Полтора года настоятель храма в Творогово Красноярского края находился в зоне
СВО. Батюшка с позывным Пересвет окормлял и выносил из-под обстрелов раненых
бойцов под Угледаром, Авдеевкой, Бахмутом.
За все это время он ни разу не взял в руки
боевое оружие. Отец Роман убежден, что,
пролив кровь человека, даже врага, священник теряет право так называться.
Дорога к храму
Отец Роман Хамадиев (в миру Марат)
– коренной сибиряк, родился в Сухобузимском районе, рос в многодетной семье, где
было четверо детей. У батюшки два брата
и сестра. Когда мальчику исполнилось шесть
лет, в 1992 году семья перебралась в небольшую деревню Творогово в Емельяновском районе.
В девяностых годах его мама приняла
православную веру и однажды принесла домой икону Божией Матери «Скоропослушница», которая помогает верующим исполнять
их просьбы и мольбы. «Глядя на нее, понимал, что есть Творец, и Он нас слышит.
С детства молился Богу, хотя крещеным не
был. Только в 17 лет вместе со старшим братом в Покровском кафедральном соборе принял таинство Крещения. Очень понравилась
благодатная атмосфера, которая царила в
храме. По святцам мне дали имя Роман», –
вспоминает батюшка.
С этим именем его рукоположили сначала в диаконы, потом в иереи. Вот уже десять
лет он служит настоятелем церкви иконы
Божией Матери «Спорительница хлебов» в
Творогово, которую, начав в 2015 году, сам
и построил. Спустя пять лет в ней прошло
первое богослужение.
В начале февраля 2023 года отец пятерых детей ушел добровольцем на СВО.
Матушка Анна приняла его решение со смирением: знала, что супруг его не изменит.
«Дома не могу сидеть»
Благословил отца Романа на ратный подвиг митрополит Красноярский и Ачинский
Пантелеимон.
«Пришел к владыке, сказал, что дома
не могу сидеть, мне надо туда. Хочу послужить Родине. Митрополит благословил,
сказал: “Поезжай”».
Батюшка попал на Угледарское направление в мотострелковую бригаду. Был
командиром отделения сбора и эвакуации
раненых в медицинском взводе.
По словам отца Романа, немногие священники находятся на самой передовой.
В основном они служат в тылу. Их берегут.
При знакомстве комбриг сказал: негоже,
чтобы батюшка солдатом по лесополке бегал. Хотел взять его в тыл своим помощником, но отец Роман остался на передовой.
«Мне хотелось быть рядом со своими
ребятами, которые идут в атаку и держат
оборону, хотелось пройти этот путь с ними.
Окормлял бойцов, наставлял, учил их избегать опасности, крестил, исповедовал,
причащал, служил молебны и панихиды», –
делится настоятель.
Бойцов сначала удивило, что батюшка
вместе с ними ест и пьет из одной чашки,
спит в окопах и вытаскивает из-под обстрелов раненых. Потом привыкли.
Внешне он от них почти не отличался:
военная форма, каска, бронежилет. Единственное, никогда не носил разгрузку для БК
и за все время ни разу не взял на передовую оружие, только аптечку. Шел на задание
с молитвой и за полтора года на передовой
ни разу не стрелял по противнику.
Там, за ленточкой, смерть очень близка, а потому, когда не за что зацепиться
и спастись, человек начинает призывать
Бога. Те, у кого раньше не было нательных
крестиков, начали их носить.
«Когда находишься в окопе и ребята
видят тебя рядом, в их душе начинает разгораться искра веры. У нас был замполит,
который говорил, что он атеист. После моего
отъезда с передовой позвонил и попросил
вернуться. Ему нужно было поговорить. Вот
вам и атеист. Другой парень – родновер,
ходил со мной на службу, исповедовался.
Еще один боец даже крест не носил, потом
тот, что я ему дал, потерял. Жена купила
другой, но ему нужен был именно тот,
что надел фронтовой батюшка», – делится
священник.
По словам отца Романа, все к нему
относились с уважением, хотя среди бойцов были люди разного вероисповедания:
мусульмане, родноверы (это славянское
неоязычество). Кстати, их много было и
среди вагнеровцев.
«Мы рядом с ними стояли в окопах под
Бахмутом в мае-июне прошлого года, когда
они передавали нам свои позиции. Некоторые подходили за благословением, много
с ними беседовал, в том числе о чудесах,
которые там происходили», – рассказывает
батюшка.
Там чудеса случались постоянно, говорит
отец Роман.
В поселке Владимировка под Бахмутом в
купол храма попал снаряд, церковь сгорела,
а крест остался невредимым. В деревне
Отрадовка отец Роман в развалинах нашел
запрестольный крест, с ним прошел крестным ходом по деревне. Случай, когда мог
попасть в плен, из памяти уже не вычеркнуть. Во время контрнаступления ВСУ под
Бахмутом враг обстреливал позиции наших
бойцов всем, что у него было. После того
как батюшку контузило (уже второй раз),
он пришел в себя и увидел остановившийся в 20 метрах вражеский БМП «Брэдли».
«У меня было два варианта: либо поднять
руки, либо бежать в гору до своих. Попасть
в плен для меня самое страшное, потому
смерть лучше бесчестья, но у меня даже
гранаты не было. Побежал. Враги начали
стрелять, только искры от пуль вокруг
разлетались. Упал в воронку. Вэсэушники
подумали, что убили, и поехали дальше.
Я сдуру снова побежал и опять попал под
обстрел. В итоге добрался до своих, и ни
одна пуля в меня не попала. Знаю, что
Господь невидимой рукой отводил от меня
смерть», – рассказывает батюшка.
На Авдеевском направлении у населенного пункта Водяное он спас своего боевого
товарища Георгия, которого тяжело ранило,
сам тогда получил первую контузию.
«Думал, не выживем, даже с жизнью попрощался. Ползли с ним около трех километров. Очень тяжело эвакуировать раненого днем, когда над тобой висят беспилотники.
Ты для них живая мишень. В одном из
окопов решили передохнуть. Там уже было
двое, потом забежали еще пятеро. И тут вражеский танк начал прицельно бить по окопу.
Всех ребят вытолкнул, выбежал последним,
и через десять секунд туда прилетел снаряд.
Разве не чудо?» – говорит батюшка.
Благословлял
перед боем
И таких случаев на передовой было множество: то мина под ногами не разорвется,
то арта бьет и не попадает. Как объяснить,
что вражеский танк, когда священник вместе
с командиром прятался в специальном сооружении, расстрелял весь свой боекомплект
и ни разу не попал?
В руинах д. Отрадовка сохранился запрестольный крест, с ним батюшка совершил
крестный ход.
«В тот момент я тихо молился. Мой
командир, мусульманин, говорит: “Смотрю
на тебя, Пересвет, что у тебя нет паники,
и мне спокойнее становится”. Уверен на сто
процентов: это не совпадение, а промысел
Божий», – убежден отец Роман.
Батюшка говорит, что служение на передовой в корне отличается от мирной жизни.
«Воинам, которые готовятся к штурму, нужно
сказать, что они идут не умирать, а выполнять задачу, и должны остаться в живых.
А Господь поможет и защитит. Благословлял
ребят перед боем, окроплял святой водой», –
рассказывает священник.
После возвращения с СВО митрополит
Красноярский и Ачинский Пантелеимон наградил отца Романа медалями Красноярской
епархии в честь священномученика Амфилохия I, II и III степени. Теперь батюшка –
полный кавалер этой награды. За боевые
заслуги священник получил медаль Георгия
Жукова и медаль «За спасение погибавших».
У батюшки в мирной жизни много работы. У него есть и второй приход – в селе
Устюг, тоже в Емельяновском районе. Вместе со своими прихожанами с нуля построил
там небольшой храм святителя Николая
Чудотворца. Осталось сделать внутреннюю
отделку, и можно проводить богослужения.
По материалам газеты
«АиФ на Енисее»
|