Как известно, в нашей стране 2014 год объявлен Годом культуры. Что же сегодня представляет собой современная культура России?
Хорошо об этом сказал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Современная культура России – это, прежде всего, наша речь, наши
праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам».
И очень важно воспитывать эти духовные ценности с самого раннего детства.
«Духовность есть норма человеческой
жизни», – писал когда-то мудрый духовный
писатель Феофан Затворник. Но, к великому
сожалению, в наше время для многих людей
духовность так и не стала нормой жизни.
Как педагог, я часто размышляю над
тем, как воспитать у современных школьников любовь к Отечеству, заботу о ближних,
уважение к старшим, к вере отцов. Академик
Д.С. Лихачев справедливо отмечал: «Если
вы любите свою мать, вы поймете и других,
любящих своих родителей, и эта черта будет
вам не только знакома, но и приятна. Если
вы любите свой народ, вы поймете и другие
народы, которые любят свою природу, свое
искусство, свое прошлое». Задумываюсь о
том, как воспитать у детей, испытывающих
на себе влияние чуждых им ценностей
жизни, то, что называется духовностью. И
как донести эту духовность детям, живущим
в мире комиксов, в мире компьютеров и
виртуальной реальности, в мире информационной войны?
Да, в Россию пришла информационная
война! Оказывается, для того чтобы уничтожить народ, достаточно развратить его
детей – и этот народ вымрет. Это знают
наши противники, неоднократно пытавшиеся
уничтожить русский народ и завладеть его
территорией и принадлежащими ему богатствами. Они давно поняли, что русский
солдат в бою непобедим.
Уже ни для кого не секрет, что еще
во время Великой Отечественной войны
в недрах ЦРУ уже разрабатывалась программа уничтожения России. Директор ЦРУ
Аллен Даллес сформулировал послевоенную
доктрину в отношении нашей страны: «Мы
бросим все силы на оболванивание людей…
Из литературы и искусства мы постепенно
вытравим их социальную сущность… Литература, театры, кино – все будет прославлять
и изображать низменные человеческие
чувства. Мы будем всячески поддерживать
и поднимать так называемых художников,
которые станут насаждать и вдалбливать в
человеческие сознания культ секса, насилия,
садизма, предательства – словом, всякой
безнравственности. Честность и порядочность
будут осмеиваться и никому не станут нужны,
превратятся в пережиток прошлого. Будем вырывать духовные корни и расшатывать основы
народной нравственности… Мы будем браться
за людей с детских лет, с юношества, будем
всегда главную ставку делать на молодежь,
станем разлагать, развращать, растлевать
ее. Мы сделаем из них шпионов, пошляков,
космополитов. Вот так мы и делаем…».
У руководителя шпионского ведомства
США нашлись и единомышленники, и союзники, с помощью которых начался и до сих
пор продолжается процесс подрыва духовных
корней. Верно подметил писатель В.Г. Распутин особенности современного времени:
«Подмена самых высоких оснований, поддерживающих наши дух и совесть, произошла и продолжает происходить в глобальном
масштабе». К сожалению, многие СМИ
сегодня создают неблагоприятную языковую
и культурную среду, идет раскультуривание
народа, страны и, соответственно, школы. А
посему защита нравственности – дело государственной важности. И именно школа, где
ребенок проводит свое детство и раннюю
юность, когда формируется его характер,
может помочь ребенку научиться отличать
истинные ценности от ложных.
Что же может прийти на помощь детям, этим «цветам жизни», которые могут
увянуть без света и тепла в атмосфере
массовой антикультуры, которой заражено
наше общество? Конечно же, могучая и
великая русская классическая литература с
ее вечными непреходящими ценностями –
это тот стержень, который может и должен
способствовать формированию духовно богатой личности. Посему является очевидным,
что особую роль в этом играет школьный
урок литературы, где ребенок получает
представление о том, что такое добро и
зло. Ведь вопросы смысла жизни и счастья,
ответственности человека за свои поступки
лежат в основе многих лучших произведений
русской классической литературы, этими вопросами задаются ее герои. Многие сюжеты
своих произведений писатели брали из Библии, которая является могучим, никогда не
иссякающим источником сюжетов и образов.
Как важно на уроках литературы показывать
учащимся взаимосвязь русской литературы
и Священного Писания, раскрывать мировоззрение русских писателей – А. Пушкина,
Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Лескова,
А. Ахматовой, Б. Пастернака и многих
других, – которое было православным. Необходимо знакомить детей с библейскими
сюжетами, которые лежат в основе многих
произведений русской литературы.
Глубоко убеждена, что гражданский долг
учителя – воспитывать учеников в лучших
традициях отечественной педагогики, показывать взаимосвязь времен. Это будет
взращивать в их душах и сердцах любовь
к историческому прошлому своего Отечества, ведь, по словам Дмитрия Сергеевича
Лихачева, «в истории каждый культурный
подъем был в той или иной мере связан
с обращением к прошлому». Воспитывать
человеческую душу помогает наша родная
классическая литература, которая строками
своих гениальных поэтов среди всеобщего
хаоса и бездуховности протягивает учителю
руку:
«…Мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем.
Навеки», – так писала Анна Ахматова в
грозные дни блокадного Ленинграда.
«Глубок смысл этих строк: сохраним слово! Не дом, не жизнь, не Родину даже – но:
СЛОВО. Потому что в слове – все. И дом, и
жизнь, и Родина. И вера», – писал Михаил
Дунаев, профессор Московской духовной
академии. Постараемся запомнить это. Как
и слова ученого Юрия Лотмана, который
справедливо отмечал: «Культура есть память.
Поэтому она связана с историей, всегда
подразумевает непрерывность нравственной,
интеллектуальной, духовной жизни человека,
общества и человечества».
Лариса ТЕЛЕГИНА,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №8»,
г. Нижневартовск
|