К чему скрывать: мы боимся бедности,
преступников, болезни, катастроф, конца света и вечной гибели. При этом масштабы наших страхов отнюдь не соответствуют масштабу того, чего мы боимся. И часто мы забываем, что совершенная любовь изгоняет
страх (1 Ин. 4:18).
А если проще, то забываем, что Господь с нами; от души поем в
храме С нами Бог! или Господь просвещение мое и Спаситель мой – кого убоюся?, а
в жизни (или, как принято нынче говорить,
«по жизни») боимся всего вышеназванного.
Честно говоря, бояться есть чего. Вечной
гибели бояться даже полагается – и каяться
и молиться о милости Божией; но это «не
тот» страх, это страх во спасение. С концом
света уже сложнее – без страха здесь, конечно, не обойтись, но он смягчается размышлениями о славном Втором пришествии
Господа нашего Иисуса Христа, а не лихорадочными поисками сомнительных источников, якобы сообщающих о сроках и знаках. Катастрофы, что с ними поделаешь, они
не в нашей власти, в том числе – увы! – и
техногенные, и тем более вызываемые террористами, но с их возможностью полезнее
просто примириться, чтобы не умирать десятки раз страшной смертью в воображении. И ничего хорошего нет в болезнях (говорить, что они-де духовно полезны, человек может только если речь идет о его болезнях, а указывать корчащемуся от боли
ближнему на духовные преимущества этого
состояния – как-то не очень по-доброму получается). Бедность тоже бывает относительная; так, миллиардеру горько и обидно переквалифицироваться в простые миллионеры.
Вот и пословица сложена: у всякого свое
горе, у кого щи жидки, у кого жемчуг мелок.
Пожалуй, хуже всего, иррациональнее
всего вполне разумный страх перед преступниками. Дело не в том, что любого из нас
могут оскорбить, лишить имущества, искалечить и мучительнейшим образом убить… Да,
это действительно страшно. Но еще страшнее
то, что сфера преступности окутана смрадом нечестия, и мы не только боимся за
себя и за близких, но и ужасаемся той глубочайшей бездне безнравственности, с которой рискуем соприкоснуться, о которой знаем, что она существует и распространяется в мире. И одно это нечестие, даже если
оно не чревато криминальной угрозой для
нас лично, повергает в ужас.
И возникает вопрос: как жить в Содоме?
И вопрос этот становится страшным еще и
потому, что Господь может казнить Содом.
А мы здесь живем.
На мой взгляд, обстоятельный, поучительный и утешительный ответ на этот вопрос содержится во Втором соборном послании святого апостола Петра. Хорошо бы
усесться попрочнее и внимательно прочесть
его от начала до конца. Но для этого нужно
особо настроить и душу, и сердце, и разум.
А если понемножку…
Святой апостол говорит и о предающихся
пороку, и об отпадающих от веры, и о лжепророках, и о Дне Господнем, когда погибнет этот мир, и о том, что мы, верующие во
Христа, Сына Божия, ожидаем нового неба
и новой земли, на которых обитает правда
(2 Пет. 3:12). И нам нужно думать о том,
чтобы явиться перед Богом неоскверненными и непорочными в мире (3:14). А долготерпение Господа следует, по словам апостола Павла, почитать спасением (ср. Рим.
2:4): Господь не желает, чтобы люди гибли,
а ждет, когда они придут к покаянию.
Поэтому наше дело в развратном мире
– не вопиять иначе как в молитве (а разве редко приходится слышать и произносимое походя призывание кары на головы нечестивцев, и – что еще того хуже – порицания непосредственно в адрес Создателя:
«Господи, как Ты это терпишь!»), а блюсти
себя. И помнить, что праведник выполняет
в мире очень важное дело: спасает народ
от гибели. Но не пропагандой и агитацией,
не громкими обличениями, а просто фактом
своего существования.
Обратившись к прискорбной истории Содома, точнее, к предыстории его гибели (см.
Быт. 18:20-33), увидим, что Господь склонен
был оказать ему милость по предстательству
Авраама. Эпизод «торга Авраама» – один из
самых драматичных в Ветхом Завете: Авраам просит, чтобы не были погублены праведники с нечестивыми. И Господь соглашается пощадить город, если в нем найдется 50 праведников (число предлагает Авраам). Затем Авраам просит пощады для Содома, даже если праведников будет всего
45… 30… 20… 10. И Господь всякий раз
соглашается. Но ведь и десяти не нашлось!
Вернувшись к заголовку, скажем, что
жить в Содоме можно – но так, чтобы оставаться праведником. А для этого необходимо некоторое спокойствие духа, достичь которого очень непросто. Вот и апостол Петр,
говоря о единственном милостивом исключении при гибели Содома, указывает, что
Господь праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной
душе, видя и слыша дела беззаконные) (2
Пет. 2:7-8), потому что знает Господь, как
избавлять благочестивых от искушения. Какое неожиданное и хорошее слово – «утомленный»! Не возмущенным, не озлобленным,
даже не взволнованным был Лот в Содоме, а утомленным, – конечно, от постоянного напряжения, вызванного необходимостью именно не возмущаться, не озлобляться, не волноваться, короче – не ввергаться
в пучину страстей.
А ведь если подумать, Богу с нами тоже
непросто…
Марина ЖУРИНСКАЯ
По материалам журнала «Фома»
(сайт foma.ru)
|