Господа нашего Иисуса Христа перед уче
Праздник установлен в память Преображе-
- август
никами на горе Фавор. О нем рассказывается
в трех синоптических Евангелиях: от Матфея
(17, 1-6), Марка (9, 1-8), Луки (9, 28-36).
В последний год Своего общественного
служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь
в преддверии грядущих
страданий начал открывать
ученикам то, что «Ему
должно идти в Иерусалим и
много пострадать от старейшин и первосвященников и
книжников, и быть убиту, и
в третий день воскреснуть»
(Мф. 16, 21). Слова Учителя
сильно опечалили апостолов
и особенно Петра, который
стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив
к Себе, Господи! Да не будет
этого с Тобою!» (Мф. 16, 22).
Заметив скорбь учеников и
желая облегчить ее, Иисус
Христос обещает некоторым
из них показать ту славу,
в какую Он облечется по Своем отшествии:
«Истинно говорю вам: есть некоторые из
стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как
уже увидят Сына Человеческого, грядущего
в Царствии Своем» (Мф. 16, 28).
Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии
Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех
учеников – Петра и братьев Заведеевых:
Иакова и Иоанна – и взошел с ними на
вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним
отягчены были сном» (Лк. 9, 32).
Во время их сна Господь Иисус Христос
преобразился: «И когда молился, вид лица Его
изменился, и одежда Его сделалась белою,
блистающею» (Лк. 9, 29). Очнувшись от сна,
апостолы увидели Его в светлых одеждах с
исходящим от Него ярким светом. Христос
беседовал с двумя мужами – пророками
Моисеем и Илией о предстоящих страданиях.
Когда беседа Христа с Моисеем и Илией
подходила к концу, апостол Петр проникся
дерзновением и сказал: «Наставник! Хорошо
нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе,
одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9, 33). Петр,
которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой
во всей вселенной, собрался
построить «три кущи» (три
палатки) для Учителя и
явившихся им пророков. Он
все еще смотрит на Иисуса
Христа по-земному и ставит
Его наряду с Моисеем и
Илией. «Но Иисус, – пишет
преподобный Ефрем Сирин,
– тотчас показывает ему,
что не имеет нужды в его
скинии, что Он есть Тот,
Кто в продолжение сорока
лет делал в пустыне скинию из облака отцам его».
«Когда он еще говорил, –
повествует святой евангелист, – се, облако светлое
осенило их; и се, глас из
облака, глаголющий: Сей
есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое
благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5).
При этих словах апостолы в сильном
страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки скрылись от
них. Господь подошел к лежавшим на земле
ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь»
(Мф. 17, 7). Подняв глаза, апостолы никого
не увидели, кроме Господа Иисуса. Они
стали спускаться с горы. Дорогою Господь
заповедал им никому не говорить о видении
до тех пор, пока Он не примет страдания
и смерть и не воскреснет в третий день.
Апостолы выполнили просьбу Спасителя и
умолчали до поры об увиденном.
Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием
учениками Божества Христова, просиявшего
через завесу Плоти Его. В свете Фавора
перед нами открывается одновременно и
все домостроительство Божие о спасении
мира, что и отобразили весьма ясно в своих
творениях святые песнословцы, составители
стихир и канонов на день Преображения.
«Соединив в Себе Божество и человечество
неслиянно, Ты показал нам на Фаворе угль
Божества… и тем изумил Моисея с Илиею
и верховных из апостолов» (2-й канон,
песнь 5-я, тропарь 3-й). Поэтому-то, узрев
«Божество во плоти, блистающее на Фаворе», Моисей и Илия познали в Нем Того,
«Которого они в древности провозвестили
истинным Богом» (1-й канон, песнь 5-я,
тропарь 1-й), а ныне пришедшего «от Девы
Отроковицы… человеком на избавление» (на
стиховне стихира на малой вечерне). Ныне
уразумели все, Кто такой Иисус, Сын Бога
Живого. Он – Тот, Который некогда явился
Моисею прикровенно «в огне и купине», а
затем «на горе законодательства… в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете
Божества» (2-й канон, песнь
1-я, тропарь 3-й).
Моисей и Илия приблизились на Фаворе к преобразившемуся Христу. Это
«закон и пророки» предстоят
своему Владыке как рабы,
исполнившие Его повеления.
Совершив все то, что Он
указывал на Синае и на
Хориве и на прочих местах
Богоявления, они сейчас как
бы слагали перед Владыкой
свои полномочия. Они полны священного трепета: вот
Господь идет в Иерусалим
завершить их дела и принять
крест ради спасения людей.
Пророки удалились. Кончились древние
преобразования, исполнились пророчества.
Воссиял свет Фавора. На земле – Сын
Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.
Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам.
«Невещественный огнь, не попалявший
вещества телесного, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко,
единый из двух естеств, в двух совершенных
естествах» (2-й канон, песнь 4-я, тропарь
3-й), – так поет Святая Церковь об откровении воплотившегося Сына Божия на горе
Фавор. И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и
святые апостолы ныне увидели в просиявшем
Лице Иисуса Христа Бога и совершенного
Человека – во единой ипостаси два естества,
«неслитно и нераздельно» соединенные. На
Фаворе возвышенная догматическая истина
о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.
Глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», – свидетельствуя вновь, как и
у Иордана, о Богосыновстве Иисуса Христа,
открывал тайну Святой Троицы. Представшие
же Господу Иисусу «с земли – апостолы,
как бы с неба – Илия Фесвитянин, а из
мертвых – Моисей» (2-й канон, песнь 8-я,
тропарь 3-й) – по словам творца канона на
Преображение, преподобного Иоанна Дамаскина, – указывали величие власти Его:
Oн живыми и мертвыми обладает, являясь
Владыкой неба, земли и
преисподней.
Праздник Преображения Господня отмечается
Православной Церковью
начиная с IV века, со времени построения святой
равноапостольной Еленой
на горе Фавор храма, посвященного этому событию.
В русской народной
традиции Преображение
называется Вторым или
Яблочным Спасом, так
как его справляют одновременно с поспеванием
яблок. На Руси специально
к этому дню яблоки везли
целыми возами, и каждый
более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и
больным. До этого дня не полагалось есть
яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. В православном календаре праздник
приходится на Успенский пост, но, начиная
с этого дня, разрешается есть яблоки и
фрукты, освящение которых проводится в
конце праздничной литургии.
Патриархия.ру
|