Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки игумении, братья и сестры! Высокие представители государственной власти!
Я всех вас хотел бы сердечно поздравить с великим праздником для всего нашего исторического Отечества, для всей
Руси – с днем памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.
Преподобный угодник Божий Сергий является действительно светильником в масштабе всей своей жизни и всей истории.
Как в пламени свечи концентрируется вся
ее энергия, так и в личности преподобного
Сергия сконцентрировались весь свет и вся
духовная сила Святой Руси.
Когда мы говорим «Святая Русь», что
мы имеем в виду? Некоторые считают, что
это лишь мифологема, некая идея, которая
была присуща нашему народу в средние века.
Другие пытаются найти воплощение Святой
Руси в том или ином историческом отрезке
времени и, указывая на тот или иной период,
говорят: вот это и была Святая Русь. Но ни
то, ни другое не верно. Святая Русь – это
не миф, и Святая Русь – это не историческая реальность. Святая Русь – это то, что
мы называем метареальностью, то, что за
границами человеческой реальности. Но если
мы употребляем слово «реальность», значит,
то, что находится за границей, имеет отношение к нашей повседневной жизни. И становится ясным, что Святая Русь – это неумирающий духовноравственный идеал нашего народа, и выражением этого идеала,
его доминантой является святость.
Удивительно, но что если задать простой вопрос: а где еще святость была основным, главным идеалом жизни людей? Ведь
речь идет не о монастырях, не о закрытых
группах людей, посвятивших себя служению Богу, – речь идет об огромном народе.
Обычно у народа другие идеалы, связанные
с земной жизнью, – идеалы богатства, власти, могущества. Но идеалом нашего народа была святость, это была общенациональная идея, и потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями – героями
духа, подвижниками, светильниками, теми,
на кого равнялись люди – и князья, и бояре, и правители, и военачальники, и простые крестьяне, и монахи, и миряне. А из
всех тех, кто воплотил в себя идеал Святой
Руси, на первом месте – святой преподобный Сергий, игумен Радонежский.
А почему на первом месте? Кто устанавливал такую последовательность: кто первый, кто
второй? Кто-то может спросить: а что бы мы
могли прочитать из того, что принадлежит перу
преподобного Сергия? Ответ такой: не сможете прочитать ничего, он не оставил после себя
ни строчки. Но, может быть, он сделал что-то
очень важное, что можно было бы увидеть, пощупать, к чему можно было бы притронуться?
Нет, он лишь построил обитель – скромную,
деревянную, в непроходимых чащах. Сейчас-то
летишь на вертолете из Москвы в Сергиев Посад – как много леса и как мало дорог! А что
же было в то время – сплошная чаща, непроходимый лес, и вот здесь был создан маленький монастырь. Не мог он быть выразителем
мощи всего народа и всей Церкви…
А вот преподобный Сергий, который явил
святость жизни в простоте и смирении, в
мудрости и мужестве, стал таким олицетворением Святой Руси. И не своими письменами
силен святой Сергий, а своими учениками.
Уже при его жизни, а затем и после кончины
создается множество монастырей, которые
начинают повторять духовный опыт Троице-Сергиевой Лавры. А сама Лавра начинает
расширяться, укрепляться, благоустраиваться
и становиться не только духовным центром,
но и местом сопротивления внешним врагам.
И мы знаем, что когда в XVII веке началось
Смутное время, и судьба страны висела на
волоске, крепостные стены Лавры не сдались
многократно превосходящему по численности врагу. Почему? Да потому что сила
духа сопротивлявшихся монахов и стрельцов
была столь велика, что невозможно было
ее сокрушить.
И вот здесь мы нащупываем какую-то
связь между духовным подвигом человека,
между святостью и реальностями нашей
жизни, нашего исторического бытия. Эта
связь очевидна, потому что святость не может быть ограничена лишь одной личностью.
Святость – это явление Божией благодати, а
Божия благодать сильнее всякой радиации,
она влияет на умы и сердца, она объединяет
тысячи и миллионы людей. Все это нельзя
пощупать и увидеть, как нельзя было прочитать письмена святого преподобного Сергия,
потому что их просто не существовало. Но
благодать Божия через святых людей производит великое чудо преображения человеческой личности.
И мы знаем, что именно своей святостью,
а не какими-то внешними дарами, какой-то
особой волей или силой, – именно святостью
объединил преподобный Сергий разрозненные
русские княжества. Сердцем, просвещенным
Божественной благодатью, он узрел в Дмитрии Донском того, кто будет способен сокрушить врага. И объединив своим тихим голосом, но горячей и сильной молитвой разрозненные русские земли, тем самым предопределил победу на Куликовом поле, с которой
началось освобождение нашего Отечества.
Вот так духовное влияет на мирское,
внешнее. А что же происходит, когда духовное изгоняется из жизни? Мирское становится слабым, убогим, подчас карикатурным. И
чем больше напрягаются люди, чтобы умножить свою силу, не имея связи с Божественной благодатью и с духом, тем более тщетными кажутся их усилия.
История нашего Отечества в XX веке
является ярким примером того, как самые
мощные человеческие усилия, осуществляемые вне связи с Богом, разрушаются подобно Вавилонской башне. Поэтому, может
быть, самый главный урок, который преподает нам преподобный Сергий, который преподает нам Святая Русь как немеркнущий,
неумирающий идеал, – в том, чтобы мы сохраняли этот идеал, к нему устремлялись,
а на пути к этому идеалу делали все возможное для того, чтобы
жизнь наша становилась
чище, светлее, справедливее, чтобы народ наш обретал единство, духовную
силу и способность решать все проблемы, которые встают на его историческом пути. Все это возможно с Богом. И преподобный Сергий, к которому мы в таком множестве
пришли сегодня в обитель,
учит нас этому. Не забудем его великого и спасительного урока. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского
и всея Руси
|