Смысл жизни – вопрос сколь расплывчатый, столь же и остро насущный для каждого человека. Кто мы, зачем мы здесь, куда идем и каким должен быть этот путь? В конечной полноте ответить на этот вопрос может только каждый для себя – в своем сердце. Но есть и общие, укорененные в самом бытии, закономерности, объективность которых невозможно отменить нашей субъективностью. Понять эти фундаментальные законы и определиться в отношении их – обязанность любого разумного человека.
Лекция в университете. Вопрос студентам: «Какую по счету жизнь вы сейчас проживаете?» Интересуются – о какой жизни
идет речь: духовной или физической? «О
физической. Вполне конкретной реальной
жизни». Ответы – кто во что горазд: прагматики – «первую», романтики – «одну из
многих», оригиналы – «пятую с половиной».
Один отвечает: «Вторую». – «Почему?» –
«Не знаю. Так кажется». Кажется как раз
правильно. Объясняю.
Мы все, друзья мои, уже прожили одну
жизнь – жизнь в ином мире. Там была своя
четко ограниченная в пространстве вселенная; была своя среда обитания – жидкая
субстанция. Пищеварительный тракт, как и
легкие, мы имели, но они не работали – как
оказалось, были зарезервированы для будущей жизни, а питание осуществлялось через особый орган, от которого сейчас остался один «узелок». Обычно в своей вселенной мы жили поодиночке, но бывало, что
собиралось нас двое или трое, а то и больше. Рождения своего мы не помнили – были
тогда еще слишком малы, но с определенного момента вполне себя осознавали. Мы
жили, развивались, мыслили, чувствовали,
переживали, горевали и радовались. Некоторые из нас болели, многих зверски убили. И все мы, в конце концов, умерли. И
это была настоящая смерть, мы были свидетелями ужасной катастрофы: наша вселенная страшно деформировалась и начала
нас извергать, жидкая среда, в которой мы
жили, куда-то излилась, мы были выброшены
в пустое «безводное» пространство на произвол чуждой стихии, и, в завершение, – о
ужас! – порвалась последняя связывавшая
нас с жизнью пуповина, через которую осуществлялось все наше питание, – и мы отчаянно закричали: «Уа-уа!!!».
«…Родился человек в мир» (Ин. 16, 21).
Специалисты по детской психологии
утверждают, что стресс, который переживает младенец в момент рождения, сопоставим
со стрессом смертного мгновения. Но помнит ли это наш разум? Какими мы помним
себя изначально: двухлетками? четырехлетками? шестилетками? А до этого – что, ничего не было? Неужели наш разум так одномерен, что не понимает простого логического построения – что уже было когда-то,
может повториться и в будущем? Родители
рассказали нам о нашем младенчестве – и
мы верим. Врачи рассказали нам о процессе беременности – и мы верим. Святые рассказали нам то, что открыто Самим Господом, – о вечной жизни. Верим ли мы? Скажете, живот беременной можно пощупать,
а кто пощупает отшедшую от мертвенного
тела душу? Но, друзья мои, в наш ли век –
век кварков и нейтрино, век теории относительности и теории сингулярности – требовать «пощупать»?! Гороскопы на кофейной гуще не смущают? Барабашки в шкафу
не смущают? Зеленые человечки с Неопознанными Летающими Объедками не смущают? А факт вечной жизни души, оказывается, смущает – это суеверие, это не доказано, это не так уж и важно. Да что уж
может быть важнее?! Быть ли нам «выкидышами» вечности, или Человеком в богозданной полноте природы! Как можно объяснить такую слепоту?
В XIX веке говорили: величайшее достижение дьявола в том, что он уверил людей,
будто его нет. В нашем веке он достиг большего: он заставил людей не думать о загробной участи. Любой приходской священник скажет: духовная атмосфера во время
совершения обряда погребения (кроме редкого случая, когда в нем участвуют вполне
церковные люди) – страшна. Или отчаяние,
или безразличие – смотря по ситуации. Никто не чувствует, что совершается великое
таинство рождения души.
Да, да – это рождение. В природе, нам для
вразумления, Господь дал замечательный пример: бабочка. Сколько рождений она претерпевает и сколько жизней проживает? Пять! Первая жизнь – зародыш в теле бабочки-мамы.
Вторая – яички в паутинке. Третья – гусеница.
Четвертая – куколка. Пятая – бабочка. Пять
жизней! И это прямая (надо думать не случайная) аналогия того, что происходит с человеком на пути всей его большой жизни.
Церковь учит полноте ответственности
человека за свою жизнь: душа не путешествует из тела в тело, оправдывая следующей реинкарнацией любые неисправности
нынешней своей жизни. Начало существования души единственно: она сотворяется
Богом для вечности и начинает существовать во времени в момент зачатия человеческого тела. Это первое рождение и первая жизнь. На этом этапе существования
особенностью является то, что душа и тело
младенца еще не могут реализовать богодарованную им свободу: они готовятся ко второму рождению.
Второе рождение у бабочки и человека
очень схоже: бабочка рожает яичко, женщина рожает ребенка. Начинается вторая жизнь
– самостоятельная жизнь тела и души. Душа
обретает способность делать выбор. Внешняя
аналогия становится все более явной. Яичко – пассивная форма жизни. И не достаточная. Для того чтобы стать бабочкой – нужно
побывать гусеницей. Для того, чтобы пребывать со Христом в вечности, – нужно встретиться со Христом в этой жизни.
Третье рождение – это Крещение. Прошу обратить внимание – некрещеный человек обладает бессмертной душой. Но она
пребывает как бы в пассивном состоянии,
она не обладает необходимыми для развития
степенями свободы. Представим себе такой
пример: некий предмет, допустим, книгу неосторожно положили в лужу клея, клей высох. Можно книгу поднять, оторвать? Можно, но для этого необходимо приложить немало усилий. А вот если клей рассохся или
смыт растворителем? Протяни руку и подними! Но ведь кажется, что книга все так же
лежит, и ничего не произошло… Таким же
образом и с душой в Крещении не происходит ничего внешне заметного (чего зачастую
ожидают экзальтированные личности): Крещение это не кинетика, а потенция. Зато какая! С души сняты путы, кандалы первородного греха – живи, возрастай! Тут уж душа
должна потрудиться. Гусеница ползает по листикам, питается, наполняется соками будущей жизни. Душа питается благодатью Божией и исполняется начатками жизни вечной. Потрудись, душа, не ленись – с «листика» на «листик» – доброделание и молитва,
Таинства Церкви и самопознание: все доброе тебе прилежит. Для гусеницы губителен
ядохимикат – беги от него. Для души губителен, ядовит грех – беги от него, очищайся от него: все это тебе дано в Церкви. И
готовься к четвертому рождению.
Четвертое рождение – да, смерть. Успение, «засыпание» – не правда ли, это очень
похоже на «окукливание»? Вот куколка висит – суха, мертва. Стручок какой-то, кочерыжка. Но нет, внешность обманчива – сокровенная жизнь продолжается. Душа отошла от тела, но и это еще не конец… Где-то
там, в небесных чертогах, она пребывает в
том состоянии, которое условно называется
«предварительным судом». В чем-то это состояние схоже с первой жизнью: сама свое
положение она уже изменить никак не может; того тварного времени, в котором мы
живем и в котором возможны изменения,
для нее уже не существует. Но все-таки изменения – положительные – возможны. Возможны действием извне. Любящие усопшего – живущие на земле близкие и небесные
покровители – молятся Господу, и их дерзновенная любовь сдвигает законы мироздания: небесная справедливость уступает место
милосердию. Так чья-либо заботливая рука
может перенести неразумно обосновавшуюся, например, в дымоходе куколку на более
благополучное место – живи! И душа живет
(если только своим коснением в злодеяниях не была немедленно низвергнута во ад)
надеждой и ожиданием последнего и страшного рождения – Страшного Суда.
Да, Страшный Суд, конец этого мира –
он действительно страшен, ибо Суд Божий
никому не ведом. Но верующая душа живет
надеждой, ибо ради этого события – пятого рождения – она пришла в мир! И вот бабочка вылетает из куколки – красота родилась! Вы никогда не задумывались, зачем
природе бабочки? Цветы? Зачем нужна красота? Ведь с функциональной точки зрения
они совершенно бесполезны: все эти разговоры про размножение, опыление – пустое. Я как священник сельский, наблюдающий жизнь природы воочию, утверждаю однозначно: все красивое не функционально,
а некрасивое (сорняки, мухи и пр.) – более
жизнеспособно. Красота – это дар Божий,
это милость Божия в нашем падшем мире:
«…Он повелевает солнцу Своему восходить
над злыми и добрыми и посылает дождь на
праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Бабочки – это остатки рая земного; не все заросло волчцами и терниями; это ностальгия о
потерянном рае и призыв к его обретению…
Бабочка прекрасна – легка, воздушна,
самоцветна, но она и телесна. В теле, во
плоти, будет и последнее воскресение – это
открыто нам Господом. Конечно, это будет
не наш нынешний мир, и не наше нынешнее тело: «…чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того
века и воскресения из мертвых не женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не
могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны
Божии, будучи сынами воскресения» (Лк.
20, 34-36). Это будет сознательное бытие
совершенной личности в полноте человеческой природы, вечное блаженное пребывание со Христом в нашем Небесном Отечестве. Достигнуть этого – вот единственная
самодостаточная цель человеческого существования, вот смысл жизни…
Протоиерей Михаил Шполянский,
по книге «Мы входим в храм», М., 2015
|