Успенский пост наступает через месяц
после Петрова поста. Этот пост установлен
перед великими праздниками Преображения
Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели от 14 до 28 августа.
Успенский пост дошел до нас с древних
времен христианства. В беседе Льва Великого,
произнесенной им около 450 года, мы находим
ясное указание на Успенский пост: «Церковные
посты расположены в году так, что для каждого
времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в
Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост – ред.), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский – ред.),
для зимы – зимний (Рождественский – ред.)».
Св. Симеон Солунский пишет, что «пост
в августе (Успенский) учрежден в честь
Матери Божия Слова, Которая, узнавши
Свое преставление, как всегда подвизалась
и постилась за нас, хотя, будучи святой и
непорочной, и не имела нужды в посте;
так особенно Она молилась о нас, когда
намеревалась перейти от здешней жизни к
будущей, и когда Ее блаженная душа имела
чрез Божественного Духа соединиться с Ее
сыном. А потому и мы должны поститься
и воспевать Ее, подражая житию Ее и
пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост
учрежден по случаю двух праздников, то
есть Преображения и Успения. И я также
считаю необходимым воспоминания этих
двух праздников, одного – как подающего
нам освящение, а другого – умилостивление
и ходатайство за нас».
Окончательное установление Успенского
поста произошло на Константинопольском
Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было
подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны
соблюдать Богородичный пост с 1 по 15
августа. Вальсамон об этом Соборе пишет:
«Тогда сомневались некоторые о количестве
дней поста Успенского и Рождественского.
Поэтому сам святейший патриарх подтвердил,
что хотя дни этих постов письменно нигде
не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и
должны поститься от первого дня августа и
от четырнадцатого дня ноября».
Как питаться и проводить дни
Успенского поста
Во время поста Церковь предписывает
умеренное употребление пищи и пития, и
притом пищи не скоромной, а постной. В
Церковном Уставе ясно изображено и время употребления, и качество постной пищи.
Все строго рассчитано с той целью, чтобы
ослабить в нас страстные движения плоти,
возбуждаемые обильным и сладким питанием
тела; но так, чтобы не совсем расслабить
нашу телесную природу, а – напротив –
сделать ее легкой, крепкой и способной
подчиняться движениям духа и бодренно
выполнять его требования.
Пост есть необходимое средство для
успеха в жизни духовной и для получения
спасения, ибо пост, отнимая у плоти излишнюю пищу и излишнее питие, ослабляет
силу чувственных влечений. Отсюда видно,
что и польза поста многоразлична.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать
уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть
еды, пищи – ред.), не как от скверных (да не
будет сего), а как от неприличных посту и
запрещенных Церковью. Брашна, от которых
должно воздерживаться в посты: мясо, сыр,
коровье масло, молоко, яйца, а иногда и
рыба, смотря по различию святых постов».
Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа
наша соединяется с телом, проникает его,
оживляет и составляет с ним одно целое,
как душа и тело составляют одного живого
человека. И потому, постясь телесно, в то же
время необходимо нам поститься и духовно:
«Постящеся, братие, телесне, постимся и
духовне, разрешим всяк союз неправды», –
заповедует Святая Церковь.
И Великий, и Успенский посты особенно
строги к развлечениям – в императорской
России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов
публичные маскарады, зрелища, спектакли.
По материалам сайта azbyka.ru
|