ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№08 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней И.А. Крылова


Прихожанин



Есть люди: будь лишь им приятель.
То первый ты у них и гений, и писатель,
Зато уже другой,
Как хочешь сладко пой,
Не только, чтоб от них похвал
себе дождаться,
В нем красоты они и чувствовать боятся.
Хоть, может быть, я тем немного досажу,
Но вместо басни быль на это им скажу.
Во храме проповедник
(Он в красноречии Платона был наследник)*
Прихожан поучал на добрые дела.
Речь сладкая, как мед, из уст его текла.
В ней правда чистая, казалось,
без искусства,
Как цепью золотой,
Возъемля к небесам
все помыслы и чувства,
Сей обличала мир, исполненный тщетой.
Душ пастырь кончил поученье:
Но всяк ему еще внимал и, до небес
Восхищенный, в сердечном умиленье
Не чувствовал своих текущих слез.
Когда ж из Божьего миряне вышли дому,
«Какой приятный дар!»
Из слушателей тут сказал один другому:
«Какая сладость, жар!
Как сильно он влечет к добру
сердца народа!
А у тебя, сосед, знать, черствая природа,
Что на тебе слезинки не видать?
Иль ты не понимал?» –
«Ну, как не понимать!
Да плакать мне какая стать:
Ведь я не здешнего прихода».

В 1825 г. вышла в свет басня Ивана Андреевича Крылова «Прихожанин». Сюжет басни простой, обыденный. В храме после богослужения священник произносил проповедь, которая тронула всех прихожан до слез умиления, кроме одного. И когда его спросили о его равнодушии, он ответил: «А я с другого прихода». В этой басне показывается человеческая предвзятость в отношении между людьми. Иван Андреевич был верующим православным русским человеком. По мнению специалистов, изучающих его творчество, эту басню можно считать ответом западникам, которые пытались не замечать талантов Крылова. К тому времени творческий дар Ивана Андреевича был замечен многими. Александр Сергеевич Пушкин восторгался творчеством Крылова и называл его труды гениальными.

Если будем наблюдательны, то заметим, что разделения на свой и чужой проявляются не только в среде проникнутых эгоизмом людей, но и целых народов и государств. Чем больше люди и государства удаляются от Бога, тем более эгоистичны их взгляды на жизнь. Если говорить о межгосударственных отношениях, то мы видим, что на протяжении всей тысячелетней истории Россия терпит осуждения и нападки то с востока, то с запада, то южные соседи стремятся претендовать на наши земли. Сегодня весь мир ополчился на Россию за принятие Крыма в свой состав. Это произошло после того, как жители Крыма на референдуме абсолютным большинством проголосовали за воссоединение с Россией. Обращаясь к истории Крыма, следует вспомнить, что более десяти столетий тому назад великий князь Владимир Красное Солнышко принял святое крещение в Крыму в Херсонесе. Это яркое свидетельство того, что уже в те времена Крым был зоной влияния и интересов Руси. Говоря современным языком, в те времена Крым был самой южной военно-морской базой русского воинства. При этом важно отметить и тот факт, что присоединение Крыма к Украине при Н.С. Хрущеве происходил без референдума, а волевым решением безбожной власти. Причина недружелюбного и враждебного отношения ряда политиков и государств заключается в том, что Россия страна православная и несметно богатая. Многовековая зависть и неприязнь к России привела к тому, что правды и «красоты они чувствовать боятся».

Не менее коварно протекают взаимоотношения между людьми, разделенными по идеологическому, партийному, этническому и по другим принципам. Метко в басне говориться: «Есть люди: будь лишь им приятель. То первый ты у них и гений, и писатель, зато уже другой», как ни старайся ты для них чужой. Все это следствие утраты подлинной христианской любви, которая замещается изощренным эгоизмом. Духовно отравленная природа таких людей делает их слепыми к успехам тех, кто «не свой». Зато злословить и злорадствовать по их мнимым неудачам они очень охотливы. Вся их жизнь очень сходна с евангельскими книжниками, фарисеями и лицемерами, которых обличал сам Господь наш Иисус Христос.

Есть и другая немощь у людей, утративших дух христианской любви, которая может проявляться и в церковной среде. В Священном Писании говорится о разделении среди верующих по предпочтениям: «я Павлов, я Аполосов». Это предпочтение одного пастыря перед другим. В Церкви мы все Христовы. И пастырь должен стремиться приводить свою паству ко Христу, а не к зависимости от себя. Важно помнить, что в церкви Христовой действует благодать Божия, а пастырь лишь смиренный служитель.

+ М. Д.

* Митрополит Московский Платон (1737-1812 гг.) известен своим даром красноречия, пламенный проповедник.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.