Иерей Николай Макаров и протоиерей Игорь Бачинин
|
4 июня в Духовно-просветительском центре Тобольской митрополии в г. Тюмени при храме святого праведного Симеона Богоприимца состоялась конференция «Трезвость в современном мире».
В ней приняли участие священнослужители, социальные работники и активные
прихожане православных приходов и храмов,
входящих в состав Тюменского благочиния.
Целью конференции, как было заявлено в
программе, ставилось повышение качества
помощи семьям алко- и наркозависимых
и утверждение трезвости на православных
приходах.
Председатель епархиального общества
трезвости Тобольско-Тюменской епархии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери
«Утоли моя печали» иерей Николай Макаров
представил главного спикера встречи – протоиерея Игоря Бачинина, председателя
Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви, настоятеля храма святителя Николая Чудотворца
при Уральском государственном горном
университете (г. Екатеринбург), который
рассказал о собственной трезвости и опыте
организации помощи страждущим на приходе.
Психолог и секретарь общества трезвости
православного прихода храма в честь иконы
Божией Матери «Утоли моя печали», координатор проектов по утверждению трезвости в
Тюмени Екатерина Добровольская поведала о
проекте «Территория ТРЕЗВОСТИ» при поддержке Международного грантового конкурса
«Православная инициатива – 2024».
Кризисный психолог, участник проекта
«Территория ТРЕЗВОСТИ» Наталья Мостовая
прояснила технологию взаимодействия приходов Тюменского благочиния по вопросам
утверждения трезвости и оказания помощи
семьям алко- и наркозависимых.
– Я сам уже 36 лет живу трезво, – поздоровавшись с собратьями, рассказал отец
Игорь Бачинин, – и готов поделиться с вами
тем опытом, который накоплен за время
практической работы.
Игорь Бачинин – заведующий кафедрой
теологии УГГУ, где по профилю государственно-конфессиональных отношений существуют
два направления: исламское и христианское. В учебной программе бакалавриата
присутствует специальный раздел «Основы
утверждения трезвости». Накопленный опыт
приходского общества трезвости, где отец
Игорь является духовником, описан в двух
книгах – «Общество трезвости на приходе»
и «Школа трезвости при храме».
– Ситуация, которая у нас складывается
с алкоголизацией населения, простой никогда
не была, – отметил священник. – Сейчас
она усугублена в связи с рядом известных
событий, и мы видим, по крайней мере, по
статистическим показателям, что душевое
потребление алкоголя идет вверх, особенно в
Уральском федеральном округе. В частности,
в Свердловской области этот показатель составляет 13 литров на человека в год при
7 литрах в среднем по стране. А вслед за
выпитым алкоголем закономерно возникают
проблемы.
Специальная военная операция, по мнению священнослужителя, число страждущих
не уменьшит, а только увеличит.
– Психологически можно понять оказавшегося в зоне боевых действий, – объяснил
гипотезу протоиерей. – У него, как у любого
человека, присутствует естественный страх
смерти; как с этим чувством справиться – он
не знает, поэтому единственным способом подавить свои переживания выбирает алкоголь.
Опыт предыдущих военных кампаний, афганских и чеченских, показал, что происходит
с людьми по возвращению домой в состоянии
посттравматического стрессового расстройства – это тяжелое психическое состояние,
возникающее в результате единичного или
повторяющегося события, оказывающего
сверхмощное негативное воздействие на
психику индивида. Травматичность события
тесно связана с ощущением собственной беспомощности из-за невозможности эффективно
действовать в опасной ситуации.
– Любая война когда-нибудь заканчивается, – продолжал свою мысль отец Игорь, –
и эти люди вернутся обратно в эту жизнь с
теми навыками и привычками и с тем новым
опытом, который они там дополнительно
приобрели. Поэтому нам как служителям
Церкви нужно, во-первых, быть готовыми
к принятию этих обстоятельств, во-вторых,
подумать, что в этом плане можно сделать
и как людям помочь.
Что нужно человеку, чтобы поменять
свою жизнь? Изменить мировоззрение. А как
это сделать? Найти новые смыслы. Каким
образом? Через новые цели. Мотивацией
для изменения образа жизни, по мнению
протоиерея Игоря Бачинина, человеку служат
новые цели, новые ценности и новые смыслы.
При этом надо помнить, что старые навыки
порочного образа жизни никуда не деваются.
Они остаются с человеком навсегда. И стоит
только дать слабину, как порок снова поглотит
тебя всего целиком, без остатка.
– Это важно осознавать и понимать, –
подчеркнул отец Игорь.
Священники, которые занимаются проблемой противостояния зеленому змию,
знают один впечатляющий пример, о котором
рассказал батюшка. Дело было в Санкт-Петербурге. Один человек в юности, как говорится, «присел на стакан». Потом одумался,
взял себя в руки и большую часть жизни
вообще не употреблял. Что называется, ни
капли в рот. Завязал. И находился «в завязке» 52 года. Ровно до своей собственной
бриллиантовой свадьбы, на которой правнук
смутил его одной фразой: «Неужели со мной
бокал шампанского не выпьешь?» Ну как
не порадеть родному человечку – выпил.
А дальше – месячный запой и психиатрическая лечебница.
– Навыки никуда не деваются, – констатировал отец Игорь. – Они остаются. Это не
хорошо и не плохо. Это особенность психофизиологии – то, что академик Павлов в
свое время называл условными рефлексами,
а другой ученый – Геннадий Андреевич Шичко – социально-психологической программой.
Именно она формирует навыки и мотивацию
человека на совершение определенных поступков. И, к сожалению, та среда, в которой
мы с вами находимся, не противодействует
алкоголизации населения, а наоборот, еще
больше способствует ей.
Исторически было так: с преподобным
преподобен будешь, а с развратным – развратишься. Для сохранения человека в трезвости
необходима поддерживающая и развивающая
образовательная среда, и этой средой, по
мнению священника Игоря Бачинина, должен
быть церковный приход.
В конце семинара просвещенный лектор
посоветовал посмотреть документальный
фильм об отношении Библии к алкоголю –
«Утерянная добродетель», снятый при поддержке Русской Православной Церкви и
размещенный на YouTube.
Начинается он притчей о монахе и дьяволе.
В уединенном месте у подножья горы
жил монах. Почти все время он проводил
в молитве и за чтением книг. Дьявол не
мог спокойно смотреть на его простую и
смиренную жизнь. Он много раз пытался
проникнуть в его дом, но ничего не получалось: монах был чист душой и не впускал
его. Тогда дьявол поспорил с ним, что все
равно войдет в его жилище.
– Нет, – сказал монах, – тебя в свой дом
я никогда не пущу.
– Если я все-таки войду к тебе, ты выполнишь одно из моих желаний?
Монах был настолько уверен в себе, что
беспечно согласился.
Однажды утром он вышел из дома и
увидел ворона со сломанным крылом. Пожалев птицу, он занес ее внутрь. Ворон тут
же обратился в дьявола.
– Теперь ты должен выполнить одно из
моих желаний, – сказал он. – Выбирай: или
ты убьешь человека, или займешься прелюбодеянием, или напьешься.
Монах сильно опечалился и стал думать:
«Если я с кем-то прелюбодействую или, тем
более, кого-то убью, то загублю две души: и
свою, и другого человека. Если же напьюсь
один раз, то это не такой страшный грех,
ибо наутро все равно протрезвею».
Он пошел в трактир и напился. Тут к
нему подсела легкомысленная женщина. Они
отправились к ней домой и стали прелюбодействовать. Но вскоре вернулся ее муж.
Завязалась драка, в которой монах его убил.
Думая об алкоголе как о малом грехе, монах попал в ловушку дьявола. Лишившись трезвости, он совершил и остальные два греха…
Сергей СУРАЗАКОВ,
газета «Тюменская губерния».
Фото автора
|