Дни лета наливались как яблоки. К Преображению Господню они были созревшими и как бы закругленными. От земли и солнца шел прохладный яблочный дух. В канун Преображения отец принес большой мешок
яблок… Чтобы пахло праздником, разложили их по всем столам, подоконникам и полкам. Семь отборных малиновых боровинок положили под иконы на белый плат, – завтра понесем их святить в церковь. По деревенской заповеди грех есть яблоки до освящения.
– Вся земля стоит на благословении Господнем, – объясняла мать, – в Вербную
Субботу Милосердный Спас благословляет
вербу, на Троицу – березку, на Илью Пророка – рожь, на Преображение – яблоки и
всякий другой плод. Есть особенные, Богом
установленные сроки, когда благословляются
огурцы, морковь, черника, земляника, малина, голубица, морошка, брусника, грибы, мед
и всякий другой дар Божий… Грех срывать
плод до времени! Дай ему, голубчику, войти в силу, напитаться росою, землею и солнышком, дождаться милосердного благословения на потребу человека!
В канун Преображения почти вся детвора города высыпала на базар, к веселым
яблочным рядам. Большие возы яблок привозили на пыльных телегах из деревень Гдовья, Принаровья, Причудья. Жарко-румяные,
яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зеленые,
с красными опоясниками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зернышки просвечивают), большие, как держава
в руке Господа Вседержителя, и маленькие,
что на рождественскую елку вешают, – лежали они горками в сене, на рогожках, в соломе, в корзинах, в коробах, ящиках, в пестрядинных деревенских мешках, в кадушках
и в особых липовых мерках.
Торговали весело и шумно, с хохотом и прибаутками. Яблоки заставляли улыбаться, двигаться, громко говорить, слегка озорничать, прыгать на одной ноге, размахивать руками, прицениваться и ничего не покупать. Нельзя было избавиться от неудержимой смешливости. Все смешило – и бойкий чернобородый зубоскал-мужик в розовой рубахе, стоящий на возу, как Пугачев на Лобном месте, и надсадно выкрикивающий: «А
вот я-я-бло-чки красавчики»; загаристая девка с большим кошелем через плечо, давшая наотмашь «леща» по спине мальчишки, стянувшего яблоко; выпивший дядя, рассыпавший яблоки прямо в базарную лужу. Особенно смешил круглощекий восьмилетний пузан,
одной рукою показывающий на яблоки в телеге и спрашивающий торговца почем, – а другой рукой залезающий под солому. Когда
карманы его раздувались от наворованных
яблок, он сказал торговцу: «Дороговато!» На
воришку весело посматривал
городовой и грозил полицейским пальцем: «Я тебя! Моли
Бога, что я сегодня добрый».
Кому-то угодили яблоком в затылок и крикнули: «С наступающим праздником!» Вихрастый
мастеровой угощал девицу «сахарной коробкою». Сделав губы
бантиком, она ответила: «До
священья не вкушаю». Под телегами спали разиня рот деревенские ребята – с тятьками и
мамками, они всю ночь сопровождали яблочные возы в город. Я встретил Урку. Он грыз
яблоко, и я сказал ему:
– Разве можно есть неосвященное? Грех ведь!
Урка тревожными глазами посмотрел на
меня и ответил, как серьезный ихний раввин:
– У нас свой закон!
В чайной с вывеской «Зайди, приятель»
сидели мужики, пили чай с ситником и говорили только о яблоках: сколько мер собрали, сколько пообтряс, как их везли по дорогам, сколько взяли барыша и что-де Господь
послал урожайный год, хорошую росу, дождь
по времени и теперича, мол, зима не страшит, всего вволю, а поэтому можно еще сороковочку выпить!
Чтобы угодит мужикам, половой завел органчик, но ему сказали:
– Поштенный! Нельзя ли повременить?
Успенский пост еще не прошедши!
А кругом чайной дробный полновесный
звук отмериваемых яблок, зазывы торговцев, ржанье лошадей, взвизги, смех, всплески голубиных и воробьиных стай, летающая
паутина – предосенница, жаркое, но все же
замирающее солнце, – оно тоже созрело как
яблоко и скоро уляжется на покой до новой
весны и нового созрева, – и это полнозубое,
веселое, морозно-хрустящее слово «яблоки»,
раскатывающееся по всему базару и улицам!
– Ах, какое хорошее слово «яблоки»!
Лучше этого слова не сыщешь по всей поднебесной!
***
Вечером пошли ко всенощной. В церкви пели яблоками и медом пахнущий Преображенский тропарь:
Преобразился еси на горе, Христе Боже,
Показывай учеником Твоим Славу Твою, якоже можаху;
Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный,
Молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Вечером, после ужина, меня заставили
читать Евангелие о Преображении Господнем.
Я читал по складам: «По прошествии дней
шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна,
брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло
лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белы как снег».
Ночь была душной, с далекими всполохами, с августовской, тихо шумящей тьмою.
От духоты в комнате я захотел снять с себя всю одежду, чтобы спать было повольготнее, но мать строго мне внушила:
– Никогда не спи нагишом, ибо сон смерти брат, преддверие к Страшному Суду Господню. Надо быть всегда в готовности, одетым в дорогу… При слове «дорога» она отвернулась к окну и как будто бы прослезилась.
Утром встали спозарань. На дворе желтела заря – ранница. Она сдувала с крыш последний сон. Зачинающий день все шире и шире раскрывал золотые свои врата, и не успел я насмотреться досыта на восходье, так редко мною виденное, как показалось в этих вратах солнце и зашагало по земле поступью Великого Государя, идущего от Светлой Заутрени. Долго я думал, отчего солнце слилось у меня с шествием Великого Государя, виденного мною на какой-то картине, и не мог додуматься. Отец, вымытый и причесанный, в жилетке поверх ситцевой рубахи и лакированных сапогах ходил по комнате и напевал: «Преобразился еси на горе Христе Боже».
Преображение… Преображение… – повторял я. Как хорошо и по-песенному ладно подходит это слово к ширящемуся и расцветающему Дню. С белым узелком яблок пошли к обедне. Всюду эти узелки, как куличи на Пасху, заняли места в доме Божьем: и на ступеньках амвона, и на особых длинных столах, на подоконниках и даже на полу под иконами. Румяно и простодушно лежали они перед Богом, – вошедшие в силу, напитавшиеся росою, землею и солнышком, готовые пойти теперь на потребу человека и ждущие только Божьего благословения.
Во время пения «Преобразился еси» на амвон вынесли большую корзину с церковными яблоками. Над ними читали молитву и окропляли их святою водой. Когда подходили ко кресту, то священник каждому давал по освященному яблоку. В течение целого дня на улицах слышен был сочный яблочный хрустень.
Радостно и мирно завершился солнечный, яблочно-круглый день Преображения Господня.
Василий Никифоров-Волгин
|