Среди современных деструктивных образований в России все активнее распространяется неоязычество.
Телеканал «Царьград» продолжает цикл бесед с доктором исторических наук, заведующим лабораторией деструктологии Московского государственного лингвистического университета, руководителем
Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Романом Силантьевым. Во второй
беседе этого цикла мы поговорим о неоязычестве, получившем распространение во многих регионах
нашей страны и имеющем тенденцию к радикализации.
Царьград: Роман Анатольевич, современное неоязычество мало кто воспринимает
всерьез. Ну, мало ли, какие-то странные
люди водят хороводы вокруг «священных»
пней и камней, прыгают голыми через костер, бьют в бубны, славят мифологических
персонажей… Но так ли это безобидно? Каков масштаб этой проблемы? И вообще, что
такое неоязычество и чем оно отличается
от обычного язычества?
Роман Силантьев: Да, для начала
предлагаю определиться с терминами. В
России до сих пор существует традиционное
язычество, то есть в той или иной степени
имеющее преемственность от древних культов. Так, например, в Республике Марий Эл
сохранились некоторые языческие группы, в
Тыве, в небольшом количестве у некоторых
коренных малочисленных народов Севера.
То есть если это традиционный шаманизм,
то можно проследить преемственную цепочку
шаманов, шаман может перечислить своих
предшественников, как это у них положено.
Если же он получил «диплом шамана» в
каком-нибудь странном «университете» или
«академии», «сертифицирующих» колдунов,
то это уже неоязычество. И если еще совсем
недавно это было маргинальное явление, то
в последние годы оно стало популяризироваться и распространяться, в том числе и
при содействии местных властей.
Ц.: А местным чиновникам-то это зачем?
Неужели под это легко выделить бюджетное
финансирование и «освоить» его?
Р. С.: Именно так. У нас в стране считается, что в каждом регионе должна быть
своя «фишка». Ведь чиновники как зачастую
мыслят: мол, Православие везде одинаковое, а потому давайте придумаем что-то
особенное. И это не только языческие элементы в праздновании Масленицы
или в том же дне Ивана Купалы, но гораздо шире. Причем с привлечением
немалых бюджетных средств.
Возможно, все началась с Ярославской области, где без каких-либо даже
мифологических оснований, абсолютно методом тыка взяли и заявили, что
Пошехонье – это «родина водяного», а
село Кукобой почему-то объявили «родиной Бабы-яги». Мало им великолепной
церкви, храма Спаса Нерукотворного,
подлинного шедевра неорусского архитектурного стиля начала XX века, так
еще Баба-яга понадобилась для привлечения туристов.
Ц.: То есть это чисто коммерческий
проект в духе «родины Деда Мороза» в
Великом Устюге?
Р. С.: Да, но под коммерческий проект
начинает подводиться определенная неоязыческая идеология. То есть на пустом месте
придумываются «святые места», «святые
горы», назначаются все тем же методом тыка,
заимствуются у японцев и других народов их
легенды про ту или иную гору и так далее.
Другой пример. Я часто бываю в ХантыМансийском автономном округе, так там, в
местных музеях, значительная часть композиций – это «дохристианские верования».
Точнее, типа дохристианские. Вопрос: а где
Православие, которое для этих народов является не только настоящим, но и прошлым?
Зачастую в их музеях с большим трудом
можно найти какую-то одну икону где-нибудь
в уголке, в разделе репрессированных. А
о том, что ханты и манси в подавляющем
большинстве – это православные народы,
речи вообще не идет.
Или та же Якутия. Там в буквальном
смысле фантастика прорвалась в реальную
жизнь. Примерно как в той же Великобритании в официальном регистре уже восьмое
место занимают джедаисты (культ на основе
«Звездных войн»), и в Якутии возникла подобная религия, а-ля тенгрианство, на базе
фантастических книг якутского шамана-музыканта-поэта-писателя Владимира Кондакова.
Адепты этой совершенно фантастической
«религии» получили регистрацию, бюджетное
финансирование, понастроили храмов. И
теперь регулярно организуют официальные
мероприятия, фестивали, приглашая на них
жрецов самых различных неоязыческих
культов и даже мусульман, христиан, без
разбора.
Ц.: Вы сказали, что неоязычество зачастую основано на вымысле. Получается,
с настоящими дохристианскими культами у него вообще нет связи?
Р. С.: Не совсем. У неоязычества есть
три подхода «формирования контента».
Первый – то, что якобы существуют тайные
тексты типа «Велесовой книги» (неоязыческая фальшивка, сфабрикованная в XIX
или начале XX века. – прим. «Царьграда»),
благодаря которым имеется доступ к «сакральным знаниям». Типа, «жидо-христиане»
их долго скрывали, но мы «нашли» и теперь
знаем, каким богам поклоняться. Это один
подход, хотя все эти книжки, мягко говоря,
«левые», и даже многие неоязычники с этим
вынуждены согласиться.
Второй подход – это получение «откровений», визионерство. То есть во сне им
явились «предки» и рассказали, как там все
было. Но тут получается, что к разным людям являлись разные «предки» и по-разному
все «рассказывали». А потому более-менее
серьезные неоязычники подобные «откровения» всерьез не принимают.
И наконец, третий подход, основной. Те
из неоязычников, кто поумнее, соглашаются,
что ночные видения и «Велесова книга» –
это все ерунда, но, мол, как современные
образованные люди, мы способны самостоятельно реконструировать дохристианские
культы и ритуалы. И даже если что-то будет
не так, наши боги-де не обидятся. Типа,
важна не форма, а суть. Единственное, при
таком подходе появляется огромное разнообразие направлений, которые очень сложно
описать и классифицировать.
Святитель Иннокентий (Вениаминов),
просветитель Сибири и Америки, среди алеутов
|
Ц.: Существует ли статистика, сколько
в нашей стране последователей различных
неоязыческих культов?
Р. С.: Очень условная. По самым приблизительным оценкам, численность неоязычников не превышает ста тысяч человек.
Хотя некоторые исследователи считают, что
меньше. Разумеется, сюда относятся как
славянские, так и неславянские неоязычники.
Подавляющее большинство из них не входят
в какие-либо организации, которых великое
множество. Они ездят по разным фестивалям, съездам, но у каждого свое уникальное
понимание, зависящее от подбора книг и
статей, которые он прочитал. И это очень
серьезно затрудняет исследование темы.
Ц.: А есть ли у них что-то общее, помимо
того что все они пытаются реконструировать
дохристианский культ? Например, общая
ненависть к той же Русской Православной
Церкви?
Р. С.: Отношение к Церкви в целом негативное. Идея, что проклятые попы обратили нас
в «жидо-христианство», для тех же славянских
неоязычников – общая. Мол, именно из-за этого мы потеряли конкурентное преимущество,
Россия разваливается, а с теми же кавказцами
и среднеазиатами русские справиться не могут.
При этом многие из неоязычников склонны к
неофашизму, к неонацизму. Особенно те, кто
исповедует скандинавское неоязычество (а
таких в России немало).
Проповедь святителя Филофея (Лещинского)
среди сибирских народов.
Роспись на стенах Троицкого собора
Тюменского Троицкого монастыря
|
Ц.: Получается, российских неоязычников
можно классифицировать по этническому
принципу происхождения их мифологии?
Р. С.: Да, при этом самое известное и
распространенное – это славянское неоязычество. Особняком стоит группа якутского
неоязычества. В начале этого года запретили
неоязыческую группу на Алтае. Конечно,
стоит выделить осетинских неоязычников,
которые в последнее время сильно активизировались, в том числе в своих нападках
на Русскую Православную Церковь. Есть
неоязычники в Марий Эл (помимо традиционных язычников), в Мордовии и Чувашии,
тюркские тенгрианцы и неотенгрианцы.
К слову, к одной из самых забавных
неотенгрианских неоязыческих групп
принадлежит депутат Госдумы от «Единой России» Фатих Сибагатуллин. На
мой взгляд, этот человек тяжело болен.
Так, например, в одном интервью он
умудрился оскорбить христиан, мусульман, евреев и… футболистов. Вообще,
Сибагатуллин считает, что все авраамические религии: иудаизм, христианство и
ислам, – это разного рода «извращения
тенгрианства».
Кроме того, есть смешанные группировки, которые одновременно славяноскандинавские или славяно-тюркские.
Даже среди ингушей с чеченцами есть
свои неоязычники. Так, у нас даже был
трагический случай, когда один дагестанец
в Свердловской области принял веру Перуна и шесть человек принес в жертву. Ну
и конечно, есть украинские неоязычники,
в частности широко известная организация
«РУН-вера» (но они в основном представлены даже не в России и на Украине, а в
США и Канаде).
Ц.: Есть ли у российских неоязычников
какие-то широко известные лидеры, «гуру»?
Помимо уже упомянутых вами деятелей –
якутского шамана-музыканта-писателя Кондакова и депутата-единоросса от Республики
Татарстан Сибагатуллина.
Р. С.: В том-то и дело, что у них нет
единого лидера. Пока Михаил Задорнов был
живой, он многими из них ценился. Есть
надежда, что перед смертью он покаялся.
Во всяком случае, об этом свидетельствует
протоиерей Андрей Новиков, и у меня нет
ни малейших оснований ему не доверять. Но
факт остается фактом: при жизни Задорнов
очень многое сделал для популяризации
неоязычества.
И сейчас у неоязычников остаются свои
признанные писатели, такие как, например,
автор псевдонаучных историко-филологических работ Валерий Чудинов. Есть даже свои
сценаристы и режиссеры. Так, например,
они пытались снять свой фильм про Евпатия
Коловрата, этакий ответ на «Легенду о Коловрате», где он, естественно, представлен
не христианином, а матерым язычником.
Ц.: Помимо того, что многие неоязычники
придерживаются неонацистских взглядов,
есть ли другие опасные для общественной
и даже национальной безопасности экстремистские тенденции этих деструктивных
образований?
Р. С.: Существует неоязыческий сатанизм. Например, так называемое навославие
с культом темных божеств, позаимствованных в том числе из компьютерных игр. Также
среди неоязычников очень распространен
так называемый русский сепаратизм, то есть
идеи о «независимой Кубани», «независимой
Сибири», Дальнем Востоке и так далее. Ну и
конечно, нерусский сепаратизм тоже.
Как экстремистские у нас на данный
момент запретили уже четыре неоязыческие
организации. Это уже упомянутые алтайские
неоязычники, это «староверы-инглинги» (разумеется, к русским христианским староверам
и старообрядцам никакого отношения не
имеющие). Это краснодарская община «ВЕК
РА» («Ведической культуры российских ариев
скифской веси рассении») и группа «Рада
земли Кубанской духовно-родовой державы
Русь».
Если же говорить про конкретные экстремистские эпизоды, то, помимо уже упомянутых, например, были случаи поджога храма и убийства православных в Южно-Сахалинске и
минирования храма в Бирюлево. Часто именно неоязычники составляют костяк групп,
выступающих против строительства храмов,
причем объединяясь с радикальными коммунистами и либералами. Так, у нас в России
был такой «Совет атеистов Рунета», который
находился в союзе с неоязычниками.
Более того, наша неоязыческая практика
показывает, что в местах заключения неоязычники активно переходят в ваххабизм.
Чтобы ваххабиты становились неоязычниками – такие случаи нам неизвестны. И это к
вопросу о том, какая вера сильнее. К слову,
у нас даже среди русских мусульман немало
бывших неоязычников. И эта эволюция уже
совсем невеселая, поскольку и террористов
среди них уже значительно больше.
Ц.: Что можно и нужно сегодня сделать
для противодействия, а главное – профилактики неоязычества в России?
Р. С.: В первую очередь неоязычество
необходимо более детально исследовать. К
сожалению, у нас пока нет даже полноценной
научной монографии с описанием и классификацией неоязычества и неоязыческих
группировок. И, конечно, важно проводить
просветительскую работу, в первую очередь
по деромантизации неоязычества.
Один из действенных практических
аргументов: если древние язычники были
такими крутыми, то почему же их так легко
победили христиане? У христиан есть конкретная история, наша страна стала именно
христианской сверхдержавой. По сути, разгром хазар Святославом – это единственное
в истории, чем они могут похвастаться. Но
против всей истории христианской Руси это,
мягко говоря, не работает.
Ну и другой вопрос: а где, собственно, в
мире язычники добились больших успехов?
Почему везде преобладают неязычники?
Единственное исключение – это Индия, но
это, мягко говоря, не сверхдержава. Ее уровень – это воевать с Пакистаном, который
почти в 10 раз меньше и представляет лишь
небольшую часть исламской цивилизации.
Поэтому понятно, почему во время Великой Отечественной войны и на стадии подготовки к вторжению нацисты планировали насадить в каждой российской деревне «свою
религию». Ведь с язычниками куда проще
справиться, чем с христианами, а соответственно – куда проще их контролировать.
И об этом очень важно помнить и сегодня.
P.S.: О крайне опасной для России
инициативе властей Республики Чувашия организовать межрегиональный туристический
маршрут «Рунический путь» – смотрите в
выпуске авторской программы протоиерея
Андрея Ткачева «Святая правда» на телеканале «Царьград» (поиск на Ютюб: «Регионам России навязывают туристическое
неоязычество»). – Прим. ред. «Сибирской
православной газеты».
Михаил ТЮРЕНКОВ, 30.08.2019 г. //
Сайт телеканала «ЦАРЬГРАД»
|