Молитва для православного христианина
есть выражение его веры и любви к Спасителю мира, Господу Иисусу Христу.
Человеку свойственно иметь общение с
людьми – родными, друзьями, а также со всеми ближними, его окружающими. Общение может иметь разные стороны, разные интересы,
но оно невозможно без доверия, без интереса, без необходимости. Общение людей предполагает их благорасположенность и взаимный
интерес, основанный на вежливости и понятности языка. Если люди могут и не понимать
друг друга, и находиться во взаимной неприязни и даже вражде, то этого нельзя относить
к Богу, так как Он является Творцом всех людей и по существу Своему есть Любовь и желает всем людям спасения, что засвидетельствовано в Священном Писании. «…Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него,
не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Любовь имеет своим свойством не замыкаться в себе, а распространяться на все
окружающее ее. Поэтому мы смело действуем по слову Божию, как заповедует нам Спаситель мира: «…должно всегда молиться и
не унывать» (Лк. 18, 1), «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух
бодр, плоть же немощна» (Мф. 26, 41), – и
апостол Павел говорит нам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 16-18). Поэтому в молитвенную практику христианина традиционно
входят утреннее и вечернее правило, определенные акафисты и каноны и чтение Священного Писания, особенно Нового Завета.
Важное значение для православного христианина во всей его жизни имеет молитва
Иисусова. По своей краткости и простоте она
может совершаться христианином на всяком
месте и во всякое время: «Господи Иисусе
Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». В этой молитве заключено все Евангельское благовестие: предвечная любовь Бога
Отца, крестный подвиг Сына Божия, освящающее действие Духа Святаго. Как пишет апостол Павел: «…хочу лучше пять слов сказать
умом моим… нежели тьму слов языком» (ср.:
1 Кор. 14, 19). И святитель Игнатий Брянчанинов поучает нас о том, что молитва должна совершаться со вниманием и благоговением с целью покаяния: «Призывая имя Господа нашего Иисуса Христа в молитве, не забудем же, что оно Божественно; сила и действие
этого имени – Божественны; они – всемогущи
и спасительны. Слова молитвы должно произносить очень неспешно, даже протяжно, чтобы
ум имел возможность заключаться в слова».
Господь дает чистую молитву тому, кто
старается безленостно. Необходимы и время,
и постепенность, чтобы созреть для молитвы
во всех отношениях. Также, помимо своих
сугубых усилий, надлежит руководствоваться
советами духовного наставника, в роли которого может выступить священник. Прежде, в
обращении к Господу, стоит попросить у Господа такого наставника.
Ссылаясь на слова «великого наставника
духовному подвигу» священноинока Дорофея,
святитель Игнатий советует: «Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при
усиленном нашествии помыслов и мечтаний
плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отнимутся мир и тишина у сердца, когда ум поколеблется, ослабеет, как бы ниспровергнется и свяжется множеством непотребных помыслов и мечтаний: воздушные князи злобы,
присутствие которых не обличается телесными очами, но познается душою по производимому ими действию на нее, услышав грозное для них имя Господа Иисуса, придут в
недоумение и замешательство, устрашатся,
не замедлят отступить от души».
Такова сила имени Божьего, с верой
призываемого в покаянной молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй
меня». Научившийся краткой молитве имеет готовое молитвословие на всяком месте
и во всякое время.
Также к Иисусовой молитве изредка
по ощущению сердца стоит присовокупить:
«Боже, милостив буди мне, грешному». Это
так называемая молитва мытаря (сборщика податей в древности), который покаялся
в своих грехах и получил прощение. Вот как
это описано в Евангелии: «Сказал [Иисус
Христос] также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей став молился
сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я
не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть
из своего, что приобретаю. Мытарь же, стоя
вдали, не смел даже поднять глаз на небо;
но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь
милостив ко мне грешнику! Сказываю вам,
что сей [мытарь] пошел оправданным в дом
свой более, нежели тот [фарисей]: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а
унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 9-14).
Игнатий Брянчанинов приводит пример такого опыта борьбы преподобных отцов в своих
творениях: «Однажды, в то время, как я постился [рассказывал один из пустынножителей],
дьявол пришел ко мне, приняв на себя образ
монаха; он как бы держал в руках хлебы и
сделал мне следующее предложение: «Прекрати великое пощение твое и вкуси пищи, потому что ты человек и подвергаешься опасности впасть в болезнь». Поняв лукавство его,
я встал на молитву; не вынесши этого, он исчез и в подобии дыма проник сквозь дверь…
Многократно они [дьявол и его прислужники]
жестоко били меня и покрывали ранами; но я
восклицал: «Ничто не отлучит меня от любви
Христовой» [ср. Рим. 8, 35-39]. Тогда они кидались друг на друга и поражали друг друга».
Такой успех этого отца произошел потому, что возлюбил он Бога и заповеди Его.
Всей своей жизнью старался показать свою
любовь. Но это далеко не единственный пример праведной жизни. В миру люди вполне
способны блюсти себя в праведности и любви к Богу, которая выражается через любовь
к ближним, горячую и внимательную молитву, искреннее покаяние, чистоту ума и духа.
Архимандрит Зосима (Горшунов),
г.Тобольск
|