Протоиерей Игорь Бачинин
|
4 июня в эфире «Радио Вера Тюмень» в программе «Светлый час» гостем студии стал председатель Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства трезвости протоиерей Игорь Бачинин. Ведущая
программы – Анна Чернявская.
Ведущая: Отец Игорь, расскажите, пожалуйста, что такое трезвость?
Отец Игорь: Если коротко об этом сказать, трезвость есть нравственная ценность
и христианская добродетель. Такой вопрос
действительно часто возникает, и мой опыт
жизни в трезвости говорит о том, что у
многих людей, когда разговор заходит о
трезвости, срабатывает ассоциативный ряд,
что трезвость нужна пьяницам. А пьяницей
себя никто не признает, даже человек, реально имеющий диагноз нарколога. Поэтому
вопрос о трезвости у очень многих людей
вызывает негативное отношение: «Это меня
не касается».
Мы об этом говорим совершенно иначе.
Речь не о том, что это некая физиологическая характеристика личности. Церковь
говорит, что трезвость – это нравственная
ценность, необходимое условие спасения
человека, качество человеческой личности,
без которой он не может войти в жизнь
вечную. И именно вот с этих позиций мы
говорим о трезвости.
В.: В студии радио «Вера» на нашей
передаче побывало много людей, бывших
когда-то зависимыми. Их мнения по вопросу
«Нужно ли бороться с зависимостью?» немного расходятся. Одни говорят, что когда от
зависимости отказываешься, ты продолжаешь
жить как натянутая струна, то есть ты постоянно терпишь. И приходит тот момент, когда
эта струна лопается. А другое мнение было,
что терпеть нельзя, нужно менять образ
жизни. Каково ваше мнение на этот счет?
О.И.: Я бы на эту проблему посмотрел
в несколько ином ракурсе: не через призму
зависимости, а через призму свободы. Что
такое зависимость? Это потеря свободы.
А что такое свобода? Свобода – это выбор
и ответственность. К сожалению, мы живем
в таком обществе, где зависимым быть
удобно и выгодно. Почему? Потому что это
снимает ответственность. А быть свободным
– это труд. Речь не только об алкогольной
зависимости. В современной психиатрической практике описанных и изученных форм
аддиктивного поведения более 400 видов. По
сути дела, я как священник могу сказать:
дьяволу без разницы, каким образом человек себя испортит. Самое главное, что он
не живет свободно. И то, что вы говорите:
внутри все напрягается, – действительно так
и происходит. Сил терпеть у человека нет.
Греческое слово «метанойя», которое мы
переводим как «покаяние», означает перемену ума и изменение сознания.
Твой образ жизни не может измениться
прежде, чем у тебя поменяется образ мысли.
А вот как изменить образ мысли? Это, что
называется, наша тема. Мы знаем, как формируется мысль, что такое помыслы, как с
этими помыслами человеку можно бороться,
как эти помыслы влияют на силу воли, как
человек теряет свое внимание, как он, отказываясь от своей свободы, попадает в ту или
иную форму зависимого поведения. И поэтому,
на наш взгляд, правильнее было бы говорить
о свободе. Правильнее было бы говорить о
радости в жизни человека. Потому что действительно человеку в постоянно напряженном
состоянии трудно жить. Ему, как некоторые
говорят, «хочется расслабиться». И здесь он
попадает в такую ловушку. Почему? Достаточно сказать, что все те наркотические вещества,
которые существуют в мире, в большинстве
своем вырабатываются в организме человека в мизерных размерах, в том числе и так
называемый «эндогенный алкоголь», который
вызывает у человека чувство радости. В психоэмоциональном проживании этого чувства
участвует эндогенный алкоголь. Ловушка в чем
заключается? Когда в организм начинает попадать внешний алкоголь, внутренний перестает
вырабатываться. Человеку хочется пережить
это чувство радости, а вместо радости дьявол
подсовывает ему мысль об удовольствии, об
эйфории как таком расслабленном состоянии.
Человек на это ловится, он следует этому,
формируется зависимость, и, как правило,
самостоятельно без внешней помощи он от
этого уже избавиться не может.
Есть один замечательный человек Виктор
Иванович Слободчиков, член-корреспондент
Российской академии образования, доктор
психологических наук. У него есть работа
«Кризис современной системы образования», в которой он говорит, что не надо
заниматься профилактикой зависимостей.
Почему? Потому что когда мы занимаемся
профилактикой, мы рассказываем детям и
подросткам о том, что собой представляют
эти вещества, как бы вводим их в курс
дела. Нужно не зависимости и пороки профилактировать, а нужно взращивать добродетели. И правильнее было бы говорить
не о борьбе с пьянством, а о воспитании
культуры трезвости. Более того, мы имеем
очень важный исторический опыт царской
России. Мы в этом году отмечаем 110-летний юбилей, когда в 1914 году Священным
Синодом было принято решение 11 сентября
проводить Всероссийский праздник трезвости. В 2014 году на заседании Синода уже
Русской Православной Церкви было принято
решение возродить эту традицию. Исходя из
церковной позиции, мы говорим, что нужно не бороться с пьянством, а утверждать
трезвость, то есть не порок преодолевать,
а утверждать добродетель.
В.: Расскажите о своем проекте – Всероссийском Иоанно-Предтеченском братстве
трезвости.
О.И.: Наше братство объединяет людей,
которые сами живут трезво и готовы помогать другим людям. В настоящее время
мы осуществляем свою деятельность при
Синодальном отделе по социальному служению и церковной благотворительности Русской Православной Церкви. Там существует
Координационный центр по утверждению
трезвости. Мы силами нашего Иоанно-Предтеченского братства разработали Концепцию
по утверждению трезвости, которая была
принята Священным Синодом в 2014 году. На
основании этого концептуального проекта мы
осуществляем свою деятельность. Она включает в себя воспитание культуры трезвости.
Есть еще замечательный специалист – Виктория Викторовна Аршинова, которая является
профессором Московского государственного
университета. Она говорит: «Трезвость, как
таковая, существует двух видов: естественная
(врожденная), с которой каждый человек приходит в этот мир, и восстановленная».
Наша деятельность заключается в первую
очередь в том, чтобы сохранить естественную трезвость, а если кто-то ее утратил, то
помочь ему восстановить. Каким образом?
В Екатеринбурге с 2005 года мы реализуем социально-педагогический проект «Будь
здоров». В нем участвуют подростки 7–9-х
классов – в этом году их было около 10 000
человек. Мы реализуем этот проект совместно с Министерством общего образования и
молодежной политики Свердловской области.
Участником проекта является класс. И класс,
который занимает 1-е место, получает возможность всем классом в летние каникулы
уехать на море. Это серьезный стимул для
класса, и возраст очень важный. А наша
задача заключается в том, чтобы рассказать
о трезвости.
Еще один проект, который мы реализуем, –
«Здоровое село: территория трезвости». Думаю, не нужно как-то особенно говорить о
важности трезвости на селе. Мы, кстати, этот
проект взяли из Тюменской области и с 2015
года в Свердловской области реализуем.
Еще у нас есть проект «Летняя школаслет». Мы проводим его в преддверии
Царских дней. У нас обычно очень содержательная богословская и развлекательная
программа. У нас был отец Андрей Ткачев,
отец Григорий Григорьев, отец Артемий
Владимиров, отец Константин Корепанов и
другие люди, известные как медийные личности, которые поддерживают нас и говорят
о важности трезвости для спасения человека.
Мы реализуем для педагогического
сообщества «Школу воспитания культуры
трезвости». Современным педагогам нужно
дать методику о том, как не только профилактировать порок, а как нужно воспитывать
трезвость. Наша задача в этом отношении
заключается в том, чтобы ввести категорию трезвости в правовое пространство,
у нас уже есть определенный опыт. Сейчас
в Свердловской области мы работаем над
тем, чтобы создать региональный закон о
территориях трезвости и чтобы постепенно
расширять пространство трезвости, где мы
бы могли о ней говорить.
Сейчас действуют около 600 обществ
трезвости в разных епархиях Русской Православной Церкви. Мы возродили практику
обетов трезвости, всероссийский праздник
трезвости. Еще у нас есть молодежный
фестиваль «Молодежь выбирает трезвость».
Если очень коротко и тезисно сказать, мы
действуем в двух направлениях: сохранение
естественной трезвости, с которой человек
приходит в этот мир, и восстановление трезвости, которую человек утратил.
В.: Какое значение имеет вера в вопросе помощи зависимым людям и их родственникам? Это оплот, на который можно
опереться?
О.И.: Вера в этом вопросе имеет очень
важное значение. И это не столько оплот,
на который можно опереться. Это простонапросто внутреннее состояние родственников – а верят ли они в возможность изменения. Часто именно на этом внутреннем этапе возникает сложность. Зависимость –
это не проблема личности, это проблема
взаимоотношений. Здесь должны измениться
отношения между членами семьи. И если
этого изменения не происходит, то формальные регламентные работы абсолютно
не обеспечивают какого-то устойчивого
результата. И это не проблема юноши или
девушки, мужчины или женщины – это проблема коммуникаций, которые существуют
в нашем с вами обществе. Поэтому эта
проблема и будет существовать до тех пор,
пока наше общество не осознает ее и не
будет меняться.
Мы милостью Божией научились помогать
людям, но навыки, которые человек приобретает в результате своего порочного образа
жизни, у него никогда никуда не денутся.
Никуда и никогда. Вот это ясно и четко нужно
осознавать. Это не значит, что на человеке
надо ставить крест и он не изменится. Нет,
человек может измениться. Примеров в этом
ракурсе достаточное количество. Но должно
быть более глубокое изменение, и человеку,
который встал на путь этих изменений, очень
важна поддерживающая среда. Именно приход,
приходское общество трезвости были и могут
стать той поддерживающей средой, которая,
во-первых, помогает человеку сохранить
естественную трезвость, с которой он приходит в этот мир, а во-вторых, восстановить
утраченную. Поэтому Церковь этой проблемой
и занимается. Она об этом не просто говорит
декларативно, у нас есть практический опыт.
В.: Советы, рекомендации и пожелания
нашим слушателям.
О.И.: Когда мы в нашем братстве разрабатывали нашу миссию, мы пришли к решению: свидетельствовать о Христе радостью
трезвой жизни. Вообще каждый человек
призван к радости. Более того, радость – это
критерий правильной жизни. Когда человек
теряет радость, ему трудно в угнетенном состоянии, и он пытается это компенсировать.
Но вместо радости он пытается получить
удовольствие. А вместо удовольствия он
получает другую форму зависимости. Поэтому для того, чтобы человеку сохранить
себя свободным и жить радостно, необходима трезвость. Без этого человек не может
войти в жизнь вечную. Почему? Потому
что Господь нам сказал: «Верный и добрый
раб, войди в радость Господа твоего». Для
того чтобы войти в радость нашего Господа,
надо научиться не удовольствие получать,
а жить трезво, естественной трезвостью. Это
качество человеческой личности заменить и
стимулировать ничем невозможно.
Поэтому мне хотелось бы пожелать всем
радостной, счастливой, свободной, трезвой
жизни. Если кто-то утратил эту радость
жизни, обращайтесь в наше Иоанно-Предтеченское братство: у нас почти что во
всех епархиях есть координаторы, действуют
общества трезвости, которые занимаются
этой деятельностью. И мы с радостью поможем вам вернуть свободу и прийти к
счастливой жизни.
|