ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№8 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

«Собака, человек, кошка и сокол»

Басня Ивана Андреевича «Собака, человек, кошка и сокол» была напечатана в 1816 году. В этой басне повествуется, как собака, человек, кошка и сокол поклялись в вечной дружбе, поклялись «друг за друга стоять». И вот пришло время испытания их клятвенной дружбы: в лесу, когда друзья отдыхали у ручья, на них напал медведь. Сокол тут же улетел. Кошка убежала в лес. Человеку грозила опасность попасть в лапы свирепого зверя, но верный пес бросился на медведя и вцепился в него. Завязался неравный бой, в котором пес погиб. Человек, воспользовавшись смертельной схваткой, прихватив ружье, убежал домой. Мораль ясна. На словах мы клянемся в дружбе, а случись беда, мы забываем своих друзей. Как говорится: друг познается в беде, а не в еде. Почитаем назидательную басню.

Собака, человек, кошка и сокол

Собака, Человек, да Кошка, да Сокол

Друг другу поклялись однажды

в дружбе вечной,

Нелестной, искренней, чистосердечной.

У них был общий дом, едва ль не

общий стол;

Клялись делить они и радость и заботу,

Друг другу помогать,

Друг за друга стоять.

И, если надо, друг за друга умирать.

Вот как-то вместе все, отправясь

на охоту,

Мои друзья

Далеко от дому отбились,

Умаялися, утомились

И отдохнуть пристали у ручья.

Тут задремали все, кто лежа, кто и сидя,

Как вдруг из лесу шасть

На них медведь, разинув пасть.

Беду такую видя,

Сокол на воздух. Кошка в лес,

И Человек тут с жизнью бы простился;

Но верный Пес

Со зверем злым барахтаться схватился,

В него вцепился.

И, как медведь его жестоко ни ломал,

Как ни ревел от боли и от злости,

Пес, прохватя его до кости,

Повис на нем и зуб не разжимал,

Доколе с жизнию всех сил не потерял.

А Человек? К стыду, из нас не всякой

Сравнится в верности с собакой!

Пока медведь был занят дракой,

Он, подхватя ружье свое с собой,

Пустился без души домой.

На языке легка и ласка, и услуга;

Но в нужде лишь узнать прямого

можно друга.

Как редки таковы друзья!

И то сказать, как часто видел я,

Что так, как в басне сей был верный

Пес оставлен,

Так тот,

Кто из хлопот

Был другом выручен, избавлен,

Его же покидал в беде,

Его же и ругал везде.

Гармония межличностных отношений среди людей – в семье, в обществе, в государстве – достигается благодаря взаимной искренней любви. Создавая семью, важнейшую структуру общества и государства, люди по дару любви заключают брачный союз верности, о чем собственноручно скрепляют акт гражданского состояния своими подписями. Так ими принимается на себя взаимная ответственность за будущее семьи и друг друга.

В Русской Православной Церкви брачный союз считается Таинством и освящается особым чином – Венчанием. Освященный семейный союз именуется «Малой церковью», жизнеспособность которой зависит от сохранения благодатного Божественного дара любви. В православной семье, освященной Таинством Венчания, жизненной скрепой и является Божественный дар взаимной жертвенной любви. В такой семье радость преумножается вдвое, а трудности и испытания делятся пополам, что и приносит подлинное счастье и искреннюю радость в жизни.

Если в семье ослабевает вера, ослабевает и благодатный Божественный дар жертвенной любви, на ее место враг рода человеческого насаждает греховный эгоизм. На почве греховного эгоизма происходят измены и предательства, что в свою очередь приводит к утрате семейного целомудрия, к нарушению брачного союза, к разрушению семьи. В семье, как в капле воды, отражаются духовно-нравственные процессы, которые происходят в обществе и в государстве. В семье закладывается будущее государства. Крепкая, любвеобильная большая семья является основой благоденствия народа и крепости государства.

В общественной жизни люди объединяются в сообщества с учетом профессиональных предпочтений и жизненных интересов. Успех таких объединений зависит от верности и от преданности общему делу каждого из членов сообщества. Важным здесь также является Божественный дар любви, который можно назвать объединяющей центростремительной силой, обеспечивающей успех общего дела. Негативное влияние на человеческие сообщества оказывают деструктивные элементы, сеющие разногласие и раздор. Чтобы сохранять жизнеспособность общественных структур, принимаются уставы и нормативные акты, прописывающие нормы и правила общественной деятельности для достижения успеха в общем деле. С юридической стороны это подкрепляется договорными отношениями. Нарушающий договорные отношения выявляется как деструктивный элемент, наносящий вред общему делу. Таковым может быть расхититель, саботажник, клеветник и просто карьерист, плетущий интриги «зависти ради».

Если говорить о государстве – здесь намного выше ответственность тех, кто встает на высокое и ответственное служение. Вступающие на службу в армию или силовые структуры, ответственные за сохранение государства и безопасность народа, принимают присягу. Нарушающий присягу встает на путь предательства интересов государства и народа. С духовной точки зрения это утрата искренней любви к отечеству и народу, которая приводит к измене.

В Православной Церкви желающие служить Богу и людям, принимая священный сан, дают присягу совершать свое служение по дару любви, а не «корысти ради». Высочайший пример любви нам указал Господь наш Иисус Христос. Из Священного Писания, из священной истории мы имеем предостережения, как трагичны и опасны измена присяге и предательство дела Церкви. Поступок одного из учеников Иисуса Христа – Иуды-предателя – сделал его имя нарицательным.

Завершая размышление над басней, хочется подчеркнуть главную мысль – о важности искренней любви в жизни человека. Искренняя любовь – это Божественный дар. Возрастая в любви к Богу, по мере приближения к Богу люди становятся ближе и друг к другу, люди сплачиваются в общем добром деле. Это относится и к государственному устроению, и к общественному укладу, и к семейной жизни. Симфония жизни, гармония жизни достигаются лишь тогда, когда центральным устремлением каждого человека является стремление к Богу. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Именно в стремлении к Богу человек укрепляется в благодатном жертвенном даре любви, с которым успешно преодолеваются все испытания в жизни и обретаются силы отходить от зла и творить добро.

Принцип мудрых людей – беречь в душе мир, хранить верность, творить благо и не делать злаго. При этом главное, чтобы это было не на словах, а на деле.


+ М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.