ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№8 2022 г.         

Перейти в раздел [Документы]

ПЕВЕЦ АНТИЧНОСТИ. О творчестве художника Г. Семирадского


В Третьяковской галерее с большим успехом прошла выставка замечательного художника-академиста Генриха Семирадского (1843-1902). Выставку посетили десятки тысяч москвичей и гостей столицы.

Генрих Семирадский учился живописному мастерству сначала в Харькове, а затем в Санкт-Петербурге. Большую часть своей жизни он провел в Италии. Основная тема его творчества – греческая и римская античность. С большой теплотой передает художник быт сельских жителей («Римская деревня. За водой»), идиллический отдых в тени оливковых деревьев («Игра в кости»), очарование юности («Портрет молодой римлянки»), свидание в привлекательно-живописном месте («По примеру богов»), сияние и блеск южного празднества («Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»). Завораживают изумительное мастерство художника, блистательная, виртуозная техника, композиционное совершенство, безупречный вкус и чувство меры. Его произведения исполнены редкой красоты, изящества и очарования.

Наибольших высот художник достиг в Евангельском цикле. Чудесное полотно под названием «Грешница» отсылает нас к евангелисту Иоанну, который рассказывает о том, как иудеи привели ко Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии. Правда, Семирадский по-своему решает евангельский сюжет, оставаясь, однако, верным главному – великому человеколюбию и милосердию Спасителя. Очень хорошо «играет» старая олива, расположенная в центре произведения. Ее корявые изогнутые сучья как бы подчеркивают греховность падшей женщины и ее подвыпившей компании. Эту картину приобрел наследник цесаревич Александр Александрович (будущий император) за десять тысяч рублей.

«Христос в гостях у Марфы и Марии». Эта картина, пожалуй, знакома нам лучше других, так как часто публиковалась в разных книгах и журналах. Почему Мария сидит у ног Иисусовых и внимательно слушает Его слова? Да потому, что важнее этого ничего нет: истины, которые излагает Христос, вечны и незыблемы, они говорят о том, как нужно пройти земное поприще и достичь небесных обителей. Мария усваивает их не столько ушами, сколько сердцем, она готова слушать их бесконечно.

Родители часто приводили своих детей ко Христу, чтобы Он благословил их, и Тот всегда уделял им самое трогательное внимание (Мф. 19, 13-15). Художник, обратившись к этому евангельскому сюжету, изобразил Спасителя среди многочисленной детворы.

«Светочи христианства» – вершина творческого пути Генриха Семирадского. Над этим произведением он работал более трех лет, закончив его в 1876 году. Это одно из самых больших по размеру полотен художника – ширина более семи метров, высота около четырех метров. На его раме он начертал слова из Евангелия: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Сюжет картины основан на реальном историческом событии. В 64-м году в Риме возник сильный пожар, он продолжался целую неделю, сгорела значительная часть города. Искали виновников трагедии, по этому поводу возникло много споров. Заглушая их, император Нерон объявил: «Город подожгли христиане», – он люто ненавидел христиан и нашел удобный повод излить на них свой гнев.

Семирадский писал конференц-секретарю Академии художеств Петру Исееву: «Сюжет картины взят из первого гонения христиан при Нероне. В великолепном саду "Золотого дворца" Нерона произведены изготовления для пышного ночного праздника. На полянке перед дворцовой террасой собралось общество, нетерпеливо ожидающее начала великолепного зрелища – живые факелы, христиане, привязанные к высоким шестам, обвязанные соломой и облепленные смолой, расставлены в равных промежутках. Факелы еще не зажжены, но император уже прибыл, несомый на золотых носилках и окруженный свитой наемных льстецов, женщин и музыкантов. Сигнал уже подан, и рабы готовятся зажечь факелы, свет которых осветит самую безобразную оргию. Но эти же самые светочи разогнали тьму языческого мира и, сгорая в страшных мучениях, распространили свет нового учения Христа.

Поэтому картину мою я и думаю озаглавить "Христианские светочи" или "Светочи христианства"». За это произведение Императорская российская академия художеств присвоила Семирадскому звание профессора. В поздравительном письме говорилось: «Вся его художественная деятельность приносит честь Академии и русскому искусству».

Какова дальнейшая судьба картины?

Семирадский пытался продать ее, оценив в сорок тысяч рублей (гигантская сумма для того времени). Охотников купить не находилось. Художник снизил цену на десять тысяч, и все равно никто не рискнул купить, в том числе российский императорский двор. Это была грубая ошибка. «Светочи христианства» – несомненный художественный духовный шедевр, и его нельзя было выпускать заграницу (художник подарил полотно Национальному музею в Кракове, где оно находится и по сию пору).

Этой картины не было на выставке: неразумные поляки в последнее время воспылали такой ненавистью к России, что вести с ними какие-либо деловые переговоры, в том числе и о культурных ценностях, не имело никакого смысла.

Выставка явилась большим событием культурной жизни не только Москвы, но и всей России.

Николай КОКУХИН.
Фото автора

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.