В 2019 году исполняется 155 лет со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны,
второго председателя Императорского Православного Палестинского общества.
Гессен-Дармштадская принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса (Элла)
приехала в Россию в 1884 году в качестве
невесты великого князя Сергея Александровича (1857-1905), пятого сына императора
Александра II.
Принцесса Элла, воспитанная в традициях благотворительного и христианского
милосердия Гессенского Великогерцогского
Дома, продолжила свое общественное служение в России. Высоким нравственным
ориентиром для нее была ее небесная
покровительница, святая Елисавета Венгерская (Тюрингирская), прославленная за
дела милосердия в 1235 году. Вдохновлял
ее на подвиги милосердия в течение всей
жизни и пример самоотверженной помощи
ближним ее матери – принцессы ГессенДармштадской и Прирейнской Алисы, дочери
королевы Виктории.
3 июня 1884 года состоялось венчание
Великого князя Сергея Александровича и
Гессен-Дармштадской принцессы Эллы. В
этот день был издан царский манифест
Александра III: «Возвещая о сем радостном
для нашего сердца событии и повелевая супругу великого князя Сергея Александровича
именовать великою княгинею Елисаветою
Феодоровною, с титулом Императорского
высочества…».
Венчание состоялось в Большой церкви
Зимнего дворца. Царственная невеста – в
платье из серебряной парчи, малиновой
бархатной мантии, в великокняжеской
короне – была прекрасна. Впереди были
радостные годы счастливой семейной жизни.
Но кроме того – великий путь страданий: от
убийства любимого супруга в 1905 году до
собственной мученической гибели в Алапаевске – все это предстояло пройти будущей
святой преподобномученице великой княгине
Елисавете. Несомненно, любовь великого
князя Сергея Александровича и великой
княгини Елисаветы Феодоровны вместе с
ними перешла в вечность. Ведь сказано у
апостола Павла, что «любовь никогда не
перестает, хотя и пророчества прекратятся,
и языки умолкнут, и знания упразднятся».
По законам Российской империи Элла
имела право не принимать Православия, могла остаться в отеческой протестантской вере.
Но она хотела во всем, до гроба и за гробом,
быть вместе со своим мужем. И совсем не
случайно проблема выбора и постепенного
вхождения, укоренения в Православие для
Елисаветы Феодоровны облегчилась именно
участием в жизни Православного Палестинского общества. Во-первых, потому, что оно
не по имени только было православное.
Во-вторых, было Палестинское, ставило задачей возрождение и укрепление духовного
единства Святой Земли и Святой Руси.
По воспоминаниям помощника великого
князя Сергея Александровича М.П. Степанова, на Елисавету Феодоровну произвело
сильное впечатление посещение Гроба
Господня. «Когда она вошла в Кувуклию и,
поклонившись Гробу Господню, спустя некоторое время вышла оттуда, то была вся в
слезах. Присутствующий при этом турецкий
паша, подойдя к Степанову, пожал ему
руку и, указывая на слезы княгини, сказал:
«Поздравляю». «Он все понял», – заключил
Степанов. И когда Сергей Александрович
был назначен генерал-губернатором Москвы, Элла решила больше не откладывать.
В церковную столицу России она должна
была въехать с мужем уже православной.
В 1891 году, в Лазареву субботу, над
великой княгиней было совершено Таинство
Миропомазания, причем ей было оставлено
прежнее имя, но уже в честь святой праведной Елисаветы – матери святого Иоанна
Предтечи.
4 февраля 1905 года великий князь
Сергей Александрович был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул
в него ручную бомбу. Тяжело переживала
княгиня Елисавета убийство супруга. Греческая королева Ольга Константиновна,
двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала: «Это чудная, святая
женщина – она – видно, достойна тяжелого креста, поднимающего ее все выше и
выше!» Позднее великая княгиня посетила
в тюрьме убийцу: она передала ему прощение и подарила Евангелие. Более того,
она подала прошение императору Николаю II
о помиловании террориста, но эта просьба
не была удовлетворена.
После гибели мужа Елизавета Федоровна заменила его на посту председателя
Императорского Православного Палестинского общества и исполняла эту должность
с 1905 по 1917 год.
Важнейшим проектом Палестинского общества во время его возглавления
Елисаветой Феодоровной стало создание
Никольского храма и подворья общества в
итальянском городе Бари. В 1910 году было
принято решение приступить к строительству там нового подворья Палестинского
общества.
2 февраля 1911 года великая княгиня
обратилась к императору Николаю II с
просьбой произвести в 1911 году во всех
храмах и монастырях Российской Империи
кружечный сбор на сооружаемый храм, приурочив это к 9 мая – празднику перенесения
мощей святителя Николая Чудотворца из
Мир Ликийских в Бари.
Москва, 2 февраля, 1911 г.
Милый Ники!
Посылаю тебе свой доклад по важному
вопросу о строительстве в Бари русской
церкви и дома для паломников. Конечно,
единственный человек, кого, я уверена,
святитель Николай желал бы во главе этой
святой работы в его честь и ради твоего
народа, который любит его больше всех
святых, – это ты, наш император, имеющий
утешение носить в крещении имя святого
Николая. Может быть, ты сочтешь возможным поставить на докладе резолюцию, что
ты хочешь быть главой комитета.
Будь так добр, напиши королю Умберто,
чтобы он дал согласие и помог в строительстве нашего храма. Он – попечитель собора
святого Николая в Бари, хотя у Папы на
него ставропигиальные права. Участок на
сегодняшний день куплен на имя частного
лица, очень удобный, рядом с вокзалом,
в оливковой роще, и оттуда идет трамвай
прямо до базилики – наилучшее местоположение и замечательно дешево. Этот участок
даже сориентирован правильно на восток.
О, да почиет на этом предприятии благословение святого Николая, и да станет
это умилительное дело благословением и
божественной связью между ним и твоим
народом и ярким эпизодом твоего царствования – как утешение во многих скорбях,
которые тебе приходится нести. <…>
С самыми теплыми молитвами и просьбой о твоих молитвах остаюсь твоя любящая
и почтительная сестра Элла.
Доклад председателя Палестинского общества удостоился высочайшего одобрения
и собственноручной приписки государя: «И
в 1912 году». 12 мая 1911 года император
Николай II учредил Барградский комитет
и стал первым жертвователем, внеся от
своего имени и от имени императрицы
Александры Феодоровны на Барградский
проект 10 тысяч рублей.
Великой княгине Елисавете Феодоровне
принадлежала инициатива поручить проект
архитектору А.В. Щусеву, который только
что закончил строительство собора для Марфо-Мариинской обители в Москве. Первая
мировая война помешала, но не отменила
русского строительства в Барграде, которое
было закончено в 1915 году. Но убранство
храма и подготовка его к освящению были
надолго отложены. Нижний храм был освящен в 1921 году, верхний Никольский
храм – лишь 21 мая 1955 года, в канун
престольного праздника.
9 мая 1998 года, согласно соглашению
Московской Патриархии с муниципалитетом
города Бари, храм, дом в саду и часть
странноприимного дома были возвращены
Русской Православной Церкви Московского
Патриархата. В 2008 году состоялась полная передача всего комплекса подворья в
Бари. Так, более чем через 100 лет был
окончательно завершен Барградский проект,
задуманный и начатый великой княгиней
Елисаветой Феодоровной.
Святая жизнь великой христианки окончилась мученически 18 июля 1918 года в
Алапаевской шахте в числе других представителей Императорского Дома Романовых.
15 сентября 1918 года в город Алапаевск вошла белая армия, и сразу же
командующий адмирал Колчак отдал приказ
начать расследование обстоятельств гибели
Романовых. Оно было поручено следователю
по особо важным делам И.А. Соколову и
военному министру в правительстве Колчака
генерал-лейтенанту М.К. Дитерихсу.
Во время работы судебных экспертов
останки всех восьмерых убиенных находились в кладбищенской церкви, затем
крестным ходом перенесены в городской
Свято-Троицкий собор и погребены в склепе.
Когда армия Колчака начала наступление
от Урала, было принято решение не оставлять в Алапаевске эти захоронения во избежание надругательств над ними в случае
восстановления большевистской власти. Поэтому от адмирала А.В. Колчака и генерала
М.К. Дитерихса поступило разрешение игумену Серафимо-Алексеевского скита на Белой
Горе (Пермская епархия) отцу Серафиму
(Кузнецову) эвакуировать гробы с телами
мучеников на восток. Начался фантастический, не имеющий, наверное, аналогов
в мировой истории путь останков великой
княгини Елисаветы Феодоровны к месту
своего окончательного упокоения.
1 июня 1919 года в один из вагонов
поезда, направлявшегося по Великой
Транссибирской магистрали в Читу, были
погружены 8 гробов. Шесть месяцев они
оставались в расположенном в городе Покровском монастыре. О том, как и где их
скрывал игумен Серафим, П.П. Булыгин
оставил воспоминания: «Мы отправились
в Читинский монастырь искать игумена
Серафима. Много часов я провел в келье
игумена Серафима, не раз ночевал у него.
Серафим много рассказывал мне о перевозе тел в Читу, о погребениях их у себя в
келье под полом. Гробы были перевезены в
монастырь русскими и японскими офицерами. Он сам и два его послушника вырыли
склеп под полом и поставили в ряд гробы,
прикрыв их всего на одну четверть землей».
Наступление Красной армии продолжалось. В феврале 1920 года останки были
эвакуированы за границу – сначала в Харбин, затем, по предложению руководства
Русской духовной миссии на Дальнем Востоке, в апреле их перевезли в Пекин и там
временно поместили в одном из склепов на
кладбище духовной миссии.
В опубликованных на русском языке
дневниках императрицы Марии Феодоровны
есть запись, показывающая, какое потрясение испытала сестра Елисаветы Феодоровны, Виктория, когда узнала об ужасных
обстоятельствах ее смерти: «Вернувшись
домой, застали у нас Викторию и Луизу
Баттенбергских, которые остались пить с
нами чай. Бедняжка Виктория в полном
отчаянии от того, что произошло с Эллой,
и свалившегося на нее тяжкого горя. Она
едва могла говорить об этом…».
В новом склепе, построенном в Пекине на средства Русской духовной миссии
у храма святого преподобного Серафима
Саровского специально для алапаевских
мучеников, были захоронены только шестеро из них: великий князь Сергей Михайлович, князья Иоанн, Константин, Игорь
Константинович, князь Владимир Палей и
Федор Ремез. Дело в том, что европейские родственники Елисаветы Феодоровны,
узнав, где находятся ее останки, пожелали
захоронить их в месте, освященном ее
пребыванием и ее молитвами, – в храме
святой Марии Магдалины в Иерусалиме.
Энергичными хлопотами принцессы Виктории в ноябре 1920 года удалось отправить
два гроба – игуменьи Елисаветы и инокини Варвары – из Пекина в Тяньзин, из
Тяньзина пароходом в Шанхай, из Шанхая
в Порт-Саид, куда они прибыли в январе
1921 года.
В литературе иногда приводится удивительный, но, по свидетельству очевидцев,
достоверный факт. Однажды во время этого
длительного пути гроб Великой княгини раскололся, и потрясенные люди увидели нечто
необъяснимое: тело было цело, тление почти
не затронуло его.
Наконец, гробы были доставлены в
Иерусалим. Погребение в январе 1921
года под храмом равноапостольной Марии
Магдалины в Гефсимании совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан. Тем самым
было исполнено желание самой великой
княгини Елизаветы быть похороненной на
Святой Земле, выраженное ей во время
паломничества в 1888 году.
Поэт-лирик Великий князь Константин
Константинович записал в дневник Эллы
такие проникновенные строки:
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью
прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то крепости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол
и скорби многой
Твою не запятнает чистоту,
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
В 1981 году великая княгиня
Елисавета Феодоровна была канонизирована Русской Православной
Церковью за рубежом. В 1992
году Архиерейский Собор Русской
Православной Церкви также причислил ее к лику святых.
«Постарайся сделать счастливыми тех, кто рядом с тобой, и ты
сам будешь счастлив» – не в этом
ли завете святой мученицы Елисаветы нужно искать общую идею,
которая бы объединила всех нас!
Владимир КРОПЧЕВ,
действительный член
Императорского
Православного Палестинского
общества, г. Тюмень
|