Прихожанин
Есть люди: будь лишь им приятель.
То первый ты у них и гений, и писатель,
Зато уже другой,
Как хочешь сладко пой,
Не только, чтоб от них похвал
себе дождаться,
В нем красоты они и чувствовать боятся.
Хоть, может быть, я тем немного досажу,
Но вместо басни быль на это им скажу.
Во храме проповедник
(Он в красноречии Платона был наследник)*
Прихожан поучал на добрые дела.
Речь сладкая, как мед, из уст его текла.
В ней правда чистая, казалось,
без искусства,
Как цепью золотой,
Возъемля к небесам
все помыслы и чувства,
Сей обличала мир, исполненный тщетой.
Душ пастырь кончил поученье:
Но всяк ему еще внимал и, до небес
Восхищенный, в сердечном умиленье
Не чувствовал своих текущих слез.
Когда ж из Божьего миряне вышли дому,
«Какой приятный дар!»
Из слушателей тут сказал один другому:
«Какая сладость, жар!
Как сильно он влечет к добру
сердца народа!
А у тебя, сосед, знать, черствая природа,
Что на тебе слезинки не видать?
Иль ты не понимал?» –
«Ну, как не понимать!
Да плакать мне какая стать:
Ведь я не здешнего прихода».
|
В 1825 г. вышла в свет басня Ивана
Андреевича Крылова «Прихожанин». Сюжет
басни простой, обыденный. В храме после
богослужения священник произносил проповедь, которая тронула всех прихожан до
слез умиления, кроме одного. И когда его
спросили о его равнодушии, он ответил:
«А я с другого прихода». В этой басне показывается человеческая предвзятость в
отношении между людьми. Иван Андреевич
был верующим православным русским человеком. По мнению специалистов, изучающих
его творчество, эту басню можно считать
ответом западникам, которые пытались не
замечать талантов Крылова. К тому времени творческий дар Ивана Андреевича был
замечен многими. Александр Сергеевич
Пушкин восторгался творчеством Крылова
и называл его труды гениальными.
Если будем наблюдательны, то заметим,
что разделения на свой и чужой проявляются не только в среде проникнутых эгоизмом
людей, но и целых народов и государств.
Чем больше люди и государства удаляются
от Бога, тем более эгоистичны их взгляды
на жизнь. Если говорить о межгосударственных отношениях, то мы видим, что на
протяжении всей тысячелетней истории
Россия терпит осуждения и нападки то
с востока, то с запада, то южные соседи стремятся претендовать на наши
земли. Сегодня весь мир ополчился
на Россию за принятие Крыма в свой
состав. Это произошло после того, как
жители Крыма на референдуме абсолютным большинством проголосовали за
воссоединение с Россией. Обращаясь
к истории Крыма, следует вспомнить,
что более десяти столетий тому назад великий князь Владимир Красное
Солнышко принял святое крещение в
Крыму в Херсонесе. Это яркое свидетельство того, что уже в те времена
Крым был зоной влияния и интересов
Руси. Говоря современным языком, в
те времена Крым был самой южной военно-морской базой русского воинства.
При этом важно отметить и тот факт,
что присоединение Крыма к Украине
при Н.С. Хрущеве происходил без референдума, а волевым решением безбожной власти. Причина недружелюбного и
враждебного отношения ряда политиков
и государств заключается в том, что Россия
страна православная и несметно богатая.
Многовековая зависть и неприязнь к России
привела к тому, что правды и «красоты они
чувствовать боятся».
Не менее коварно протекают взаимоотношения между людьми, разделенными по
идеологическому, партийному, этническому и
по другим принципам. Метко в басне говориться: «Есть люди: будь лишь им приятель.
То первый ты у них и гений, и писатель, зато
уже другой», как ни старайся ты для них
чужой. Все это следствие утраты подлинной
христианской любви, которая замещается
изощренным эгоизмом. Духовно отравленная
природа таких людей делает их слепыми к
успехам тех, кто «не свой». Зато злословить и злорадствовать по их мнимым
неудачам они очень охотливы. Вся их
жизнь очень сходна с евангельскими
книжниками, фарисеями и лицемерами,
которых обличал сам Господь наш Иисус
Христос.
Есть и другая немощь у людей, утративших дух христианской любви, которая
может проявляться и в церковной среде.
В Священном Писании говорится о разделении среди верующих по предпочтениям:
«я Павлов, я Аполосов». Это предпочтение одного пастыря перед другим.
В Церкви мы все Христовы. И пастырь
должен стремиться приводить свою паству
ко Христу, а не к зависимости от себя.
Важно помнить, что в церкви Христовой
действует благодать Божия, а пастырь
лишь смиренный служитель.
+ М. Д.
* Митрополит Московский Платон
(1737-1812 гг.) известен своим даром
красноречия, пламенный проповедник.
|