«Некто, пришед в обитель, спросил старца: «Скажи мне, отчего
я хочу, но не могу избавиться от пьянственной страсти?» –
«Поистине, отвечал тот, можешь, но не хочешь, ибо жалеешь себя
не по Бозе». – «Что же такое сия страсть?» – «Ничто иное она у
тебя, отвечал старец, как ржавчина, тлящая гвоздь, изготовленный
из железа гордыни и вбиваемый в руце и нозе Христа Спаса
пропятого».
…Эти размышления на больную для
многих тему я начал писать давно, да все
никак не мог продолжить. Сегодня – взялся: вдруг почувствовал, что как раз самое
время. Потому что – 6 августа, по-старому,
Преображение Господне.
Пришел с утра в храм мужик. Вид опознаваемый: синеватая одутловатость, небольшая
небритость, пиджачная помятость, черные
очки, росины пота на лбу, судя по запаху –
уже опохмелился, но слегка, не до степени
«на другой бок» (хотя, если судить по приподнятой словоохотливости, и эта степень не за
горами, наступит уже сегодня). Расспросил
у свечного ящика, где какая икона, куда
поставить свечку «за врагов и на удачу»…
Потом подошел ко мне. В голосе – смущенная бравада, вызов, глухая боль, детская
надежда на авось:
– Святой отец, можно к вам обратиться
или как?..
– Конечно.
– Вот вы тут Богу служите… А вот, например, как человеку бухать бросить? Там,
молитвы какие-то у вас есть, или как-то вы
лечите?
– А кто бросить-то хочет, вы?
В ответ мужик произнес длинный, не
очень связный монолог, содержание которого
могут повторить – и повторяют – нынче в
России многие:
– Вот что-то бухаю, не могу остановиться,
да это ерунда, а как не бухать, ведь жена-теща-дети-родня – такие сволочи, не ценят,
не понимают, а я ведь такой и растакой,
золотой, а им только деньги, и вообще рутина заела, а может это и «бывшая» к бабке
ходит, порчу наводит, всю жизнь отравляет,
потому что я – невинный страдалец, а она
– исчадие зла, а денег не хватает, и работы
путной нет, а за копейки пахать дураков нет,
это все правительство виновато и проклятые
олигархи, довели народ, и как тут не бухать,
но как-то бросить бы надо, а не могу, вернее
могу, но не получается, или получается, но не
сейчас, а вот бы со следующего месяца, ведь
я, да я, да чтоб я! – а вот душа страдает,
потому что жалко себя забубенного великой
жалью, и никто не узнает, где могилка моя,
и эх! как нам не бухнуть, ведь мы русские
и православные, а все зло еще и в том, что
нас враги травят паленой водкой, пьем всякую дрянь, а ни врачи и никто не помогает,
всем только бабки плати, ну вот хоть вы тут
церковные, обязаны же помогать…
И все в таком роде – если не остановить,
монолог будет бесконечен.
Я и остановил – уточнив суть:
– Так вы хотите бросить пить?
– А что, думаете, не смогу?
– Думаю, сможете. Если захотите. Нет
ничего такого, чего бы человек, с помощью
Божьей, не добился, если захочет.
Мы у Бога – дети. Если ребенок добивается чего-то хорошего и стоящего, разве
мать ему не поможет? Так и Бог поможет избавиться от поганого рабства алкоголя (тем
более, вы не ребенок и понимаете: станете
продолжать – разложится психика и сгниет
тело, пьянство – медленное самоубийство).
Но избавляться придется в основном
самому, с помощью Божьей, может, еще и с
помощью врачей, но самому. Пьянство часто
связано с гордыней, с самостью человека.
Хотите избавиться от него – придется изменить свое отношение к себе, к людям,
к жизни. А это нелегко… И начать надо с
главного – прекратить внутреннюю истерику
и перестать себя жалеть.
Не знаю, понял ли он, о чем я… Помолчал и неожиданно сказал:
– Я в детстве бывал в церкви, с бабушкой. Вон, старушки вон те на нее похожи. Цветы приносят к иконам… А что,
по-церковному праздник какой-то?
– Да, завтра – Преображение Господне.
Он снял темные очки – глаза смотрели
вниз и в сторону, их я так и не увидел – и
горько усмехнулся:
– А… на горе Христос преобразился…
знаю, читал. Он-то преобразился, ясно!.. А
мы-то?!..
Мы-то?
Мы – тоже. Вслед за Ним, с Ним, через
Него.
В самом деле: когда мы читаем Евангелие, то видим, что Христос ничего не делал
просто так.
Бог стал человеком, чтобы человек обожился, стал подобен Богу по благодати.
Христос пошел по воде – и показал делом: человек – повелитель стихий; обретя с
помощью веры свое богоданное достоинство,
и он может преодолеть незыблемые, казалось бы, законы естества; и Петр шагнул на
воды вслед за Ним.
Христос одним только словом исцелял
безнадежно больных, изгонял из людей нечистого духа – и делать то же завещал и
ученикам.
Христос сказал: «Молитесь же так: «Отче
наш…», – и явил всем людям не просто
Всевышнего, но самого настоящего Отца, не
только Своего, но и нашего, с Которым мы
отныне можем быть связаны не только и не
столько почитанием и подчинением, сколько
сыновней любовью.
Христос воскресил Лазаря, а потом
воскрес и Сам – чтобы убедить нас: и мы,
рожденные в пронизанный смертью мир, можем и должны не бояться смерти, но пройти
сквозь нее и вступить в вечную жизнь.
Христос являл нам чудеса – но не показывал фокусов, того, что могло бы просто поразить воображение или даже явить
величие и могущество Божества, но для нас,
простых смертных, быть недостижимым, а
значит – бессмысленным. И на Фаворе Он
просиял нетленным светом – не для того,
чтобы ослепить учеников и покрасоваться
перед ними: вот, Я – Сын Божий, убедитесь
и трепещите (и, прибавим, даже не для того,
чтобы впоследствии дать возможность сонмам
богословов защитить магистерские диссертации, разбирая запятые в писаниях Григория
Паламы, и велемудрием речений убедить мир
в утонченности христианства).
Своим преображением Христос призвал
к преображению – всех нас, имеющих смелость назваться Его учениками (Сам Он, мы
помним, на Тайной Вечере назвал учеников
– друзьями).
Стяжание Фаворского света стало не
темой досужих бесед интеллектуалов – стало
содержанием жизни многих и многих подвижников, и не только их – всех нас: непреображенные, мы умираем, не прилагая сил
для стяжания этого света в себе и своей
жизни – тонем во тьме (ах, скажем, ведь мы
не подвижники – тем хуже для нас, не расслышавших Божьего призыва к подвигу не в
скитах и пустынях древних патериков – в нашей обычной ежедневной суетной жизни…).
Что такое избавление от привычного
житейского рабства греху, тому же пьянству,
как не начало нашего преображения?
Эй, мужик, ты ушел сегодня из храма,
так и не сказав своего имени, – вернись,
послушай, что скажу (митрополит Антоний
Сурожский говорил: «Я плохой человек – но
то, что говорю о Боге, правда», – так, может,
и мои слова как-то тебе, горемыке, пригодятся…). Что тебе делать, спрашиваешь?
Прежде всего – очнуться, прийти в себя. И
с похмелья – не потянуться опохмеляться.
Абстинентный синдром так тяжек? Тяжек.
Но не настолько, насколько смертельным его
рисует тебе твое саможаление.
Не жалей себя.
Зови на помощь Бога и ближних.
Вот увидишь, они не откажут. Нужны
будут лекарства – пусть лекарства, только
не пей, не пытайся погасить костер страсти
бензином. Перетерпи день. Второй. Два дня
свободы! А там – еще и еще… И рано или
поздно, с помощью Божией, Фаворский свет
Христов, про который ты, говоришь, где-то
читал как о красивой сказке, станет реальным светом твоей жизни.
Вернемся к началу, мужик, брат мой по
несчастной земной юдоли, брат во Христе: не
жалей себя. Саможалением, основанным на
грехе гордынной самости, вообще пронизана
вся наша нынешняя «расейская» жизнь.
За всю планету не скажу – но посмотри,
что творится вокруг тебя, рядом, в подъезде, на улице, в твоем городе или селе:
истерическим раскаленным саможалением
полны сердца людей – и они спиваются и
скалываются, они бессмысленно убивают
первого встречного за неосторожно сказанное слово, потому что «все, блин, достало!»,
они идут друг на друга на таран, сидя за
рулем автомобиля и не желая уступить дорогу, они бесконечно судятся друг с другом в
судах, они забыли напрочь о том, что такое
любовь, семейный тихий мир, сладость прощения, дружба и взаимопомощь, и слова о
творчестве, о вере, о жизни вечной для них
стали пустым звуком…
Мы на войне, мужик, и погляди, сколько
вокруг самострелов и дезертиров…
Вспомни рассказы фронтовиков: на
фронте часто погибали именно те, кто очень
жалел себя и прятался, а те, кто не жалел,
получали ранения – но победили.
Мы на войне, и свет Фавора, открытый
нам Христом – знамение нашей победы,
которая придет непременно, но до которой
еще – воевать и воевать.
И в первую очередь – с самим собой.
Священник Сергий Круглов,
г. Москва
Православие и мир (Правмир.ру)
|