ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№8 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Какой-то крепости и грусти сокровенной в твоих очах таится глубина…

В 2019 году исполняется 155 лет со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны, второго председателя Императорского Православного Палестинского общества.

Гессен-Дармштадская принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса (Элла) приехала в Россию в 1884 году в качестве невесты великого князя Сергея Александровича (1857-1905), пятого сына императора Александра II.

Принцесса Элла, воспитанная в традициях благотворительного и христианского милосердия Гессенского Великогерцогского Дома, продолжила свое общественное служение в России. Высоким нравственным ориентиром для нее была ее небесная покровительница, святая Елисавета Венгерская (Тюрингирская), прославленная за дела милосердия в 1235 году. Вдохновлял ее на подвиги милосердия в течение всей жизни и пример самоотверженной помощи ближним ее матери – принцессы ГессенДармштадской и Прирейнской Алисы, дочери королевы Виктории.

3 июня 1884 года состоялось венчание Великого князя Сергея Александровича и Гессен-Дармштадской принцессы Эллы. В этот день был издан царский манифест Александра III: «Возвещая о сем радостном для нашего сердца событии и повелевая супругу великого князя Сергея Александровича именовать великою княгинею Елисаветою Феодоровною, с титулом Императорского высочества…».

Венчание состоялось в Большой церкви Зимнего дворца. Царственная невеста – в платье из серебряной парчи, малиновой бархатной мантии, в великокняжеской короне – была прекрасна. Впереди были радостные годы счастливой семейной жизни. Но кроме того – великий путь страданий: от убийства любимого супруга в 1905 году до собственной мученической гибели в Алапаевске – все это предстояло пройти будущей святой преподобномученице великой княгине Елисавете. Несомненно, любовь великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елисаветы Феодоровны вместе с ними перешла в вечность. Ведь сказано у апостола Павла, что «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся». По законам Российской империи Элла имела право не принимать Православия, могла остаться в отеческой протестантской вере. Но она хотела во всем, до гроба и за гробом, быть вместе со своим мужем. И совсем не случайно проблема выбора и постепенного вхождения, укоренения в Православие для Елисаветы Феодоровны облегчилась именно участием в жизни Православного Палестинского общества. Во-первых, потому, что оно не по имени только было православное. Во-вторых, было Палестинское, ставило задачей возрождение и укрепление духовного единства Святой Земли и Святой Руси. По воспоминаниям помощника великого князя Сергея Александровича М.П. Степанова, на Елисавету Феодоровну произвело сильное впечатление посещение Гроба Господня. «Когда она вошла в Кувуклию и, поклонившись Гробу Господню, спустя некоторое время вышла оттуда, то была вся в слезах. Присутствующий при этом турецкий паша, подойдя к Степанову, пожал ему руку и, указывая на слезы княгини, сказал: «Поздравляю». «Он все понял», – заключил Степанов. И когда Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы, Элла решила больше не откладывать. В церковную столицу России она должна была въехать с мужем уже православной. В 1891 году, в Лазареву субботу, над великой княгиней было совершено Таинство Миропомазания, причем ей было оставлено прежнее имя, но уже в честь святой праведной Елисаветы – матери святого Иоанна Предтечи.

4 февраля 1905 года великий князь Сергей Александрович был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Тяжело переживала княгиня Елисавета убийство супруга. Греческая королева Ольга Константиновна, двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала: «Это чудная, святая женщина – она – видно, достойна тяжелого креста, поднимающего ее все выше и выше!» Позднее великая княгиня посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение и подарила Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но эта просьба не была удовлетворена.

После гибели мужа Елизавета Федоровна заменила его на посту председателя Императорского Православного Палестинского общества и исполняла эту должность с 1905 по 1917 год.

Важнейшим проектом Палестинского общества во время его возглавления Елисаветой Феодоровной стало создание Никольского храма и подворья общества в итальянском городе Бари. В 1910 году было принято решение приступить к строительству там нового подворья Палестинского общества.

2 февраля 1911 года великая княгиня обратилась к императору Николаю II с просьбой произвести в 1911 году во всех храмах и монастырях Российской Империи кружечный сбор на сооружаемый храм, приурочив это к 9 мая – празднику перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.

Москва, 2 февраля, 1911 г. Милый Ники!

Посылаю тебе свой доклад по важному вопросу о строительстве в Бари русской церкви и дома для паломников. Конечно, единственный человек, кого, я уверена, святитель Николай желал бы во главе этой святой работы в его честь и ради твоего народа, который любит его больше всех святых, – это ты, наш император, имеющий утешение носить в крещении имя святого Николая. Может быть, ты сочтешь возможным поставить на докладе резолюцию, что ты хочешь быть главой комитета.

Будь так добр, напиши королю Умберто, чтобы он дал согласие и помог в строительстве нашего храма. Он – попечитель собора святого Николая в Бари, хотя у Папы на него ставропигиальные права. Участок на сегодняшний день куплен на имя частного лица, очень удобный, рядом с вокзалом, в оливковой роще, и оттуда идет трамвай прямо до базилики – наилучшее местоположение и замечательно дешево. Этот участок даже сориентирован правильно на восток. О, да почиет на этом предприятии благословение святого Николая, и да станет это умилительное дело благословением и божественной связью между ним и твоим народом и ярким эпизодом твоего царствования – как утешение во многих скорбях, которые тебе приходится нести. <…> С самыми теплыми молитвами и просьбой о твоих молитвах остаюсь твоя любящая и почтительная сестра Элла.

Доклад председателя Палестинского общества удостоился высочайшего одобрения и собственноручной приписки государя: «И в 1912 году». 12 мая 1911 года император Николай II учредил Барградский комитет и стал первым жертвователем, внеся от своего имени и от имени императрицы Александры Феодоровны на Барградский проект 10 тысяч рублей.

Великой княгине Елисавете Феодоровне принадлежала инициатива поручить проект архитектору А.В. Щусеву, который только что закончил строительство собора для Марфо-Мариинской обители в Москве. Первая мировая война помешала, но не отменила русского строительства в Барграде, которое было закончено в 1915 году. Но убранство храма и подготовка его к освящению были надолго отложены. Нижний храм был освящен в 1921 году, верхний Никольский храм – лишь 21 мая 1955 года, в канун престольного праздника.

9 мая 1998 года, согласно соглашению Московской Патриархии с муниципалитетом города Бари, храм, дом в саду и часть странноприимного дома были возвращены Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В 2008 году состоялась полная передача всего комплекса подворья в Бари. Так, более чем через 100 лет был окончательно завершен Барградский проект, задуманный и начатый великой княгиней Елисаветой Феодоровной.

Святая жизнь великой христианки окончилась мученически 18 июля 1918 года в Алапаевской шахте в числе других представителей Императорского Дома Романовых. 15 сентября 1918 года в город Алапаевск вошла белая армия, и сразу же командующий адмирал Колчак отдал приказ начать расследование обстоятельств гибели Романовых. Оно было поручено следователю по особо важным делам И.А. Соколову и военному министру в правительстве Колчака генерал-лейтенанту М.К. Дитерихсу. Во время работы судебных экспертов останки всех восьмерых убиенных находились в кладбищенской церкви, затем крестным ходом перенесены в городской Свято-Троицкий собор и погребены в склепе. Когда армия Колчака начала наступление от Урала, было принято решение не оставлять в Алапаевске эти захоронения во избежание надругательств над ними в случае восстановления большевистской власти. Поэтому от адмирала А.В. Колчака и генерала М.К. Дитерихса поступило разрешение игумену Серафимо-Алексеевского скита на Белой Горе (Пермская епархия) отцу Серафиму (Кузнецову) эвакуировать гробы с телами мучеников на восток. Начался фантастический, не имеющий, наверное, аналогов в мировой истории путь останков великой княгини Елисаветы Феодоровны к месту своего окончательного упокоения.

1 июня 1919 года в один из вагонов поезда, направлявшегося по Великой Транссибирской магистрали в Читу, были погружены 8 гробов. Шесть месяцев они оставались в расположенном в городе Покровском монастыре. О том, как и где их скрывал игумен Серафим, П.П. Булыгин оставил воспоминания: «Мы отправились в Читинский монастырь искать игумена Серафима. Много часов я провел в келье игумена Серафима, не раз ночевал у него. Серафим много рассказывал мне о перевозе тел в Читу, о погребениях их у себя в келье под полом. Гробы были перевезены в монастырь русскими и японскими офицерами. Он сам и два его послушника вырыли склеп под полом и поставили в ряд гробы, прикрыв их всего на одну четверть землей». Наступление Красной армии продолжалось. В феврале 1920 года останки были эвакуированы за границу – сначала в Харбин, затем, по предложению руководства Русской духовной миссии на Дальнем Востоке, в апреле их перевезли в Пекин и там временно поместили в одном из склепов на кладбище духовной миссии.

В опубликованных на русском языке дневниках императрицы Марии Феодоровны есть запись, показывающая, какое потрясение испытала сестра Елисаветы Феодоровны, Виктория, когда узнала об ужасных обстоятельствах ее смерти: «Вернувшись домой, застали у нас Викторию и Луизу Баттенбергских, которые остались пить с нами чай. Бедняжка Виктория в полном отчаянии от того, что произошло с Эллой, и свалившегося на нее тяжкого горя. Она едва могла говорить об этом…».

В новом склепе, построенном в Пекине на средства Русской духовной миссии у храма святого преподобного Серафима Саровского специально для алапаевских мучеников, были захоронены только шестеро из них: великий князь Сергей Михайлович, князья Иоанн, Константин, Игорь Константинович, князь Владимир Палей и Федор Ремез. Дело в том, что европейские родственники Елисаветы Феодоровны, узнав, где находятся ее останки, пожелали захоронить их в месте, освященном ее пребыванием и ее молитвами, – в храме святой Марии Магдалины в Иерусалиме. Энергичными хлопотами принцессы Виктории в ноябре 1920 года удалось отправить два гроба – игуменьи Елисаветы и инокини Варвары – из Пекина в Тяньзин, из Тяньзина пароходом в Шанхай, из Шанхая в Порт-Саид, куда они прибыли в январе 1921 года.

В литературе иногда приводится удивительный, но, по свидетельству очевидцев, достоверный факт. Однажды во время этого длительного пути гроб Великой княгини раскололся, и потрясенные люди увидели нечто необъяснимое: тело было цело, тление почти не затронуло его.

Наконец, гробы были доставлены в Иерусалим. Погребение в январе 1921 года под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан. Тем самым было исполнено желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой Земле, выраженное ей во время паломничества в 1888 году.

Поэт-лирик Великий князь Константин Константинович записал в дневник Эллы такие проникновенные строки:

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:

Ты так невыразимо хороша!

О, верно, под такой наружностью

прекрасной

Такая же прекрасная душа!

Какой-то крепости и грусти сокровенной

В твоих очах таится глубина;

Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;

Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто средь зол

и скорби многой

Твою не запятнает чистоту,

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту!

В 1981 году великая княгиня Елисавета Феодоровна была канонизирована Русской Православной Церковью за рубежом. В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви также причислил ее к лику святых. «Постарайся сделать счастливыми тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив» – не в этом ли завете святой мученицы Елисаветы нужно искать общую идею, которая бы объединила всех нас!


Владимир КРОПЧЕВ,
действительный член
Императорского
Православного Палестинского
общества, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.