В наши дни, когда церковная жизнь возрождается, многие люди, даже постоянно посещающие богослужения, часто не имеют ясного
понятия о том, что происходит в церкви, каков смысл тех или иных таинств и служб. Между тем понимание этого совершенно необходимо
для нашей духовной жизни. Богослужение – это тоже богословие, потому что оно основано на духовном опыте, а духовный опыт дается
более всего в молитве. Публикуемые отрывки из размышлений замечательного духовного писателя XX столетия митрополита Вениамина
(Федченкова) (1880-1961) о празднике Успения Пресвятой Богородицы (28 августа по новому стилю) помогут современному христианину
глубже и сознательнее участвовать в церковном богослужебном чествовании таинственных торжеств этого великого двунадесятого праздника,
заканчивающего собой череду больших праздников уходящего церковного года.
История праздника
Праздник Успения установлен с древних
времен. О самом вознесении с телом Богоматери, кроме святого Дионисия [Ареопагита], упоминает еще святой Мелитон, епископ
Сардийский (II в.). А о празднике Успения
говорят уже блаженные Августин и Иероним (IV в.). Блаженный Иероним свидетельствует, что на гробе [погребальной пещере]
Богоматери выстроен был храм в честь Ее
уже в IV веке, по преданию, святой царицею Еленою [равноапостольной, матерью императора Константина Великого]. Сам Иероним говорит, что этот день несравним с памятью других святых, ибо «Спаситель всех
Сам во всей Своей славе с радостью встретил и вселил Матерь Свою с Собою».
В V веке патриарх Иерусалимский Иувеналий
ссылается на факт вознесения Божией
Матери, как на «древнее и истиннейшее
предание». Поводом к сему было следующее событие.
Император Маркиан (430-457) был женат
на благочестивой сестре бывшего до него
императора – Пульхерии. Она создала знаменитый храм в Царьграде, во Влахернах
[северо-западный пригород Константинополя
на южном берегу бухты Золотой Рог, одно
из мест особого почитания Пресвятой Богородицы], в честь Богородицы. И оба они хотели украсить его чем-либо особым. До них
дошли смутные слухи, будто в храме Гефсиманском лежит живоносное тело Богородицы. Цари передали патриарху свое желание видеть мощи сии в Царьграде.
Вот на это и отвечал святой Иувеналий.
Его рассказ, приводимый святым Иоанном
Дамаскиным, и лежит, в сущности, в основе
церковного учения о Богородичном Успении.
Там упоминается и об отсутствии Фомы при
погребении. От себя святой Иоанн Дамаскин добавляет, что во Влахерны был тогда
перенесен ковчег с пеленами Богородицы.
В VII веке говорились проповеди на Ее
праздник.
А в VIII веке святой Косма Маюмский и
святой Иоанн Дамаскин написали Ей каноны.
Изображение Успения в храме
Полезным считаю описать икону или,
лучше сказать, изображение Успения Божией Матери <…>. Иконопись дополняет иногда и богослужение: она – живое предание.
Вверху полукружие изображает Небо.
Два ангела «отворяют врата» туда; так поет
и Церковь: «Ангелы, возьмите (откройте) врата небесныя». Там, за раскрытыми вратами,
виднеются сонмы ангелов.
По небу отовсюду несутся на облаках
святые апостолы по одному.
Вдали город Сион, или Иерусалим. В
окнах дома видны печально склоненные
фигуры: плачут об умирающей Богородице.
На левой стороне изображения группы
мирян: мужчины, женщины, молодые, старцы… Стоят обособленно, не смея приступить к одру Пречистой. Они дивятся смерти
Ее, то есть тому, как Она может умереть,
Матерь Бога Сына?
Когда я все это рассматривал, вошел
профессор археолог и добавил мне еще многое, что пишут на иконах Успения. Именно:
– Явление Божией Матери архангела Гавриила с райской ветвью, извещающего Ее о
«премирном Ее отшествии».
– Следующая часть: Богородица, получив
это желаемое откровение, молится.
– Далее: Она собирает знакомых вдов и
делит им Свои одежды.
– Апостолы явились к Ней раньше кончины. Она, собравшись с силами, садится
на одре, – а они стоят, – и ведет с ними
последнюю беседу и дает завещание похоронить Ее в Гефсимании, где Сын Ее страдал до кровавого пота.
– В это время является Сам Христос; и
Она, уже снова лежа на одре, просит Его,
как Сына и Бога, принять дух Ее. И безболезненно кончается.
– Господь держит в руках Своих спеленутую душу Ее: знак рождения в новую
жизнь. Ангелы держат пелену большого размера, чтобы на ней, как на престоле, вознести Ее в Царство Божие, в рай.
– Потом, при возношении Ее на Небо,
является апостол Фома, опоздавший на погребение; и Она снимает с Себя пояс во
уверение его и вручает его Фоме.
– Апостолы потом несут Ее в Гефсиманию.
Кругом – ангелы в виде воинов: строгие, как
строгими бывают ответственные конвойцы; в
руках их – высокие копья с наконечниками:
точно они никого не подпускают ко гробу Ее.
– А далее – дерзнувший коснуться одра
евреин Афоний; ангел отсек ему руки и вкладывает меч в ножны.
– Направо, у конца изображения, группа
апостолов, уже без гроба Богоматери; и впереди них – апостол Фома показывает пояс другим.
– Они, – теперь все двенадцать, – удивленные, стремятся к могиле, но гроб уже
пуст. На земле уже нет Ее!
На иконе Успения святого митрополита
Петра [Московского (+ 1326), по совету которого построен Успенский собор Московского
Кремля] апостолов, каждого по одному, поддерживают по ангелу: кого за руку, кого под
спину, – им все это совершенно легко! И они
указывают на гроб Богородицы.
В середине, выше даже Господа, только
что взявшего в руки Свои душу, Ее несут ангелы сидящей на престоле, который они поддерживают той большой пеленой.
А их ожидают ангелы с отворяемыми
вратами в рай.
Как все это умилительно и поучительно!
Какая благодать праздника?
Успение Божией Матери иногда называется «второй Пасхой». Эту мысль мне пришлось впервые вычитать из Афонского листка на Успение.
И действительно, здесь много общего:
само Воскресение Господа и воскрешение
Божией Матери; и то, и другое совершилось
на третий день по кончине; и тогда, и при
Успении не было апостола Фомы: при первом явлении Воскресшего и при кончине Богородицы; а потом он прибыл, и через него
открылось воскрешение Ее. И прочее.
Но конечно, – в смысле благодати праздника, – разница великая. Если там мы испытывали «веселую благодать», если первым словом Воскресшего Господа мироносицам было: «Радуйтеся!» и прочее, то другой
такой радости быть не может!
И у меня ее тоже не было сначала. Но
зато была иная благодать, и даже не одна, не
один дар Божией Матери. О них я и скажу.
Первая благодать была – мир на душе. И
этому даже соответствовала сама природа: чистое бирюзовое небо, ни одного облачка, яркое
солнце, легкий ветерок немного освежал… И
думалось о будущем рае, Царстве Небесном…
Но тотчас вставала другая память: о необходимости спасения. Вера, молитва, борьба за спасение души… Грехи, леность, недостоинство… Суд Божий… И этот дар благодати – преимуществовал пред первым… Да, так
было и в богослужении: мне слышалось слово «спасение». И думал я: может быть, Матерь Божия потому и не дает благодати радости, что мне, грешному, нужнее иное: спасение! Несомненно! Сначала это – важнее.
Так прошла всенощная и литургия в праздник. И я уже на этом успокоился: и это – великая милость от Богородичной славы!
Как вдруг, и совсем неожиданно, пришла третья благодать, но уже к вечеру.
Дело было так.
…Зазвонили к вечерне… Я пошел в церковь… В храме – тишина… Старый о. П. зажигает лампадку… Слепец А-й уже здесь: он
всегда приходит ранее всех… И более – ни
души… Народ после литургии свалил; и к вечерне уже никто из селений не пришел. Только
одна женщина, чем-то расстроенная, скорбная,
была в храме. Оказалось, она чем-то болеет и
просила возложить на нее священные «халины» (облачения)… Я наложил… С верою пришла и тотчас же ушла, не дожидаясь вечерни.
…Какой хороший символ нам: мы все
больны духовно и все нуждаемся в духовном лечении (спасении) одеждами помощи
Божией, «халинами» Богородицы… И от этого сознание своей греховности должно было,
казалось, углубляться еще больше… Братия
еще не собралась…
Я наложил на себя епитрахиль и начал
вечерню…
И вдруг ощущаю на душе, что в меня входит радость праздника.
Так хорошо! Так хорошо! И никто этого
не знает. А у меня радостно! И тотчас пришли мысли: «Вот когда пришла благодать третья…» Но уже к вечерне лишь… И не ждал
я ее – сама она пришла.
И пришла тогда, когда суета праздничная спала и водворилась тишина. Благодать
же Божия не любит «молвы»… И если мы
хотим благодати, то уже ни о чем человеческом помышлять не должны… И всю вечерню я был в тихой радости… Но она пришла как дополнительная к первой, и особенно – ко второй, главной: к мысли о спасении.
Отдание праздника
Уже не раз приходилось замечать, что нередко в отдание праздника благодать дается
больше, чем во все дни попразднства; а иногда – и больше даже, чем в самый праздник.
На Успение, в том же сербском монастыре
«Студениза», пережито мною было следующее.
Беспокоили грехи, хотя бы и тонкие: в
пожеланиях, в помыслах, в искушениях и
тому подобном.
Враг – это давным-давно подмечено многими – в большие праздники искушает нас
сильнее. Но и Господь дает большую благодать. А Пресвятая Богородица имеет особую
силу против бесов. И на этот раз враг не
смог добиться своей цели. С помощью Владычицы враг был обессилен.
Однако я глубже узрел свои недостатки. И на другой день отдания я исповедовался… Теплые слезы сокрушения омыли
душу… Сила возвратилась. Мир, как всегда, водворился в ней.
Так Таинством покаяния закончилось попразднство Успения: а это и есть путь спасения!
Борьба неизбежна: «борьба за благодать!»
Завершение праздников
Успение Божией Матери является завершением всего круга праздников, – всего
дела Христова.
Спаситель пришел спасти человека – и душою, и телом, всецело спасти. Это Он показал многим самим делом в Себе Самом на
Вознесение; а прежде того, еще на Преображение, показал лучшим трем апостолам, что
ждет человека, каким он может и должен быть.
И вот первою достигла этой славы Царства Пречистая Богоматерь! А Она вся – от
нашего естества. Следовательно, и всякий
иной может уподобиться Ей и Вознесшемуся Христу. Остается лишь трудиться над
этим. Для этого и начинается дальше обычный ТРУДНИЧЕСКИЙ год с 1 сентября, то
есть «новый год» по церковному счислению.
И весьма примечательно это совпадение
Успения Богоматери и конца года: завершение дела Христова совпало с завершением
времени… А с 1 сентября опять начинается новый круг жизни…
Также весьма замечательно, что Успение
празднуется после Преображения и в близком расстоянии от него: и там, и здесь – прославление; и там, и здесь – Царство Божие,
или Небесное; и там, и здесь – преображение, изменение не только в духе и душе, но
и в теле, и даже в одеждах. Там они просветились белее снега; здесь гроб Пречистой окажется на третий день пустым, не останется и
одежд Ее. Значит, и с ними случилось что-то
сверхъестественное,
подобно тому, как Господь
со временем претворит огнем этот мир в лучший, иной, «духовный», где не будет ни солнца, ни луны, ни времени, ни пищи. Это претворение во Христе началось уже с Преображения, а теперь продолжается вознесением
Богоматери, – то есть и Ее преображением.
Значит, Царство Божие открылось для
Нее уже в полноте.
Поэтому с этого именно момента наиболее
приличествует чтить и именовать Ее как «Царицу»… И в песнопениях мы уже видели это
не раз. Она уже «сцарствует» – со Христом.
А к сему призваны и все верующие.
Посему-то промыслительно Преображение
совершилось близко к Успению: два явления
одного порядка.
Поэтому-то и мы, когда услышим о смерти кого-либо, сразу отвечаем: «Царство ему
Небесное!», то есть желаем для него Царства
Божия. Но с Божиею Матерью это уже совершилось. Она уже вошла в Царство Божие!
Почему на Руси много храмов Успению?
Об этом думается так.
В Успении, как в ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ событии Домостроительства, собрано ВСЕ, вся
вера наша. Это сокращенный Символ веры,
от рождения Ее Самой до мысли о всеобщем
воскресении, от Творца мира до восстановления всей твари.
И вообще Русь почитала, СЛАВИЛА БОГОРОДИЦУ. Успение же – самый главный праздник Ее, слава Ее.
Праздник Успения нас поставляет под покров
и предстательство Богоматери, сверх единаго ходатая Бога и человеков Иисуса Христа
(1 Тим. 2, 5). Это очень отрадно!
Но в то же время мысль О СМЕРТИ
Ее заставляет и нас думать о своей смерти и усиленнее спасаться; тем более что
мы – грешны, а православное мировоззрение всегда покаянное.
Текст печатается по книге:
Митрополит Вениамин (Федченков).
Размышления о двунадесятых
праздниках. М., 2008
|