – констатировал отец Игорь. – Они остаются. Это не хорошо и не плохо. Это особенность психофизиологии – то, что академик Павлов в свое время называл условными рефлексами, а другой ученый – Геннадий Андреевич Шичко – социально-психологической программой.

Именно она формирует навыки и мотивацию человека на совершение определенных поступков. И, к сожалению, та среда, в которой мы с вами находимся, не противодействует алкоголизации населения, а наоборот, еще больше способствует ей.

Исторически было так: с преподобным преподобен будешь, а с развратным – развратишься. Для сохранения человека в трезвости необходима поддерживающая и развивающая образовательная среда, и этой средой, по мнению священника Игоря Бачинина, должен быть церковный приход.

В конце семинара просвещенный лектор посоветовал посмотреть документальный фильм об отношении Библии к алкоголю – «Утерянная добродетель», снятый при поддержке Русской Православной Церкви и размещенный на YouTube.

Начинается он притчей о монахе и дьяволе. В уединенном месте у подножья горы жил монах. Почти все время он проводил в молитве и за чтением книг. Дьявол не мог спокойно смотреть на его простую и смиренную жизнь. Он много раз пытался проникнуть в его дом, но ничего не получалось: монах был чист душой и не впускал его. Тогда дьявол поспорил с ним, что все равно войдет в его жилище.

– Нет, – сказал монах, – тебя в свой дом я никогда не пущу.

– Если я все-таки войду к тебе, ты выполнишь одно из моих желаний? Монах был настолько уверен в себе, что беспечно согласился. Однажды утром он вышел из дома и увидел ворона со сломанным крылом. Пожалев птицу, он занес ее внутрь. Ворон тут же обратился в дьявола.

– Теперь ты должен выполнить одно из моих желаний, – сказал он. – Выбирай: или ты убьешь человека, или займешься прелюбодеянием, или напьешься. Монах сильно опечалился и стал думать: «Если я с кем-то прелюбодействую или, тем более, кого-то убью, то загублю две души: и свою, и другого человека. Если же напьюсь один раз, то это не такой страшный грех, ибо наутро все равно протрезвею».

Он пошел в трактир и напился. Тут к нему подсела легкомысленная женщина. Они отправились к ней домой и стали прелюбодействовать. Но вскоре вернулся ее муж. Завязалась драка, в которой монах его убил. Думая об алкоголе как о малом грехе, монах попал в ловушку дьявола. Лишившись трезвости, он совершил и остальные два греха…

Сергей СУРАЗАКОВ,
газета «Тюменская губерния».
Фото автора

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.