Заболел человек… Это может случиться
с каждым. В зависимости от развития болезни мы обращаемся к врачам и начинаем
лечиться. Размышляем, как случилась болезнь, сожалеем об обстоятельствах жизни,
намечаем планы оздоровления тела и изменения характера своей жизни.
Для христианина телесное здоровье не
является самодостаточной ценностью. Болезнь помогает нам познавать самих себя.
«Болезнь невольно заставляет помнить о
будущей жизни и не увлекаться прелестями
мира, да и ум после болезни бывает чище»,
– писал преподобный Макарий Оптинский.
Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу, которая научается смирению,
терпению, памяти смертной и покаянию.
Священное Писание говорит нам: «В
болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит
тебя. Оставь греховную
жизнь, и исправь руки
твои, и от всякого греха
очисти сердце… И дай место врачу, ибо и его создал
Господь, и да не удаляется
он от тебя, ибо и он нужен.
В иное время и в их руках
бывает успех; ибо и они
молятся Господу, чтобы Он
помог им подать больному
облегчение и исцеление к
продолжению жизни» (Сир.
38: 9-10, 12-14). Поэтому
врачевание является естественным. «Почитай врача
честью по надобности в нем, ибо Господь
создал его, и от Вышнего – врачевание…
Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать
ими» (Сир. 38: 1-2, 4).
По учению святых отцов Церкви, болезнь
есть время посещения человека Богом.
Происходит это невидимо. Господь подает
человеку болезнь телесную как горькое
лекарство от недугов душевных и духовных.
Святитель Феофан Затворник говорил: «Все
от Бога – и болезни, и здоровье – подается
нам во спасение наше». Поэтому человек
должен принимать свою болезнь с благодарением Бога, как средство, необходимое
для спасения.
Иногда Господь попускает болезнь в
наказание, как епитимью; иногда для вразумления, чтобы опомнился человек; иногда,
чтобы избавить от беды, в которую человек мог бы попасть, если бы был здоров;
иногда, чтобы терпение показал человек
и тем большую заслужил награду; иногда,
чтобы очистить от какой-либо страсти. Если
человек чувствует и понимает, что виноват
в болезни сам, то свое лечение он должен
начать с раскаяния пред Богом в том, что
не уберег дар здоровья, данный Господом.
Выздоравливающий после болезни (ранения)
должен говорить себе: «Свыше дарована
мне отсрочка, да покаюсь и жизнь свою
исправлю по заповедям Христовым».
Практические советы
Перед обращением к врачам больному
надо помолиться Богу, чтобы Господь умудрил и наставил врачей на правильное и
грамотное лечение. К сожалению, от ошибок
никто не застрахован, поэтому, «передавая
себя в руки врача, надо прежде врачей и
лекарств пользоваться молитвой», – говорил об этом святой Нил Синайский. После
такой молитвы, когда христианин скажет
Господу: «Да будет воля Твоя!», решение
врача надо принять как Божий Промысл о
своем здоровье, во спасение души.
Если больному предложена госпитализация, то весьма желательно для него было
бы посетить храм Божий, чтобы пособороваться и причаститься Святых Христовых
Таин. Соборование и Причащение в самом
лечебном учреждении (у постели больного,
в реанимации или палате интенсивной терапии) носят уже индивидуальный характер и
определяются степенью тяжести состояния
пациента.
В лечебное учреждение кроме предметов личной гигиены желательно взять
с собой молитвослов, складень (икону) с
изображением Спасителя, Божией Матери
или своего небесного покровителя, в честь
которого наречены.
Неправильное поведение пациента в
лечебном учреждении часто приводит ко
многим неприятностям. Негативные эмоции: раздражение, гнев, ропот на врачей
и сестер, – только усугубляют течение болезни, значительно снижают эффективность
лекарственных препаратов. Еще знаменитым
ученым Н.И. Пироговым было обнаружено и
описано, что моральное состояние больного
влияет на быстроту его выздоровления. Не
рекомендуется также смотреть телевизор,
т.к. это отвлекает человека от молитвы и
покаянного настроения, ослабляет его волю,
засоряет душу малополезными, а иногда и
откровенно вредными впечатлениями. От
самого больного зависит, насколько душа
его будет открыта целительному действию
Божией благодати.
Больница – строгая организация, где
все проходит по распорядку: осмотр врача,
процедуры, прием пищи, тихий час и т.д.
Поэтому следует разрешить все вопросы,
касающиеся пребывания в стационаре.
Поступив в больницу, надо узнать, есть
ли в ней православная домовая церковь
(часовня), совершаются ли в ней молебны
и требы. Если да, то по мере возможности
участвовать в богослужениях, подавать
поминальную записку о своем выздоровлении, помня, что ему немало способствует
церковная соборная молитва.
Больной может молиться и в палате
и не смущаться при этом соседством неверующих больных. Встав у своей кровати
перед иконами, можно прочесть молитвенное правило про себя, а если чтение не
обеспокоит соседей, то лучше вслух, чтобы
и они, слыша слова, обращенные ко Господу,
Пресвятой Богородице и святым, мысленно
помолились и за себя. Нет необходимости
прятать иконы в тумбочках,
под подушками. Святые
иконы должны стоять открыто, у изголовья постели
или на подоконнике.
Больные не должны
забывать налагать на себя
крестное знамение, используя его как могущественное оружие и защиту
от бесовских приражений:
осенять крестом пищу, питье, лекарства, предметы
обихода, свою постель,
палату, медицинскую аппаратуру. Нательный крестик
всегда должен быть на
больном, а во время оперативного вмешательства, если потребуется снять крестик с
шеи, можно прикрепить его к запястью или
вплести в волосы.
Каждый верующий человек может использовать благодатные средства для своего
освящения: святую воду, освященный елей,
антидор, артос, просфору.
Особое значение имеет употребление
крещенской воды, которая пьется натощак.
Что такое святая вода и какую она имеет
силу? Освящение воды – это возвращение
ей первозданной чистоты и сообщение ей
благословения Господня и благодати Пресвятого и Животворящего Духа, дарование
ей силы к освящению и врачеванию душ и
телес всех, кто пользуется ею. Вот причина
ее дивных свойств. Известны случаи, когда
буквально несколько капель этой святыни
приводили в чувство человека, находящегося в бессознательном состоянии, и изменяли ход его болезни. Следует помнить, что целебные свойства святой воды целиком вызваны действием Божией благодати,
которая «немощное врачует и оскудевающее восполняет». Только вера во Христа,
покаяние, исповедание грехов открывают
вход целительному действию Божией благодати, а полнота восприятия веры зависит
от человека. Если человек болен, то воду
можно потреблять в небольшом количестве
и в любое время добавлять в питье. Святой
водой можно окроплять себя и свои вещи,
пищу, палату и больничную койку.
Больному человеку следует всегда помнить и о великой силе имени Христова,
всегда иметь его в мыслях и на устах: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй
меня, грешного». От силы имени Божия
разбиваются всякие вражеские козни, отступают немощи, болезни и искушения. Люди
не получают помощи и спасения лишь по
своему неверию или маловерию.
Пост в больнице
Пост заповедан нам как воздержание от
определенных видов пищи в определенное
время. Поэтому пост христианин исполняет
как заповедь Божию: «Верный в малом и
во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10).
Пост необходим не
только для того, чтобы обуздать страсти, рождающие
грехи, но и для того, чтобы
смирились душа и тело, а
посредством смирения в
душу привлекается исцеляющая благодать Божия.
Болезнь также способствует тому, чтобы душа обогатилась духом кротости, духом незлобия, милосердия,
любви и иных христианских
добродетелей. То есть в
болезни уже ослабляются
действия страстей в человеке. По слову святого апостола Петра, «страдающий
плотью перестает грешить»
(1 Петр. 4, 1). Поэтому
больному человеку нужно
помнить, что болезнь сама
часто заменяет пост, если
переносится с благодарением Богу.
Для тех, кто внезапно
оказался на одре болезни,
разумным будет исполнять
рекомендации врача и
употреблять в пищу то,
что дают в больничной
столовой и что, по согласованию с лечащим врачом,
приносят родственники. По
исцелении же необходимо
принести благодарность
Богу и исповедоваться у
священника за вольные и
невольные грехи, совершенные во время
лечения.
У кого не благословляет лечиться Церковь
В Церкви есть все необходимые для
исцеления средства: Таинства Соборования
и Причастия, общие церковные моления о
болящих.
Нередко бывает так, что изможденный
болезнью человек, испытывая постоянные
телесные страдания, пытается избавиться
от них любой ценой. Будучи не утвержден
в православной вере и мало знаком с церковными установлениями, больной может
попасть в дьявольские сети, обратившись
к разного рода «целителям»: магам, гадателям, гипнотизерам, экстрасенсам, биоэнергетикам, «православным» бабушкам и т.п. Иногда эти «целители» действительно
могут оказать некоторую кратковременную
помощь…
Однако нужно помнить, что исцелить
человека может только Бог. Дар исцеления иногда давался редким избранникам
Божиим – святым, которые многие годы
проводили в борьбе со страстями, пороками,
которые молитвою и постом приготовили
себя к принятию этого дара. Люди же, не
очистившие себя от греховной скверны, не
могут иметь этот дар. Они или обманывают
себя и других, или действительно имеют
«дар», только не от Бога, а от дьявола,
желающего погубить всех: и лжецелителей,
и тех, кто к ним обращается, потому что обращение к ним есть шаг навстречу дьяволу,
страшный грех отречения от Бога. Человек,
имевший общение с такими «целителями»,
обязательно должен покаяться в этом грехе
на исповеди.
Бичом нашего времени является наркомания. С помощью наркотиков молодые
люди, разочаровавшиеся в жизни и пытающиеся уйти, по их выражению, от «бытовухи», от реальности, попадают в царство «розового тумана». Бесы развлекают такого
человека до тех пор, пока он не погрязнет
в страсти наркомании и не станет жалким
придатком наркотического вещества, всецело зависящим от наркотика. Опасность
наркомании в том, что она лишает человека
вечной жизни. Наркоман подобен жалкой
мухе, опутанной липкой паутиной, – и паук
уже бежит к своей добыче, чтобы высосать ее внутренности. Чтобы исцелиться
от страсти наркомании, надо прежде всего
почувствовать эту болезнь, познать свое
бессилие и немощь перед наркотиками и
нужду во Враче, Который единственно и
может подать врачевание болезни и возвратить здравомыслие. Еще надо помнить,
что выздоровление от наркотиков – процесс долгий и мучительный, имеющий свои
стадии и требующий постоянных усилий,
и нельзя отчаиваться, если будут иногда
срывы, особенно в начале
пути. Будем помнить слова
святителя Игнатия Брянчанинова: «Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее;
постоянное сопротивление
– низлагает ее».
Памятка для посетителя
болящего человека
Ко всем людям обращена евангельская заповедь о посещении больных.
Господь не требует от нас
многого, а предлагает лишь
посетить больного и наш
приход относит как бы к
Самому Себе: «был болен,
и вы посетили Меня» (Мф.
25, 36).
Больной будет рад нашему посещению, потому
что увидит, что он не один,
что он не забыт, как не забыт у Бога всякий творящий
дела милосердия. Проявите
сострадание, разделите его
печаль, развейте ненужный
страх, вселите добрую надежду. Можно посоветоваться с врачом, узнать, в чем
нуждается больной. Самому
больному можно напомнить
о Таинствах Церкви, объясняя, предлагая и призывая
его к молитве и покаянию.
Каждый раз, посещая
больного, нужно помнить,
что мы посещаем как бы Самого Христа.
«Истинно говорю вам: так как вы сделали
это одному из сих братьев Моих меньших,
то сделали Мне» (Мф. 25, 40).
Миссионерский листок // Тобольская
духовная семинария.
При подготовке использована книга
священника Сергия Филимонова
«Советы болящему в современной
больнице»
|