Самая главная и, можно так сказать, «святая» обязанность мужа – это главенство в семье.
Обратите внимание на то, что в Священном Писании нигде не сказано, что муж должен быть главой
семьи, а сказано (у апостола Павла) утвердительно, что муж есть глава жены и семейства. Мы же не
говорим, что яблоко должно быть яблоком, оно просто – яблоко, вот и все.
Брак этим главенством и определяется,
без мужского главенства нет и брака.
Чувство главенства заложено в каждом
мужчине. Почти каждый мальчик знает, что главой семьи должен быть мужчина, но не каждый
это претворяет на деле, когда вырастает и женится. «Почти» – потому, что встречаются такие, которые этого не знают, чаще – это дети
из интеллигентных атеистических семей. А бывает и так, что ребенок знает, а мама – нет.
Другое дело, если оно, это чувство, подавлено либо авторитарной матерью, либо
явилось следствием какой-то нездоровой инфантильности или, может быть, мысли, втолкованной значимым окружением в сознание
мальчика, о том, что все равны, или искажено другими дефектами воспитания. Часто
бывает, что «продают мужчины свое первородство за чечевичную похлебку». Кто из-за
слабости своего характера, а кто – из-за выгоды: удобно жить за чьей-то спиной и ни
за что не нести ответственности. Но дело-то
в том, что держать ответ за свою несостоятельность все равно когда-то придется.
Если в семье главенствует женщина, подавляя мужчину, то рано или поздно он уходит из семьи, либо спивается, либо заболевает и раньше времени умирает. Жизнь и
психологическая практика это подтверждают. Как раньше говорили: «срам для мужа»,
если он уступил свое первенство женщине.
Главенство мужа есть естественное и прямое следствие свойств мужчины и женщины.
Мужчинам дана способность, как утверждают
ученые, решать стратегические задачи, для
этого у него все есть. Да и не может быть две
главы в доме. Где многоначалие – там безначалие, где равенство – там не может быть
мира, учат нас древние мудрецы. Необходимо,
чтобы было одно начальство. Еще древнегреческий философ Аристотель в четвертом
веке учил, что каждый семейный дом должен
иметь управление под одним главенством, а
не двух лиц на равных началах. «Поскольку
равенство, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – часто доводит до ссор, то Бог установил
многие виды начальства и подчиненности, как
то: между мужем и женою, сыном и отцом,
между старцем и юношей, между начальником
и подчиненным, между учителем и учеником.
Так и в теле человека – так устроено, что не
все члены имеют равное достоинство, но одни
ниже, другие важнее, один управляет, другие
стоят под управлением. То же самое можно
наблюдать у животных, у пчел…». «Напротив, безначалие есть зло и бывает причиной
беспорядка».
В настоящее время одной из главных причин развода считается нарушение иерархии в
семье. И даже тогда, когда говорят, что брак
разрушен из-за алкоголизма супруга, то, чаще
всего, сама алкоголизация и является следствием проигранной мужем борьбы за власть.
Надо сказать, что не все адекватно
понимают главенство мужчины в семье.
Одни воспринимают это чуть ли не как
«домострой», который предписывает мужу
«строить» свою жену, превозноситься над
ней, грубо навязывать свои решения, не
считаясь с ней. Другие считают, что сейчас
вопрос о главе семьи вообще не актуален
и давно отошел в прошлое, а сейчас все
не так, все предельно просто: «кто больше
зарабатывает – тот и главный».
В христианском же учении о браке
предписанное повиновение жены мужу не
означает, что жена ниже своего мужа по
нравственному, умственному или личному
какому-либо достоинству: в этом они совершенно равны. И управлять женой муж
должен не унижая и не угнетая ее, а с
любовью. И любовь должна быть не слепая,
а трезвая и деятельная. Главенство мужа
не должно быть тяжелым ярмом или гнетом.
Мужья должны быть снисходительными, а не
суровыми, если в чем-то ему не угодили.
Как глава семьи муж должен оберегать
жену и щадить ее, как «немощный сосуд»
(1 Пет. 3, 7). Он должен заботиться о содержании семьи, хорошо управлять своим домом.
Жену он должен считать первой и искренней
помощницей и советницей во всех своих делах.
Муж должен заботиться об умственном
и нравственном совершенствовании жены.
Быть снисходительным и терпеливым к недостаткам жены, что возможно – исправляя, а невозможное к исправлению в теле и
нраве терпеливо и великодушно переносить.
Приходя домой, он должен интересоваться делами и заботами жены, даже если они
покажутся ему незначимыми и мелкими, а
не проявлять равнодушие своим молчанием.
Нельзя мужу допускать грубость, брань,
упреки, рукоприкладство, насилие. Надо
добиваться своего не силой и страхом, а
любовью и терпением.
В Апостольских постановлениях говорится
об обязанностях мужа следующее: «Муж да
будет к жене своей не надменен, не горд, но
милосерд, щедр, желающий нравиться только
жене своей и ласкать ее почтительно, старающийся быть ей по душе, не наряжающийся с
тем, чтобы уловить собою другую какую-нибудь
(женщину). Не старайся нравиться другим
более, чем жене своей, иначе и жене своей
подашь пример бесстыдства».
Это очень важно, так как муж несет ответственность за нравственное состояние
души своей супруги. Муж приравнивается к
убийце, если смиренная, целомудренная и
кроткая жена, живя с ним, станет своенравной, злоязычной и развращенной.
Вот такая огромная ответственность лежит на муже как главе семьи, и никто эту
ответственность не упразднял и не убирал.
Хорошо бы это вовремя осознать.
Арсений и Мария
В качестве примера такого ответственного мужского служения и понимания своего
предназначения хочется привести здесь рассказ моего близкого знакомого о своей жизни.
«Когда закончилась война, меня, как кадрового офицера Советской армии, не сразу отпустили домой, а направили в Молдавию. И только через два года наконец-то
дали отпуск, и я смог поехать к себе на
родину в дорогую и любимую деревню Преображенку, Тобольского района. Когда приехал, конечно, родные были рады, собралась вся родня. Стали мне невест сватать,
то одну предлагают, то другую. Да и правда, девчат много, а парней-то почти и нет.
Много тогда из нашей деревни погибло под
Сталинградом. Ну, а мне тем более пора
жениться, уже 28-ой год шел.
В Молдавии многие на меня девушки заглядывались, говорят, что я ничего себе был,
очень даже неплохой внешне. Не мне, конечно, судить об этом. Но почему-то ни одна девушка мне не нравилась. А тут как увидел
Машу, которую помнил еще ребенком, когда
в армию уходил, так сразу понял, что именно она мне и нужна. И не скажу, чтобы уж
какая-то особая страсть воспылала во мне.
А просто почему-то так мне ее жалко стало. Такая статная и красивая, а одета бедно.
Скромная и застенчивая. Но почему-то твердо знаю, что именно она будет мне верной
и преданной женой. Это и подтвердилось за
все 62 года совместной жизни.
А откуда ей было быть богато одетой, если
она сирота. Мать умерла, когда ей три года
было, осталось у отца трое детей, взяла ее на
воспитание бездетная тетка. Относились к ней
хорошо, но не получила она материнской нежности и любви. Родители мои не очень-то одобрили мой выбор, были невесты и богаче, и с
приданным. Даже свадьбу не сыграли. Забрал
я свою молодую жену, ей только 18 исполнилось, посадил ее на попутку, и поехали мы с
ней семейную жизнь организовывать в Молдавию. А надо сказать, что была зима, и мороз
был градусов под 30. А машина грузовая, открытая. Ее посадил в кабину, укрыл, чем мог,
а сам еду в кузове. На мне шинель и хромовые сапоги. Чувствую к середине пути, что уже
ничего не чувствую, есть у меня ноги или нет
их. Хорошо, что к Кутарбитке подъезжаем. Шофер остановился, понял мое состояние и повез к своим родителям. Там меня отогрели,
растерли мои ноги, на печку русскую уложили – спасли от обморожения в общем, да еще
свои валенки и тулуп дали доехать до Тюмени.
Такие люди хорошие оказались, теперь,
наверное, таких нет!
Приехали в Тюмень, думаю, надо Марию
одеть. Пошли в магазины, купили ей все новое. Сама ничего не умеет выбирать и ничего не просит, что куплю – всему рада и
благодарна. А в моде я немного разбирался, ведь всю Европу прошел, как-никак. Себе
я ничего не купил. А что мне и надо? Все
мне в армии дадут.
Прожили мы с ней в Молдавии три года,
пока меня не демобилизовали. Там у нас и
первый сын родился. Вернулись в Тюмень,
здесь мне хорошую работу предложили в УВД
и комнату дали, много лет мы в ней прожили.
Когда ребенок стал подрастать, думаю:
надо Марию учить. Способная оказалась очень,
память отличная, особенно на цифры. Устроил
ее на курсы бухгалтеров. Она их с отличием
закончила, хотя образование у нее было всего 6 классов. Потом устроил ее бухгалтером
в областной военкомат, где она и проработала всю жизнь. Потом у нас еще сын родился.
А когда старший сын, офицер, погиб, тяжело ей бедной пришлось. Мне плохо, но
я – мужчина, а она ведь – мать. Но стойко перенесла она это горе.
Да, не ошибся я в выборе жены. Благодарен ей за все: и за детей, и за терпение,
и за преданность, за верность. Ведь у нее
никого из мужчин не было, кроме меня, да
и мне никто не нужен был.
Ругались ли мы, были ли ссоры? Наверное, были, что не бывает за 62 года. Но
сейчас вот не припоминаю. А чтобы кричать, ругаться или драться – такого никогда не было. Да и за что? Не понимаю, как
можно ударить женщину, она ведь женщина?
А кто был в семье главный? Даже и
не знаю. Я предлагал, а она соглашалась.
Вот и все».
Долгую жизнь прожили Арсений и Мария.
Она умерла на 81 году, а он на 91-м. Взял
он ее молоденькой девчонкой, выучил, прожил с ней всю ее жизнь, похоронил и только потом сам ушел.
Вы, наверное, заметили, что в его рассказе нет ни слова о любви. Просто вся их
жизнь – любовь.
Надежда Федоровна ПАРЕНКО,
психолог, г. Тюмень
|