ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№8 2022 г.         

Перейти в раздел [Документы]

О христианском целомудрии и о грехе распутства

Святитель Филарет Московский говорил, что «одним дается девство, другим брак, но целомудрие нужно всем». Под целомудрием подразумевается чаще всего чистота от всякой плотской греховной скверны, а также здравие ума и души. Первоначально значение этого слова было – благоразумие, здравомыслие, премудрость в слове и жизни. Целомудрие означает цельность, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней жизни.

Целомудрие есть не что иное, как непорочность, невинность, чистота души и тела, свобода от плотских помыслов и чувств. Постоянными спутниками целомудрия являются стыдливость, способность заливаться румянцем от смущения, тихость, скромность. Проявляет себя целомудрие и в слове – чистоте языка. Целомудрие видит всех людей хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным. Целомудрие является источником внутренней спокойной непреходящей радости и мира, а вовне оно проявляется в некоторой скромной веселости. «Целомудрие, – говорит преподобный Иоанн Лествичник, – есть всеобъемлющее название всех добродетелей».

Противоположным целомудрию является состояние развращенности, развороченности души. В одном из своих Посланий апостол Павел пишет: «Знайте, что никакой блудник или нечистый (развратный)… не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5, 5). Этими словами он предложил как бы на выбор одно из двух – или минутную сладость похоти, или вечное блаженство в Царстве Христовом. Обоим им вместе быть нельзя. Несовместимо Царствие Божие с похотствованием. В первые времена христиане жили среди язычников, которые весьма снисходительно относились к делам блудным и не считали, как и теперь многие не считают, грехом плотскую нечистоту, блуд, прелюбодеяние, ибо это, по их словам, всего лишь «удовлетворение человеческой природы».

Поэтому апостол Павел, остерегая верных от кривотолков, в том же Послании далее пишет: «Никто (имеется в виду – из этих развратных людей) да не обольщает вас (и, обманывая, вводит в заблуждение) пустыми словами» (ср.: Еф. 5, 6). Относительно чего? Относительно все того же, что будто бы похотные дела естественны и их нельзя не иметь. «Ибо за это (т.е. по причине умножения именно этих пороков) грядет гнев Божий (или, иначе, Страшный Суд) на сынов противления» (ср.: Еф. 5, 6) – на таких людей, которых ничем не убедить, что ни говори, которые ничему и никому не верят и противятся в безумии своем даже всемогущему Богу.

Умножение блудных пороков, по учению слова Божия и святых отцов Церкви, ускоряет окончание мира и пришествие Суда. Нравственное состояние человечества перед концом света сравнивается в Писании с нравственным состоянием людей, живших во времена Ноя. Тогда был ужасный разлив чувственности – вся «земля растлилась пред лицом Божиим» (Быт. 6, 11), «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6, 5), и «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 12), так что «раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Быт. 6, 6). Страшный невидимый потоп греха затопил в людях всякое нравственное чувство, наполнив умы и сердца их непотребством. Ноя, призывавшего человечество к покаянию, слушали как безумного, насмехаясь над ним, гнали его прочь от себя. «Чего хочет от нас этот злой человек? – с недоумением вопрошали они друг друга. – Лишить нас всех удовольствий, какие существуют в мире? Да и что мы такого уж и плохого делаем? Живем так же, как и все живут». Ною отвечали: «Мы живем, как все!» – пришел потоп и уничтожил всех! «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег и пришел потоп и погубил всех» (Лук. 17, 26-27). Господь недвусмысленно намекает на то, что во времена Антихриста между людьми умножатся неприличные удовольствия и люди будут распутны. Апостол, изображая крайнее растление нравов, сказал, что «в последние дни» люди будут «более сластолюбивы (живущие в собственное свое удовольствие), нежели боголюбивы» (2 Тим. 3, 1, 4). «Сластолюбец, привыкши сластолюбничать, уже ничего другого не ценит, – говорят святые отцы (святитель Феофан Затворник), – ни закона, ни правды, ни страха Божия, – и за сласть готов все продать». За распущенность нравов были погублены Содом и Гоморра с близлежащими городами.

По той же самой причине некогда погибли жители развратных городов Геркуланума и Помпеи, которые, предупрежденные страшным землетрясением (5 февраля 63 года до Р. Х.) о необходимости покаяться, не вняли этому, но стали жить еще хуже, чем окончательно и погубили себя (79 г. по Р. Х.). Раскопки в городе Помпеи доказывают чудовищную развращенность его жителей.

«Никаким грехом не гнушается так Бог, как непотребством (развратом)», – говорят святые отцы (преподобный Ефрем Сирин). Развращенный человек – как бы вывернутый наизнанку, бесстыдно выставляющий наружу постыднейшее. Вместо стыдливости являются бесстыдство и цинизм, что ясно указывает на испорченность и растленность души. Само слово «растление», очевидно, производится от глагола тлеть, который обозначает процесс гниения, разрушения. В таком случае по отношению к человеку растление обозначает разложение личности, развал духовной жизни, так что в развращенном человеке личность заменяется личиной, ибо дух постепенно угасает, умирает.

Святой Феофан Затворник, объясняя это, пишет: «Эгоистическая жизнь в самоугодии и страстях разлагает, истощает и снедает естество человеческое.

Ибо тогда человек бывает не в своей атмосфере. Как дышащий зараженным воздухом все более и более истлевает жизнь свою, так губит естество свое живущий во грехе и страстях». Особенно это касается грехов плотских. Вряд ли есть другой порок, который до такой степени растлевал бы физические и нравственные силы человека и делал его совершенно неспособным к восприятию Духа Божия. «Блудник грешит против собственного тела», – говорит ап. Павел (1 Кор. 6, 18).

Обычные результаты разврата – душевное опустошение, истощение организма. Порок блудодеяния никогда не проходит бесследно и для здоровья, принося вред, иногда непоправимый. Он ведет к плохим последствиям в психической жизни, понижая способности души, особенно память, волю и воображение.

Способности умственные слабеют, теряется память, исчезают сообразительность и острота мысли – человек тупеет. Трудно такому сосредоточить внимание, по своему желанию, на одном предмете. Вместе с вниманием слабеет и воля, которая должна управлять чувствами. Вместе с общим понижением тона душевной жизни притупляется чувствительность. Впечатления уже не воспринимаются с обычной живостью и силой. Радости жизни уже не доставляют прежнего удовольствия.

Жизнерадостное настроение тускнеет, заменяется мрачным, унылым мировоззрением. Хуже всего то, что человек теряет способность противодействовать своим страстям и дурным порывам. Искажается идеал жизни. Сознание все более и более наполняется картинами сладострастными и грязными. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. В сердце одно желание удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, точнее, хуже животного, ибо последние не доходят до того разврата, до которого доходит человек.

От распутной молодости родителей еще более страдают дети. Физически это сказывается в них нарушениями в организме и врожденными болезнями, психологически – дурной наследственностью. Современной науке известно, что гормоны и сильнодействующие ферменты прелюбодея, попавшие в лоно незадачливой девушки, остаются там не 2-3 дня, а десятилетия, и вступают в единоборство с плодом, который она зачнет, желая иметь милое и сердце радующее дитя. Невинный плод страдает от невоздержанности своей матери. Можно без колебаний сказать, что самая главная обязанность родителей по отношению к детям – это целомудрие до брака. Нередки случаи, когда молодые люди приходят к свадьбе девственниками, поэтому крепкое потомство будет там, где сильнейшее семя брошено в чистейшее лоно.

Первое, чему учит нас Церковь, это хранить сокровище невинности и целомудрия как нежный и благоухающий цветок, который легко запачкать и замять грубыми и нечистыми руками. Целомудрие способно сохранять не только каждую отдельную личность, но и целые государства. Не случайно, когда враги какого-нибудь народа хотят поколебать его силу, то начинают с развращения его и отторжения от Бога, ибо когда сила благодати от него отступает, тогда можно делать все что угодно. На картах давно нет тех государств, где сквозь пальцы смотрели на распущенность и разврат. Примеров в истории немало. Нет некогда могущественной Римской империи, погрязшей в разврате. Нет больше таких когда-то славных народов, как хетты, ацтеки, и многих других. Память о них осталась лишь в настенных изображениях непристойных сцен.

Для каких целей, спросим мы, усиленно через газеты, книги, фильмы, рекламу внушается откровенный блуд? Те, кто это делает, прекрасно знают, что, однажды развратив человека, вернуть ему целомудрие практически невозможно: он, как наркоман, становится заложником «безопасного секса». А для того чтобы секс якобы «обезопасить», распространяют контрацептивы и различные защитные средства, что обеспечивает им самим безбедное существование. Это их настоящая цель, ибо как можно блуд сделать «безопасным», когда он сам по себе представляет большую опасность, являясь смертным грехом, который убивает не только душу, но и тело? Очевидно, что они хотят людей превратить в животных, которыми легко можно управлять.

«Не будьте сообщниками их», – увещевает апостол, избегайте нечистоты, не участвуйте в бесплодных делах людей, живущих нерадиво и в богозабвении, но «поступайте, как чада света» (Еф. 5, 7-8), соблюдая себя в чистоте и целомудрости, «ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения» (1 Фес. 4, 3-5), так как святостью жизни ниспровергается зло. Но если и допущено было когда-то греховное падение, и человек живет во грехе до сих пор, Святая Церковь предлагает таким людям врачевство покаяния. Господь возводит падших – при их личном усилии, через исповедь у священника, даруя им благодатный дар духовной силы на восстановление утраченной чистоты и жизнь святую, согласную с заповедями Божиими.

Юноши и девушки России! Знаете ли вы, что один немецкий врач, осматривавший русских девушек, которых угнали на работы в Германию, писал: «Россию победить невозможно, пока у этого народа такая нравственность: более 90 % обследованных мною лиц женского пола от 15 до 20 лет – девственницы»? Сегодня темные мировые силы вознамерились погубить нашу страну не огнем и мечом, но растлением и развращением молодежи, желая отнять у вас самое прекрасное, что дал человеку Бог: невинность девства и чистоту юности. С невиданным коварством осуществляются эти гибельные планы – через грязь телевизионной пропаганды секса и насилия, а в довершение всего через так называемое «сексуальное просвещение».

Помните, дорогие наши юные соотечественники и соотечественницы: половая жизнь до и вне брака есть разврат и именуется смертным грехом блуда у тех, кто не потерял еще христианскую совесть.

Помните: вступая в плотские отношения до брака, вы калечите себя и своих будущих детей, обрекая последних на врожденные неисцельные болезни.

Помните: Бог, Церковь и Библия запрещают не только аборты (детоубийство), но и так называемые контрацептивы, большей частью являющиеся абортивными средствами. Помните: согрешая блудом, вы становитесь уязвимыми для онкологических, венерических и прочих заболеваний, одно из которых – СПИД – является возмездием за разврат.

Знайте: сохранение данного Богом состояния девства, душевной и телесной чистоты является необходимым залогом здоровья, счастливой семейной жизни и долгоденствия.

Знайте: высшее призвание на земле – служение священника – требует сохранения невинности до законного, венчанного супружества как будущим священникам, так и их женам.

Знайте: отстаивая свою чистоту от так называемых «сексуальных просветителей», вы вносите свою лепту в дело возрождения нашего Отечества, гибнущего сегодня не от бомб и пуль, а от безбожия, разврата и пьянства.

Знайте: супружество дано Богом человечеству не только для плотских удовольствий, а для чадородия и воспитания детей. Юноши и девушки! Да сохранит вас Господь от всякой нечистоты ради вашего счастья, здоровья ваших детей и благоденствия Отечества! Родителям

Детство – самая прекрасная и счастливая пора жизни. В детстве небо синее-синее, а солнышко словно улыбается, согревая вас своими живительными лучами. Мир исполнен чудес, и знакомство с ним вызывает чувство изумления и радости. Наши дети невинны и чисты телом и душой. И если вы не хотите, чтобы свет померк в их глазах, а мир стал таким скучным и мрачным, как будто в нем остались лишь две краски – черная и серая, оградите детей от грязных разговоров и зрелищ.

Миссионерский листок // Тобольская
духовная семинария

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.