Как известно, Президент РФ Владимир Путин в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению подписал указ «О
проведении в Российской Федерации Года литературы». Если вспомнить историю нашего Отечества, то еще в XIII веке сложился культ
книги, а в недавнее время наша страна была «самой читающей страной в мире». Менталитет русского человека во многом формировался благодаря великой и могучей русской классической литературе, которая составляет «золотой фонд» мировой культуры, утверждая общечеловеческие нравственные и христианские ценности.
Любовь к книге и литературе во многом формируется в школьные годы, а уроки литературы способствуют воспитанию духовно
богатой личности, ведь именно на них воспитываются чувства патриотизма, уважения
к ценностям отечественной культуры.
Наши дети знают и широко отмечают
праздники – день святого Валентина и Международный женский день 8 марта, которые
для православных христиан таковыми вовсе
и не являются. Они хорошо разбираются в
компьютерных технологиях и сотовых телефонах. Но, к великому сожалению, наши дети
зачастую остаются черствыми душой к чужой беде, плохо помнят исторические даты,
мало читают и совершенно не знают мировоззрения русских писателей – Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова и многих других, которое было православным.
Раскрыть мировоззрение русских писателей, показать детям взаимосвязь русской
литературы и Священного Писания, познакомить их с Библейскими сюжетами, которые лежат в основе многих произведений
русской литературы, – вот важнейшие задачи, которые стоят перед учителем литературы, потому как в Библии заключены общечеловеческие ценности. Это подтверждается
и словами А.С.Пушкина: «Есть книга, коей
каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено
ко всевозможным обстоятельствам жизни
и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не
знали бы все наизусть <…> книга сия называется Евангелием – и такова ее вечная
прелесть, что если мы, пресыщенные миром
или удрученные унынием, случайно откроем
ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом
в ее Божественное красноречие».
«Умнейшим и глубочайшим русским человеком своего времени» называл Пушкина Ф.М.Достоевский. Вообще все творчество
А.С.Пушкина пронизано духом святого Евангелия, одухотворено православной верой.
Перечитаем повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и убедимся, что это не
что иное, как переосмысление поэтом Евангельской притчи о «блудном сыне» (Лк. 15).
В основе стихотворения А.С.Пушкина
«Отцы пустынники и жены непорочны» лежит
молитва Ефрема Сирина, которую поэт очень
любил. В этом стихотворении поэт предстает не только как православный христианин,
но и как русский человек, любящий молитву, повторяемую в Церкви с многочисленными земными поклонами во время Великого
поста. Пушкиным прекрасно написаны женские образы Татьяны Лариной, Маши Троекуровой, которые привлекают нас, читателей,
своей чистой душой, глубокой нравственностью и человечностью. Как важно современным школьникам на уроках литературы при
изучении программных произведений «Евгений Онегин», «Дубровский» донести мысль
писателя о девичьей чести и целомудрии на
примере любимых Пушкиным женских образов! Современный мир, погрязший в соблазнах, где нарушение заповеди «не прелюбодействуй» является чуть ли не нормой поведения, предстает перед нашими детьми с
экранов телевизоров, с обложек глянцевых
журналов. Словно забыто предупреждение
Спасителя: «Горе миру от соблазнов». Поэтому так важно обращение к русской классике, из которой черпаем живительную силу
и нравственную чистоту.
Вспомним повесть «Дубровский». Перед
нами столь любимый Пушкиным женский образ – чистая, кроткая душа, слабая в своей
беззащитности и сильная своей добродетелью. Легко нанести ей обиду, причинить зло,
но невозможно заставить оплатить свое счастье чужим несчастьем. Любые муки снесет
она, кроме мук совести. «Ради Бога, – заклинает Маша Дубровского от преступления
над князем, – не трогайте его, не смейте
его тронуть… Я не хочу быть виною какогонибудь ужаса». Когда на пороге из церкви
Дубровский предлагает ей свободу, она ее отвергает: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского». Отчаяние Дубровского подсказывает выход: «Нет, вы не жена его, вы
были приневолены, вы никогда не могли согласиться…» Но не только отказ от сделок с
совестью звучит в ответе Маши: «Я согласилась, я дала клятву, – возразила она с твердостью, – князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним…» Кроме нравственного закона православной душе
ведом и другой Закон: «невозвратимые слова» священника невозможно ни обойти, ни
отменить. И ее невольная неправда («Я согласилась, я дала клятву», хотя священник
закончил обряд, «не дождавшись ее ответа»
на свои «обычные вопросы») не является
ложью, потому что в заключительных словах
венчания: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их», – уже звучит все: и согласие, и клятва, и отказ от собственной воли.
Вот здесь и видим добродетель смирения.
Конечно, с точки зрения современного невоцерковленного читателя поведение
Маши может показаться непонятным. Вот
перед тобой – герой твоего романа Дубровский, молодой, красивый, любимый, желанный. А тут – отказ от собственной воли, от
собственного счастья, отказ от своей мечты.
Здесь очень важно понять, что такое смирение, послушание, т.е. христианские добродетели, которыми руководствуется Маша в своем поведении. Еще Ф.М.Достоевский писал
о том, что «надо учить молодежь, что непонимание Пушкина есть величайшая неблагодарность, что, не понимая Пушкина, нельзя назваться русским человеком».
Если обратиться к творчеству М.Ю.Лермонтова,
к такому его произведению, как
«Песня про купца Калашникова», то в нем
мы увидим изображение семьи, нерасторжимой в христианском смысле. Нравственный
кодекс жизни русского человека в основе
имел православную веру. Обращение к Библии при изучении такого христианского произведения поможет понять, как автор раскрывает тему семейной чести, ответственности друг перед другом и перед Богом.
Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, не имеет права поступать безнравственно. Библия отрицательно оценивает прелюбодеяние: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 27-28).
Любовь, наваждение царского опричника заставляет его лгать, скрывая от царя правду:
Обманул тебя твой лукавый раб:
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви Божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом,
По закону нашему христианскому.
Отношения супругов построены на полном доверии. Алена Дмитриевна без утайки
рассказывает своему мужу, что с ней произошло, и Степан Парамонович защищает
честь своей жены, своей семьи. Взаимоотношениям в семье необходимо учить с самого раннего детства, ведь значение духовной традиции семьи очень велико. «Семья
призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую
духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию… где взаимная любовь
превращает долг в радость и держит всегда
открытыми священные врата совести», – указывал великий русский философ И.А.Ильин.
А педагог протоиерей Василий Зеньковский
пишет, что «сама семейная жизнь есть как
бы святыня. Через семью великая сила Божия светит миру всегда и везде».
Теме семьи посвящены многие страницы
русской классики: семья Болконских и Ростовых, семья Кабановых, семья братьев Карамазовых, где свой уклад, быт и нравы, традиции… В своих 10-х классах я провожу уроки на тему «Семья в романе Л.Н.Толстого
«Война и мир». Подробно разбираем с учащимися, как отражается «мысль семейная»
в романе. Ребята знакомятся с такими нравственными категориями, как чистота помыслов, искренность чувств, душевная доброта,
сердечность взаимоотношений между членами семьи, глубокий патриотизм. В результате анализа и глубоких размышлений о семьях Ростовых и Болконских приходим к выводу, что Толстой стоит у истоков народной
философии и придерживается народной точки зрения на семью с ее патриархальным
укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем
семьи мать, а высшей добродетелью женщины – материнство. Так разговор на уроке переходит к теме положения современной женщины в семье, ее отношения к работе, карьере, материнству. Школьники констатируют печальный факт, что в наше время женщина предпочтение отдает карьерному росту, а не материнству, соглашаются с
тем, что нужно вернуть женщину в семью,
чтобы она занималась домом, воспитанием
своих детей. Анализируя образ Марьи Болконской, отмечаем, что ее воспитанием и
обучением занимался старый князь сам, не
доверяя и не перепоручая этого никому: «А
чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». Источником всех людских пороков он считает праздность, которая,
увы, в наше время расцвела пышным цветом, и современные школьники имеют чаще
установку на отдых и развлечения, нежели
на труд. Княжна Марья воплотит отцовский
идеал семьи: она станет по-отцовски требовательна к своим детям, наблюдая их поведение, поощряя за добрые поступки и наказывая за злые. Отмечаем с ребятами, что
Толстой доказывает свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет
его и в детях. Василь Курагин – отец троих
детей, но все его мечты сводятся к одному:
пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Оттого его дети несут печать сознания своего превосходства, они умеют только брать:
«Я не дура, чтобы рожать детей», – говорит красавица Элен, – «Надо брать девушку, пока она еще цветок в бутоне», – говорит Анатоль. Так, постепенно анализируя
эпизод за эпизодом, раскрывающие мир семейных взаимоотношений, приходим к выводам, что семейный мир для любимых героев Толстого – это мир детства, для людей
несемейных дети – это обуза, тяжесть. Детскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохраняет человек, – это,
по убеждению Толстого, и есть сердцевина
нравственности, суть прекрасного в человеке. Спрашиваю детей: «Всегда ли мы в нашей жизни замечаем эту детскую открытость
души, простоту, естественность, сердечность
во взаимоотношениях людей друг с другом?»
Так разговор о семье на примере литературных героев переходит в разговор о жизни современной семьи.
Библейские сюжеты широко использовал
Н.В.Гоголь. Он ежедневно читал Евангелие,
посещал Оптину пустынь. Один из любимых
образов в творчестве Гоголя – это образ лестницы (в церковнославянском – лествицы), соединяющий землю с небом. Он встречается
уже в одном из самых ранних его произведений – в повести «Майская ночь, или Утопленница». «Ни один дуб у нас не достанет
до неба, – сожалеет красавица Ганна. – А говорят, однако ж, есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит временами в самом небе, и Бог сходит по нем
на землю ночью перед Светлым праздником».
«Нет, Галю, – отвечает ей козак Левко, – у
Бога есть длинная лестница от неба до самой
земли. Ее становят перед Светлым Воскресением святые архангелы; и как только Бог
ступит на первую ступень, все нечистые духи
полетят стремглав от земли и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов праздник
ни одного злого духа не бывает на земле».
В православной святоотеческой литературе «лествица» – один из основных образов духовного возрастания. Сохранились свидетельства, что Гоголь внимательно изучал
«Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, и делал из
нее подробные выписки. В данной повести у
Гоголя герои Левко и Ганна впитали в себя
прекрасную христианскую мораль, они говорят о Боге, о прекрасной украинской ночи.
Здесь народные предания сливаются с Библейскими текстами.
Ф.М.Достоевский постоянно обращался к
Библии, один из ее сюжетов – история воскрешения Иисусом Христом Лазаря – дан в
программном произведении «Преступление
и наказание». Важно познакомить учеников
с отрывком из Евангелия (Ин. 11), чтобы
ребятам было видно использование писателем Библейского сюжета, ведь без понимания этого Евангельского события непонятны
мотивы покаяния Раскольникова.
В старших классах изучается произведение И.С.Шмелева «Лето Господне», о котором русский философ И.А.Ильин сказал: «Великий мастер слова и образа, Шмелев создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта
в словах точных, насыщенных и изобразительных… Россия и православный строй ее
души показаны здесь силою ясновидящей
любви. Эта сила… возрастает еще оттого,
что все берется и дается из детской души,
вседоверчиво разверстой, трепетно отзывчивой и радостно наслаждающейся». Но, к
сожалению, школьная программа отводит на
его изучение всего лишь два часа. А жаль!
Ведь в этой книге представлена жизнь русской семьи и ее представления о православных традициях, в которых И.С.Шмелев
изображает широту души русского человека. Помню, когда мои ученики 11-х классов
на уроках литературы познакомились с книгой И.С.Шмелева, они были так поражены,
изумлены
от всего, что узнали о жизни православной русской семьи. А позже написали отзывы о данном произведении. Вот некоторые из них:
Настя Ц.: «Мне кажется, И.С.Шмелев хотел донести до читателей все духовные переживания православного христианина, просветление детской души. Автор хотел привлечь внимание читателя к православной
культуре, какой она была раньше: чистая,
светлая и соблюдалась почти всей Россией. Я бы хотела, чтобы в наше время так
же соблюдались все традиции Православной
Церкви, и чтобы не часть, а вся Россия соблюдала свои традиции. В наше время многие люди не верят в Бога, потому что они
ничего не знают о вере. А книга И.Шмелева
помогает понять православные традиции, духовность. Мне очень понравилась эта книга!»
Шамиль М.: «Книга И.Шмелева «Лето Господне» является глубоким кладезем знаний для современного человека, живущего
в мире безнравственности и бездуховности.
Благодаря этой повести, современный читатель может прикоснуться к русской культуре
и быту православной семьи, углубить свои
знания, брать из нее примеры поведения.
Эта книга учит любить и беречь тех, кто нас
окружает, учит глубокой вере и уважению к
своим традициям. Именно этого не хватает
человеку, живущему в нынешнем мире. Я
считаю, что таких глубоких и духовных книг
должно быть больше, чтобы они учили людей
вере, духовности и почитанию своей православной культуры, уважению своих корней».
Миша Т.: «В книге «Лето Господне» я
увидел оригинальность творческого замысла
автора: он показал церковный календарь глазами ребенка. Творчество И.С.Шмелева нашло своего преданного читателя в России».
Анна Р.: «Начну с того, что мне очень
понравилось и меня поразило произведение
«Лето Господне». Сколько новых открытий я
для себя сделала!»
Женя Х.: «Прочитав книгу И.Шмелева
«Лето Господне», по сути, мы приобщаемся
к тайнам непорочной детской души. Каждый
человек помнит свое детство и светлым, и
чем-то омраченным. С какой радостью Ваня
ожидает светлые праздники Рождества, Крещения! И мне понятно состояние души маленького героя Вани, когда в такой сказочный день происходят отнюдь не сказочные
события. Чтение этих страниц произведения
мне особенно запомнилось. То, что церковный календарь весь состоит из религиозных
праздников, дат и связанных с ними обрядов, знает каждый. Но есть люди, которым
это незнакомо. Им бы я посоветовала прочитать книгу И.С.Шмелева, которая очищает
душу. И я, вместе с автором такой замечательной книги, всегда верила и буду верить,
что душа у Родины – светлая!»
Так, начиная работу с детьми уже со
школьного возраста, знакомя детей с Библейскими сюжетами, мы сможем серьезно
разобраться в мировоззрении русских писателей, которое было православным. Дети
будут подготовлены к восприятию философской лирики Ф.И.Тютчева, романа Бориса
Пастернака «Доктор Живаго», главное содержание которого составляет «тема бессмертия жизни, идущей путем страданий»,
ведь «верность Христу», Евангелию пронизывает роман с первой до последней страницы. Так мы постараемся разобраться в психологии лесковских праведников с русским
национальным характером, которые несут в
себе и осознание греха, и стремление к покаянию, и жажду делать добро, и взлеты к
идеалу святости и безграничной жертвенности «за други своя», и страх Божий, и смирение, и идущее от сердца горячее влечение к добру и справедливости; подготовимся к встрече с Анной Ахматовой, воспринимавшей творчество как дар свыше: «Мне
голос был…» – так говорит поэтесса, так
говорили и великие пророки. Все это в конечном итоге способствует вдумчивому чтению и формирует любовь к русской классической литературе.
Иерей Петр ОВСЯННИКОВ,
преподаватель,
Тобольская духовная семинария
|