«Я ненавижу человечество», – писал в одном из своих стихотворений этот поэт. Манерный, эпатажный символист-декадент Константин Бальмонт прошел непростой духовный путь. Он интересовался индуизмом, буддизмом и даосизмом, но в конце концов принял христианское учение с его
безграничной любовью к ближнему. В проекте «50 великих стихотворений» разбираем пронзительный
текст поэта «Одна есть в мире красота...».
Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря, не водопады,
Не взоров женских чистота.
Одна есть в мире красота –
Любви, печали, отреченья,
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
1894 год
К.Д. Бальмонт. 1892 г.
Автор
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-
1942) – один из самых видных поэтов-символистов Серебряного века, критик и талантливый переводчик, знавший более 10 языков.
К моменту написания стихотворения «Одна
есть в мире красота…» 27-летним Бальмонтом уже были сделаны переводы многих западноевропейских авторов, например немца Генриха Гейне, француза Альфреда де Мюссе
и англичанина Перси Биши Шелли. В 1894
году Бальмонт выполнил грандиозный перевод «Истории скандинавской литературы» с
датского языка, что стало важной вехой в
развитии русского литературоведения.
В дальнейшем поэт возьмется за переводы Эдгара По, Оскара Уайльда, испанских
драматургов Педро Кальдерона и Лопе де
Вега, переведет поэму Руставели «Витязь в
тигровой шкуре» с грузинского, а после путешествия в Японию (Бальмонт был заядлым
путешественником, которому удалось посетить
множество экзотических уголков, например
Океанию, Цейлон и Новую Зеландию) взялся
за адаптацию японских хокку.
Однако, несмотря на свою любовь к
дальним странам, Бальмонт был преданным
поклонником и почитателем русской культуры,
в которую тоже внес немалый вклад, создав,
к примеру, поэтический перевод «Слова о
полку Игореве». Бальмонт признавался: «Я
люблю Россию и русских. О, мы, русские, не
ценим себя! Мы не знаем, как мы снисходительны, терпеливы и деликатны. Я верю в
Россию, я верю в самое светлое ее будущее».
Глубокая депрессия
и ее последствия
В молодом возрасте Бальмонт пережил
сильное разочарование в любви (у поэта были
непростые отношения с женой) и не смог
спокойно перенести финансовые и семейные
неурядицы. У него началась затяжная депрессия, в результате которой поэт выбросился из
окна. Он выжил, получив тяжелые травмы, и
хромота осталась у него на всю жизнь.
Этот поступок стал переломным моментом
в жизни Бальмонта, заставившим его пересмотреть свою жизнь и осознать, что попытка
самоубийства была глубочайшей ошибкой. Об
этом – его стихотворение «Воскресший»:
Полуизломанный, разбитый,
С окровавленной головой,
Очнулся я на мостовой,
Лучами яркими облитой.
И смутный шепот, замирая,
Вздыхал чуть слышно надо мной,
И был тот шепот – звук родной
Давно утраченного рая: –
«Ты не исполнил свой предел,
Ты захотел успокоенья,
Но нужно заслужить забвенье
Самозабвеньем чистых дел».
В существовании Бога Бальмонт не сомневался никогда, однако постоянно задавал
Ему вопросы в своих стихах. Например, в
стихотворении «Зачем?» поэт обращается к
Богу с плачем о том, что чувствует себя в
этом мире покинутым и не понимает, почему
Господь оставляет его на произвол судьбы.
Порой Бальмонт и вовсе ставил рядом с
именем Бога – дьявола: «Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог. Одному – мои стоны,
и другому – мой вздох». За такие строки
Бальмонта прозвали «певцом демонизма»,
однако проницательные современники, например Валерий Брюсов, видели, что за
этими громкими словами – не стремление
эпатировать читающую публику, а внутренний неустанный поиск Бога: да, со всеми
негативными изворотами и ошибками такого
поиска, но проникнутый желанием человека
постичь всю глубину противоположности
святости и греха.
О произведении
1894 год. Именно в это время происходит
вхождение Бальмонта в большую литературу. Он познакомился с ведущими поэтами
конца XIX века: символистами Дмитрием
Мережковским, Зинаидой Гиппиус и Валерием
Брюсовым, который отметил в Бальмонте «иступленную любовь к поэзии».
Стихотворение «Одна есть в мире красота…» вошло в первый поэтический сборник
поэта – отправную точку его блестящего
литературного пути – поэтическую книгу «Под
северным небом» (всего за свою долгую
творческую деятельность Бальмонт издаст
35 поэтических сборников!). Основные темы
сборника, который вышел в самом начале
1894 года в Петербурге, отвечали популярным в конце века декадентским настроениям
в поэзии: это мотивы упадка, одиночества,
поэтизация смерти («смерть встречай как лучшей жизни весть») и печали (не зря Бальмонт
взял в качестве эпиграфа к сборнику цитату
из австрийского поэта Николауса Ленау: «Божественное в жизни всегда являлось мне в
сопровождении печали»).
Стихотворение «Одна есть в мире красота…» заметно выделялось среди прочих текстов сборника, написанных в символистском
духе. Молодой Бальмонт коснулся темы веры
человека, которая будет волновать его на протяжении всего жизненного и творческого пути.
В своем раннем стихотворении Бальмонт
подчеркивает бесконечное нравственное совершенство Христа. Именно в этом совершенстве, в жертвенности, в бесконечной любви к
ближнему – истинная красота, в отличие от
внешней «красивости», которую, например,
можно увидеть у статуй античных богов или в
поразительных природных ландшафтах.
Еще в одном раннем стихотворении
Бальмонт подкрепляет свои мысли: «Ужели
маловерным непонятно, Что правда – только
в образе Христа? Его слова звучат светло
и внятно: “Я – жизни смысл, печаль и красота…”».
Однако в своих суждениях о Христе поэт не
был последовательным. Прежде чем вернуться
к такому восприятию Спасителя и всецело
христианскому мироощущению, Бальмонту
пришлось пройти долгий и тернистый путь…
Духовные поиски
Бальмонта
Среди всех русских поэтов духовные
поиски Константина Бальмонта отличаются
особенной пестротой. Он интересовался
древнеиндийскими учениями, называя Индию
«всеобъемлющей и всепонимающей Страною
Мысли», изучал йогу, всерьез увлекался
индуизмом, что дало поэту веру в бесконечные человеческие воплощения в «будущих
жизнях». Бальмонт проштудировал огромное
количество научных работ по религии, философии и мифологии Востока: «В течение многих месяцев читаю миллионы книг об Индии,
Китае и Японии», – говорил он. Поэт читал
«Веды», «Упанишады», «Авесту» и другую
древнейшую религиозную литературу.
Однако, как бы то ни было, все эти интересы были преходящими. Только одна священная
книга волновала поэта всегда: Библия.
Для Бальмонта Священное Писание было
«заветной книгой, словом Божьим», в зрелом
возрасте он признавался, что брал ее с собой
всегда, «куда бы ни лежали пути». Тем не
менее разнообразные религиозные увлечения
поэта привели к тому, что однажды Бальмонт
засомневался: «Ведь я многогранный, и во
мне совмещается христианин и не христианин». И все же из поздних стихотворений
Бальмонта мы видим, что эти сомнения в
конце концов разрешились.
Бальмонт был ищущей натурой, что во
многом соответствовало образу поэта непростого переходного времени рубежа веков.
Бальмонт прошел огромное количество этапов: в нем и в его творчестве сочетались
демонизм, христианство, магия, увлечение
восточными религиозными и философскими
системами. Он пытался совместить в себе
все. Но такая эклектика, несмотря на глубокую переработку всех этих разнообразных
тем, приносила Бальмонту не только удовлетворение, но и умножала сомнения. Путь
Бальмонта – это не только путь блестящего
талантливого поэта. За образом вызывающего
самовлюбленного декадента скрывался простой человек, очень добрый и великодушный.
Его путь – это долгий путь настоящих искренних исканий и страданий, который был
завершен далеко от родины, горячо любимой
поэтом. Между его стихотворением «Одна
есть в мире красота…» и кончиной – пропасть лет и полвека скитаний. Однако в своей
первой лирической книге Бальмонту удалось
на поэтическом уровне сказать то, к чему
он придет в конце жизни. Умирает Бальмонт
как христианин. По воспоминаниям писателя Бориса Зайцева (с Зайцевым и Иваном
Шмелевым – авторами с истинно христианским мировосприятием – Бальмонт особенно
сблизился в конце жизни), когда Бальмонт
исповедовался перед кончиной, то сила его
покаяния произвела впечатление даже на
священника: Константин Дмитриевич «считал
себя неисправимым грешником, которого
нельзя простить».
Образ Христа в поэзии Бальмонта
В творчестве Бальмонта нередко слышится
молитвенный призыв к Господу, острая нужда
в Нем: «Господи, молю Тебя, приди! Уж тридцать лет в пустыне я блуждаю, Уж тридцать
лет ношу огонь в груди, Уж тридцать лет
Тебя я ожидаю». Лирический герой постоянно
беседует с Богом. Призыв «О Господи, молю
Тебя, приди!» звучит как последняя надежда,
просьба помочь преодолеть раздирающие
душу сомнения.
На протяжении всей жизни, в самые непростые ее моменты Бальмонт обращался
к образу Христа в своих стихотворениях.
Особенно часто это стало происходить в период второй эмиграции поэта (1920-1942 гг.),
которая стала для Бальмонта сложным и
болезненным периодом. Большинство исследователей творчества Бальмонта считают, что
именно в последние годы жизни в его поэзии
и в нем самом по-настоящему утвердился
христианский взгляд на мир.
Он пишет много стихотворений о Боге, в
которых возвращается к чистому, искреннему
и раннему «Одна есть в мире красота…».
Познакомившись и испытав влияние многих
мировых вероучений, Бальмонт окончательно
понял, что Истина – во Христе. К нему вновь
приходит то «припоминанье», о котором он
писал еще в 1903 году в книге «Только любовь»: «в должный миг припоминанье Пронзит
внезапно темноту. И приведет меня скитанье
К весеннеликому Христу».
Ася ЗАНЕГИНА / сайт журнала «Фома»
|