В самом начале 1850-х гг., состоя инспектором Тобольской гимназии, Петр Павлович Ершов пишет цикл рассказов под названием
«Осенние вечера». Семь рассказов, вошедших в цикл, сошли с пера писателя очень быстро: на первые пять из них Ершову потребовалось
всего десять дней. Автор не ждал от своего нового сочинения большого успеха, он писал с целью, по собственным словам его: «испытать
– не разучился ли я писать» (письмо П.А.Плетневу от 20 апреля 1851 г.). Отзывы близких писателю людей, чье мнение было для него
дорого (П.П.Плетнев, А.К.Ярославцов), были одобрительны.
Цикл рассказов «Осенние вечера» в не меньшей степени, чем лирические произведения Ершова, раскрывает перед нами православное
мироощущение писателя. Особенного внимания заслуживает здесь один из рассказов – «Чудный храм». Автор избирает для него жанр
пасхального рассказа.
Форму пасхального рассказа мы встречаем
и у других русских писателей: Ф.М.Достоевского,
А.С.Хомякова, Н.С.Лескова, А.П.Чехова. Вполне осознанно Н.В.Гоголь писал: «В русском
человеке есть особенное участие к празднику
Светлого Воскресенья. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле.
Видя, как повсюду в других странах день этот
почти не отличен от других дней, – те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то
же будничное выраженье на лицах, – он чувствует грусть и обращается невольно к России. Ему кажется, что там как-то лучше празднуется этот день, и сам человек радостней и
лучше, нежели в другие дни, и самая жизнь
какая-то другая, а не вседневная. < > … он
готов почти воскликнуть: «Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!» («Выбранные места из
переписки с друзьями»).
Сюжет рассказа П.П.Ершова «Чудный
храм» построен вокруг одного случая, произошедшего с двумя родными братьями-охотниками в лесу в ночь Воскресения Христова. Заблудившись в снегопад в поисках
медведя и по этой причине не успев, как
предполагалось, вернуться домой к ночному
пасхальному богослужению, братья располагаются на ночлег в пустом шалаше в лесной
глуши. Неожиданный звук близкого колокола
приводит их к одинокой церкви на небольшой поляне, где братья становятся зрителями и участниками пасхальной службы. С наступлением рассвета герои находят дорогу
домой по указанию одного из ночных богомольцев. Спустя время, поиск храма, предпринятый в один из теплых весенних дней
в кругу близких друзей, не дает никакого
результата, обращая случай, приключившийся с братьями, в разряд чудесных событий.
Этот пасхальный рассказ, прозвучавший в соответствии с сюжетом цикла Ершова «Осенние вечера» из уст одного из
рассказчиков-собеседников «Вечеров» – Лесняка, определяется автором как сибирское
народное предание, а в содержательном отношении – как «эпизод христианской эпопеи».
Что обращает на себя внимание в рассказе?
Первое – некая легкость, простота, прозрачность повествования. Какая-то красота
в простоте. Послевкусие мирного духа, возвышенного покоя от чтения.
Отражая христианское мировосприятие
писателя, звучащее в повествовании рассказчика Лесняка и его героев, особенно
старшего из братьев, Федора, рассказ несет
в себе читателю нашего времени сильное,
в православно-церковном духе, культурновоспитательное начало. Отметим эти стороны рассказа, составляющие значительное
место в его сюжетной линии.
1) Страстная седмица как особенное
время. «Наступила Страстная седмица. Христиане всякого пола и возраста спешили в
храмы очистить души свои покаянием и Причащением, чтобы в белых одеждах чистоты
и невинности встретить величайший праздник христианского мира. Вот уже приступили они к жертвеннику примирения и из рук
пастырей приняли страшные Тайны Христовы. В соборе совершился трогательный обряд
умовения, и наступил Великий Пяток – день
скорби и траура для душ христиан. Казалось
бы, в эти торжественные дни ни одно из земных помышлений не должно было омрачать
мыслей православных, – но не так было на
самом деле. Большая часть людей, хотя более в простоте незнания, думали, что, очистив внутреннее, они должны были очистить
и внешнее, чтобы достойнее встретить светлый праздник. В домах хлопотали об уборке; рынки были наполнены припасами; ремесленники, заваленные работой, не могли и подумать – хоть раз побывать в церкви. Правда, в часы богослужения и без них
храмы были полны народа; но зато остальное время все посвящалось суете мира».
Тем более неуместным в эти дни видится родственникам братьев и им самим их
предприятие: отправиться, для развлечения,
в лес с охотой на зверя. Братьями движет
страсть, превозмогая разум и совесть.
2) Ночь на Воскресенье – исключительные для христианского сердца часы. «…Он
[старший брат] сел подле огня и дал волю
своим мыслям. Главная дума его была о
наступающем празднике и об их положении. Верно, думал он, Господь прогневался
на них за то, что они в такие великие дни
допустили овладеть собою житейским мыслям, и в наказание лишил их христианской
радости – встретить Воскресение Спасителя
в храме Божием (выделено нами. – П.О.).
Ему сделалось грустно. Он мысленно просил у Бога прощения в своем грехе и дал
обет – целую неделю Пасхи ходить ко всем
службам (выделено нами. – П.О.). Успокоенный обетом, Федор стал мысленно припоминать знакомые ему молитвы и в этой внутренней беседе с Богом, казалось, забыл и
брата, и свое незавидное положение».
«Так проходили для братьев последние часы той Великой Субботы, в которую Богочеловек снова почил от великих
дел Своих. Не знаю, найдется ли хоть один
сколько-нибудь питающий религиозное чувство, кто бы в это навечерие великого дня
по крайней мере одну минуту не посвятил
духовному размышлению. Великость события, в котором небо, земля и ад были сценою, в котором любовь Божества превозмогла над неумолимым правосудием и смерть
Бессмертного отворила заключенные врата
вечной жизни, это событие, подавляя плоть
и ум, окриляет душу и все сердце обращает
в одно чувство, полное неизъяснимого блаженства. Никогда мысль о бессмертии не
представляется так ясно пред очами веры,
как в эти минуты совершившегося Искупления. Кажется, что во мраке Голгофы с самой минуты: совершилося! – заблистал уже
неугасимый свет новой жизни. И когда апостолы еще оплакивали смерть своего Учителя, на небе и в сени смертной раздавался
уже победный клик Воскресения!»
Все в Федоре в эти последние перед полуночью минуты обращено в ожидание: «Скоро, – думал он, – раздастся звон колоколов
и обрадует православных. Мы одни, по собственной вине своей, будем лишены этой радости. Но творись воля Божия! Для христианина везде храм и Божество. Мы огласим
этот пустынный лес гимном Воскресения, и
бездушные деревья отзовутся на наш христианский привет!» Природа – и та соучастница людской радости Воскресения.
Благовест – «ровный, звучный, торжественный» – неожиданно возвестил братьям
о наступлении торжественной минуты Пасхи. Ответ братьев – слезы радости: «Христос
воскресе! – Воистину воскресе!»
3) С ударом колокола начинается чудо.
Братья идут на звук благовеста. «Сердца их
были так полны, что вместо всякого разговора они говорили только по временам: Христос воскресе!» Сам звук доносящегося колокола – «казалось, что это был голос неба,
а не земли».
Описывается пасхальная служба в «чудном храме» – одинокой церкви на небольшой поляне: торжество пасхального крестного хода, блеск множества свечей, величественность и ангельский вид священнослужителей, яркий поток света в самом храме, сияние алтаря, общее пение всех молящихся, благоговейное спокойствие церковной службы, общая мысль всех присутствующих об одном – о Воскресении Спасителя.
Даже по окончании заутрени, среди взаимных пасхальных приветствий и поздравлений, «сколько братья ни вслушивались, они
не слыхали ни одного слова, которое напомнило бы мир с его суетою. Не было даже
произнесено никакого имени, кроме одного
великого: Христос».
Нельзя не заметить, что Ершову удалось
очень ярко и проникновенно передать атмосферу пасхальной ночной службы, с ее неповторимым торжеством, с ее силой религиозного чувства, оставляющего неизгладимый отпечаток в душе верующего человека.
«В это чудное мгновенье
Я земное все забыл,
И в восторженном виденье
Я у Бога в небе был»,
– писал Ершов о молитве за церковным
богослужением в одном из своих стихотворений («Моя поездка»).
Чудо пасхальной ночи заканчивается картиной, которую видят на рассвете братья,
в последний раз оглянувшиеся на храм при
входе с поляны в лес: вместо нового красивого храма их взору вдруг предстает ветхая,
«полуразвалившаяся церковь, почерневшая
от времени, с разбитыми окнами».
4) Центр праздника – храм, богослужение. Братья отправляются на охоту, неуместную по святости наступивших дней, но
при этом все-таки с непременным намерением – «воротиться к празднику» – к ночной пасхальной службе. Вернувшись воскресным утром домой, братья, оставив ответы
на любопытные расспросы домашних на потом, вновь идут прежде всего в храм – на
обедню (литургию).
5) Бытовое христианство. В общении
братьев друг с другом нередки слова: «Вот
привел Бог…», «меня оставь на волю Божию», «даст Бог…», «Бог милостив еще к
нам». Это не есть упоминание имени Божьего всуе (напрасно). Это слова веры и памяти
о присутствии Божьем в нашей жизни. Набожность братьев, особенно старшего, Федора, сразу обращает на себя внимание.
6) Осмысление случившегося героями.
На протяжении рассказа ясно прослеживается развитие темы греха и покаяния, человеческой немощи и Божией милости: греховного
с точки зрения христианской совести поступка, наказания за него – даже более вразумления, не повлекшего за собой горя или трагедии, покаяния и – незаслуженного с точки
зрения обычной логики чуда милости Божией.
В осмыслении нуждается и само произошедшее чудо. О месте чуда в нашей жизни
писатель рассуждает устами одного из слушателей рассказа Лесняка: «Кроме общего,
так сказать, ощутимого порядка в явлениях
мира есть еще другой порядок мира высшего, к которому мы принадлежим бессмертной душой. И здесь-то разгадка всего, что
носит название тайны или чудес на нашем
языке. Но пока смерть или особый случай
не раздернет средостения между нами и миром чудес, до тех пор будем довольствоваться одною мыслию явления, которая всегда
светится в этом облаке над святилищем и
которой достаточно для того, чтоб согреть
душу и раздвинуть пределы знания».
7) Наконец, внимания заслуживает и
попутное обращение писателя к природе.
Любя природу, Ершов считал счастливым
человека, способного созерцать ее красоты
по-христиански:
«Счастлив тот, кто чистым оком
Видит мир, кому дана
Тайна – в помысле глубоком
Разобрать те письмена.
Не с боязнью суевера,
Не с пытливостью ума,
Но с смиреньем чистой веры
Он уловит смысл письма» («Моя поездка»).
Действие рассказа происходит на временной границе зимы и весны. Автор размышляет о зиме как образе смерти, а весне – воскресения: «…зима не смерть природы, а только время ее успокоения. Снаружи бездейственная, безмолвная, зимняя
природа сосредоточивает свою работу внутри, и кажется, думает о том, каким образом с первым лучом весеннего солнца развернуть свою мысль в красоте видимого образа. Зима – это углубление природы в самое себя, зерно будущего ее развития…».
Нет ли здесь у Ершова параллели с известным образом, употребляемым апостолом
Павлом? О будущем воскресении мертвых
во Второе Христово Пришествие апостол писал: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется
в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление,
и смертному сему облечься в бессмертие.
Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое
жало? ад! где твоя победа?.. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15,
42-44, 53-55, 57). Наше предположение тем
более возможно, что отрывок из приведенного апостольского текста цитирует святитель Иоанн Златоуст в своем знаменитом
слове, читаемом с амвона каждую Пасху на
ночном богослужении.
И еще маленькая, но не без смысла, деталь. В рассказе Ершова о Воскресении нет
места смерти: послужив поводом к приключению, медведь остается живым. Повествование светло, мирно, оно движется к радости. И эту радость, когда она наступит, уже
ничто не должно омрачить.
Если обратить внимание на небольшой объем и легкость восприятия рассказа П.П.Ершова, составляющие его внешние
особенности, то видится вполне возможным
рекомендовать его для чтения в среднем
школьном возрасте. В связи с введением в
школьную программу для учащихся четвертых классов модуля «Основы религиозных
культур и светской этики» (ОРКСЭ), предполагающего преподавание для ученика, по
выбору родителей, одного из шести курсов
(довлеющим из которых – с подачи, навязываемой школой и принимаемой религиозноравнодушными родителями, – оказался в Тюменской области, к сожалению, курс светской этики, а не основ православной культуры, что было бы гораздо естественнее при
78 % населения, относящих себя, согласно
социологическим опросам, к православной
культуре), заметим следующее.
Нам кажется, что рассказ Ершова замечательно подходит как возможная художественная иллюстрация к теме Пасхи Христовой на
уроках по «Основам православной культуры»
в школе. Здесь целый ряд тем для разговора: мир видимый и невидимый; смерть и бессмертие; Воскресение и вечность; согрешение,
наказание, покаяние, чудо; человек и природа; храм и христианин; христианин и Христова Пасха. Разве может сравниться с этими
темами и вскрываемой ими глубиной то, что
способна дать школьнику «Светская этика»,
курс которой больше чем наполовину состоит
из правил этикета – правил внешнего поведения и исторических экскурсов, связанных с
этим? Кроме того чтобы пройтись по «вершкам», ей не дано больше. Нет глубины… и нет
смысла. Светская этика, призывающая к тому,
чтобы быть добрыми, не способна дать ответ
на вопрос: ради чего человек должен творить
добро, в чем его вечный смысл? А без этого «корешка» призыв к добру может оказаться неуслышанным, невоспринятым: без корня
дерево не вырастет и не даст плода.
Именно об этом рассуждает П.П.Ершов в
другом отрывке из цикла «Осенних вечеров»
устами своих героев: «Религиозный элемент
для меня всякую картину облекает особенным светом… Человек без религии – не человек, а жалкая игрушка воли и обстоятельств.
Вера в Бога и Искупителя есть та печать, которая дает ценность всем нашим действиям,
как бы они маловажны или велики ни были.
Что бы ни говорили о прогрессе, об усовершенствовании человеческого рода, без печати религии – это все фальшивые штемпеля.
Они касаются настоящего, одной минуты нашего существования, а целая вечность будущего для них как бы не существует».
Иерей Петр ОВСЯННИКОВ,
преподаватель,
Тобольская духовная семинария
|