Крест – хранитель всея вселенныя. Крест –
верных утверждение. Крест – ангелов слава
и демонов язва. Так свидетельствует Святая
Церковь о Животворящем Кресте Господнем.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В нынешний праздник, дорогие братья и
сестры, воздвигается Святой Крест для нашего
поклонения и для того, чтобы древом Креста
Господня осенить нашу жизнь и наши дела.
Господь на Кресте пострадал за наши грехи, и
с тех пор живоносное древо крестное является
всеукрепляющей силой для борьбы с грехами.
Сегодня в Святой Церкви зазвучат песнопения, значение которых особенно глубоко
и спасительно.
Вспомните, возлюбленные братья и сестры, слова праздничного тропаря. Как замечательно молится Святая Церковь: Спаси,
Господи, люди Твоя и благослови достояние
Твое. Церковь нас, грешных людей, считает
людьми Божиими, являющимися достоянием
Христа, Спасителя нашего, ибо за нас, людей,
Господь пролил на Кресте Свою Божественную Кровь.
Дивны и следующие слова тропаря:
И Твое сохраняя крестом Твоим жительство.
В этом смысл Животворящего Креста. Он
является хранителем, утверждением нашей
жизни во Христе, жизни по Его заветам.
Другое песнопение, праздничный кондак,
также заключает в себе глубоко назидательные слова: Вознесыйся на Крест волею.
Здесь выражено свидетельство Церкви о
том, что Господь пришел на землю, чтобы
исполнить волю Своего Отца Небесного, для
того, чтобы пострадать за человеческий род,
искупить его от греха, проклятия и смерти.
Оно переносит нашу мысль на Фавор для
уразумения вольного страдания чрез распятие на кресте: Вознесыйся на Крест волею.
Эти слова, дорогие братья и сестры, имеют
отношение не только к тем отдаленным временам, но и к жизни каждого из нас. Ведь
всякий христианин, который принимает на
себя образ Христа, руководится Его заветами,
Его учением, добровольно восходит на крест.
Христианин подражает Христу, распиная свою
плоть со страстьми и похотьми. Следующими
словами – Щедроты Твоя даруй... тезоименитому Твоему новому жительству – Святая
Церковь испрашивает новых милостей для
своих верных чад, именуя их «тезоименитым
новым жительством».
И это понятно, ведь мы, христиане, следуем по стопам Христа, то есть мы соименны по
нашей жизни нашему Спасителю и Господу –
Щедроты Твоя даруй, Христе Боже, тезоименитому Твоему новому жительству. Какое
же это новое жительство? Это жительство
по заветам Христа, по Его учению, по Его
наставлению и по Его примеру, ставшее возможным только после распятия и Воскресения
Христа Спасителя.
Сладостны будут для христианина воспоминания об этих церковных песнопениях и
о том, как изнесен и воздвигнут был Святой
Крест и как осенены были все четыре страны
света Животворящим Крестом – благословлены на новое жительство, тезоименитое
жительству нашему во Христе Спасителе
и Господе. Вот тогда, несомненно, будет
оправдано и исполнено молитвенное желание
Церкви, чтобы Господь сохранил всех нас, поставил наше жительство под ведение Своего
Креста, сообщая нам животворящую силу.
Во время моей паломнической поездки,
дорогие братья и сестры, Господь сподобил
меня и моих спутников побывать и на горе
Голгофе. Сейчас гора Голгофа находится под
сводами величественного Иерусалимского
храма. При входе в него еще от дверей видишь место, где стоял Святой Крест Христов.
Над ним возвышается престол, на котором
совершаются богослужения, и жертвенные
лампады, осеняющие это святое место. Когда
я стоял там, где был Крест Христов, то я
вспоминал о всех вас. И когда я лобзал то
место, где стоял Крест, я одно коленопреклонение сделал от всех верующих Русской
Православной Церкви.
Крест дается Церковью каждому христианину еще в его младенчестве, когда он принимает святое Крещение. Крест сопутствует
всей жизни христианина. И, наконец, Крест
осеняет последний удел человеческий – могильный холм. Велика сила Животворящего
Креста! И наша обязанность – с особым
благоговением относиться к памяти крестной.
Будем молиться Господу, чтобы Он осенил
нас и наш христианский путь Своим Животворящим Крестом и даровал нам силы для
несения нашего креста. Аминь.
Патриарх Пимен (ИЗВЕКОВ).
Журнал Московской Патриархии,
1972, № 11
|