Басни И.А. Крылова служат пробуждению нашего внимания к нравственной стороне жизни человека и общества. Будучи
смиренным и благородным человеком, Иван
Андреевич избегал всякого осуждения окружающих, но через иносказание стремился вразумить и нравственно назидать.
Для
усиления воображения читателей он придавал Божьему творению – природе, животным форму человеческого мышления и Божий дар слова. В баснях окружающий мир
земной и человек – это одно творение Божие. Его басни можно считать притчами
для пробуждения нравственного сознания
в людях. В Священном Писании мы находим, что и ветхозаветные пророки и сам Господь Христос-Спаситель говорили в притчах
иносказательно. Такая форма подвигала к
размышлению и к познанию глубины нравственного характера в поступках человека.
Важная нравственная обязанность человека
своим полезным трудом благоукрашать эту
землю, служить людям. В этом и выражается послушание и служение Богу. Каждый
человек должен в этом мире обрести свое
место для доброго служения, для полезного труда. Умеренность, воздержание, терпение, безропотность и благодарность Богу за
всё делают человека подлинно счастливым
в этой жизни и в жизни вечной. Об этом
выразительно рассказывается в басне И.А.
Крылова «Колос»:
КОЛОС
На ниве, зыблемый погодой, Колосок,
Увидя за стеклом в теплице
И в неге, и в добре взлелеянный цветок,
Меж тем, как он и мошек веренице,
И бурям, и жарам, и холоду открыт,
Хозяину с досадой говорит:
«За что вы, люди, так всегда
несправедливы,
Что кто умеет ваш утешить вкус иль глаз,
Тому ни в чём отказа нет у вас,
А кто полезен вам, к тому вы нерадивы?
Не главный ли доход твой с нивы:
А посмотри, в какой небрежности она!
С тех пор, как бросил ты здесь
в землю семена,
Укрыл ли под стеклом когда нас
от ненастья?
Велел ли нас полоть иль согревать
И приходил ли нас в засуху поливать?
Нет: мы совсем расти оставлены
на счастье,
Тогда как у тебя цветы,
Которыми ни сыт, ни богатеешь ты,
Не так, как мы, закинуты здесь в поле, –
За стёклами растут в приюте,
в неге, в холе.
Что если бы о нас ты столько клал забот?
Ведь в будущий бы год
Ты собрал бы сам-сот,
И с хлебом караван отправил бы в столицу.
Подумай, выстрой-ка пошире
нам теплицу». –
«Мой друг, – хозяин отвечал, –
Я вижу, ты моих трудов не примечал.
Поверь, что главные мои о вас заботы.
Когда б ты знал, какой мне стоило работы
Расчистить лес, удобрить землю вам:
И не было конца моим трудам.
Но толковать теперь ни время, ни охоты,
Ни пользы нет.
Дождя ж и ветру ты проси себе у неба;
А если б умный твой исполнил я совет,
То был бы без цветов и был бы
я без хлеба».
* * *
Так часто добрый селянин,
Простой солдат иль гражданин,
Кой с кем свое сличая состоянье,
Приходят иногда в роптанье.
Им можно то ж почти сказать
и в оправданье.
Благоразумный человек всегда справедливо и правдиво оценивает свои возможности. Благоразумный человек за все, чего он
достигает в этой жизни, благодарит Бога и
ближних. Благоразумный человек все делает, чтобы правильно устроить свою жизнь,
свой быт и избегает всякого осуждения, зависти, исполняя 10-ю заповедь Божию – не пожелай ничего, что принадлежит ближнему
твоему. Тем самым не тратятся
душевные и физические силы понапрасну. Из человеческого эгоизма произрастают зависть, алчность, которые нашу жизнь окрашивают грехом и лишают внутреннего покоя.
Будем благоразумными, сохраняя любовь и долготерпение, будем побуждать себя к доброделанию и будем за все благодарить
Бога и ближних наших.
+ М.Д.
|