ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№8 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Чтобы не завяли цветы жизни

Как известно, в нашей стране 2014 год объявлен Годом культуры. Что же сегодня представляет собой современная культура России? Хорошо об этом сказал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Современная культура России – это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам». И очень важно воспитывать эти духовные ценности с самого раннего детства.

«Духовность есть норма человеческой жизни», – писал когда-то мудрый духовный писатель Феофан Затворник. Но, к великому сожалению, в наше время для многих людей духовность так и не стала нормой жизни.

Как педагог, я часто размышляю над тем, как воспитать у современных школьников любовь к Отечеству, заботу о ближних, уважение к старшим, к вере отцов. Академик Д.С. Лихачев справедливо отмечал: «Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое». Задумываюсь о том, как воспитать у детей, испытывающих на себе влияние чуждых им ценностей жизни, то, что называется духовностью. И как донести эту духовность детям, живущим в мире комиксов, в мире компьютеров и виртуальной реальности, в мире информационной войны?

Да, в Россию пришла информационная война! Оказывается, для того чтобы уничтожить народ, достаточно развратить его детей – и этот народ вымрет. Это знают наши противники, неоднократно пытавшиеся уничтожить русский народ и завладеть его территорией и принадлежащими ему богатствами. Они давно поняли, что русский солдат в бою непобедим.

Уже ни для кого не секрет, что еще во время Великой Отечественной войны в недрах ЦРУ уже разрабатывалась программа уничтожения России. Директор ЦРУ Аллен Даллес сформулировал послевоенную доктрину в отношении нашей страны: «Мы бросим все силы на оболванивание людей… Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность… Литература, театры, кино – все будет прославлять и изображать низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческие сознания культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Будем вырывать духовные корни и расшатывать основы народной нравственности… Мы будем браться за людей с детских лет, с юношества, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них шпионов, пошляков, космополитов. Вот так мы и делаем…».

У руководителя шпионского ведомства США нашлись и единомышленники, и союзники, с помощью которых начался и до сих пор продолжается процесс подрыва духовных корней. Верно подметил писатель В.Г. Распутин особенности современного времени: «Подмена самых высоких оснований, поддерживающих наши дух и совесть, произошла и продолжает происходить в глобальном масштабе». К сожалению, многие СМИ сегодня создают неблагоприятную языковую и культурную среду, идет раскультуривание народа, страны и, соответственно, школы. А посему защита нравственности – дело государственной важности. И именно школа, где ребенок проводит свое детство и раннюю юность, когда формируется его характер, может помочь ребенку научиться отличать истинные ценности от ложных.

Что же может прийти на помощь детям, этим «цветам жизни», которые могут увянуть без света и тепла в атмосфере массовой антикультуры, которой заражено наше общество? Конечно же, могучая и великая русская классическая литература с ее вечными непреходящими ценностями – это тот стержень, который может и должен способствовать формированию духовно богатой личности. Посему является очевидным, что особую роль в этом играет школьный урок литературы, где ребенок получает представление о том, что такое добро и зло. Ведь вопросы смысла жизни и счастья, ответственности человека за свои поступки лежат в основе многих лучших произведений русской классической литературы, этими вопросами задаются ее герои. Многие сюжеты своих произведений писатели брали из Библии, которая является могучим, никогда не иссякающим источником сюжетов и образов. Как важно на уроках литературы показывать учащимся взаимосвязь русской литературы и Священного Писания, раскрывать мировоззрение русских писателей – А. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Лескова, А. Ахматовой, Б. Пастернака и многих других, – которое было православным. Необходимо знакомить детей с библейскими сюжетами, которые лежат в основе многих произведений русской литературы.

Глубоко убеждена, что гражданский долг учителя – воспитывать учеников в лучших традициях отечественной педагогики, показывать взаимосвязь времен. Это будет взращивать в их душах и сердцах любовь к историческому прошлому своего Отечества, ведь, по словам Дмитрия Сергеевича Лихачева, «в истории каждый культурный подъем был в той или иной мере связан с обращением к прошлому». Воспитывать человеческую душу помогает наша родная классическая литература, которая строками своих гениальных поэтов среди всеобщего хаоса и бездуховности протягивает учителю руку:

«…Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем. Навеки», – так писала Анна Ахматова в грозные дни блокадного Ленинграда. «Глубок смысл этих строк: сохраним слово! Не дом, не жизнь, не Родину даже – но: СЛОВО. Потому что в слове – все. И дом, и жизнь, и Родина. И вера», – писал Михаил Дунаев, профессор Московской духовной академии. Постараемся запомнить это. Как и слова ученого Юрия Лотмана, который справедливо отмечал: «Культура есть память.

Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества».

Лариса ТЕЛЕГИНА,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №8»,
г. Нижневартовск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.