В Третьяковской галерее с большим
успехом прошла выставка замечательного
художника-академиста Генриха Семирадского (1843-1902). Выставку посетили десятки
тысяч москвичей и гостей столицы.
Генрих Семирадский учился живописному мастерству сначала в Харькове, а
затем в Санкт-Петербурге. Большую часть
своей жизни он провел в Италии. Основная тема его творчества – греческая и
римская античность. С большой
теплотой передает художник быт
сельских жителей («Римская деревня.
За водой»), идиллический отдых в
тени оливковых деревьев («Игра в
кости»), очарование юности («Портрет молодой римлянки»), свидание
в привлекательно-живописном месте
(«По примеру богов»), сияние и
блеск южного празднества («Фрина
на празднике Посейдона в Элевзине»). Завораживают изумительное
мастерство художника, блистательная,
виртуозная техника, композиционное
совершенство, безупречный вкус и
чувство меры. Его произведения исполнены редкой красоты, изящества
и очарования.
Наибольших высот художник достиг в Евангельском цикле. Чудесное
полотно под названием «Грешница» отсылает нас к евангелисту Иоанну, который
рассказывает о том, как иудеи привели ко
Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии. Правда, Семирадский по-своему решает
евангельский сюжет, оставаясь, однако, верным главному – великому человеколюбию и
милосердию Спасителя. Очень хорошо «играет» старая олива, расположенная в центре
произведения. Ее корявые изогнутые сучья
как бы подчеркивают греховность падшей
женщины и ее подвыпившей компании. Эту
картину приобрел наследник цесаревич Александр Александрович (будущий император)
за десять тысяч рублей.
«Христос в гостях у Марфы и Марии».
Эта картина, пожалуй, знакома нам лучше
других, так как часто публиковалась в разных
книгах и журналах. Почему Мария сидит у
ног Иисусовых и внимательно слушает Его
слова? Да потому, что важнее этого ничего нет: истины, которые излагает Христос,
вечны и незыблемы, они говорят о том, как
нужно пройти земное поприще и достичь
небесных обителей. Мария усваивает их не
столько ушами, сколько сердцем, она готова
слушать их бесконечно.
Родители часто приводили своих детей
ко Христу, чтобы Он благословил их, и Тот
всегда уделял им самое трогательное внимание (Мф. 19, 13-15). Художник, обратившись
к этому евангельскому сюжету, изобразил
Спасителя среди многочисленной детворы.
«Светочи христианства» – вершина
творческого пути Генриха Семирадского.
Над этим произведением он работал более
трех лет, закончив его в 1876 году. Это
одно из самых больших по размеру полотен
художника – ширина более семи метров,
высота около четырех метров. На его раме
он начертал слова из Евангелия: «И свет
во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.
1, 5). Сюжет картины основан на реальном
историческом событии. В 64-м году в Риме
возник сильный пожар, он продолжался
целую неделю, сгорела значительная часть
города. Искали виновников трагедии, по
этому поводу возникло много споров. Заглушая их, император Нерон объявил: «Город
подожгли христиане», – он люто ненавидел
христиан и нашел удобный повод излить на
них свой гнев.
Семирадский писал конференц-секретарю
Академии художеств Петру Исееву: «Сюжет
картины взят из первого гонения христиан
при Нероне. В великолепном саду "Золотого
дворца" Нерона произведены изготовления
для пышного ночного праздника. На полянке
перед дворцовой террасой собралось общество, нетерпеливо ожидающее начала
великолепного зрелища – живые
факелы, христиане, привязанные к
высоким шестам, обвязанные соломой
и облепленные смолой, расставлены
в равных промежутках. Факелы еще
не зажжены, но император уже прибыл, несомый на золотых носилках и
окруженный свитой наемных льстецов, женщин и музыкантов. Сигнал
уже подан, и рабы готовятся зажечь
факелы, свет которых осветит самую
безобразную оргию. Но эти же самые
светочи разогнали тьму языческого
мира и, сгорая в страшных мучениях,
распространили свет нового учения
Христа.
Поэтому картину мою я и думаю
озаглавить "Христианские светочи"
или "Светочи христианства"».
За это произведение Императорская
российская академия художеств присвоила
Семирадскому звание профессора. В поздравительном письме говорилось: «Вся его
художественная деятельность приносит честь
Академии и русскому искусству».
Какова дальнейшая судьба картины?
Семирадский пытался продать ее, оценив
в сорок тысяч рублей (гигантская сумма
для того времени). Охотников купить не находилось. Художник снизил цену на десять
тысяч, и все равно никто не рискнул купить,
в том числе российский императорский двор.
Это была грубая ошибка. «Светочи христианства» – несомненный художественный
духовный шедевр, и его нельзя было выпускать заграницу (художник подарил полотно
Национальному музею в Кракове, где оно
находится и по сию пору).
Этой картины не было на выставке: неразумные поляки в последнее время воспылали такой ненавистью к России, что вести с
ними какие-либо деловые переговоры, в том
числе и о культурных ценностях, не имело
никакого смысла.
Выставка явилась большим событием
культурной жизни не только Москвы, но и
всей России.
Николай КОКУХИН.
Фото автора
|