ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6-7 2022 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Памятка находящемуся на лечении в больнице

Заболел человек… Это может случиться с каждым. В зависимости от развития болезни мы обращаемся к врачам и начинаем лечиться. Размышляем, как случилась болезнь, сожалеем об обстоятельствах жизни, намечаем планы оздоровления тела и изменения характера своей жизни. Для христианина телесное здоровье не является самодостаточной ценностью. Болезнь помогает нам познавать самих себя. «Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище», – писал преподобный Макарий Оптинский. Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу, которая научается смирению, терпению, памяти смертной и покаянию. Священное Писание говорит нам: «В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце… И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо и он нужен.

В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38: 9-10, 12-14). Поэтому врачевание является естественным. «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 38: 1-2, 4).

По учению святых отцов Церкви, болезнь есть время посещения человека Богом. Происходит это невидимо. Господь подает человеку болезнь телесную как горькое лекарство от недугов душевных и духовных. Святитель Феофан Затворник говорил: «Все от Бога – и болезни, и здоровье – подается нам во спасение наше». Поэтому человек должен принимать свою болезнь с благодарением Бога, как средство, необходимое для спасения.

Иногда Господь попускает болезнь в наказание, как епитимью; иногда для вразумления, чтобы опомнился человек; иногда, чтобы избавить от беды, в которую человек мог бы попасть, если бы был здоров; иногда, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иногда, чтобы очистить от какой-либо страсти. Если человек чувствует и понимает, что виноват в болезни сам, то свое лечение он должен начать с раскаяния пред Богом в том, что не уберег дар здоровья, данный Господом. Выздоравливающий после болезни (ранения) должен говорить себе: «Свыше дарована мне отсрочка, да покаюсь и жизнь свою исправлю по заповедям Христовым».

Практические советы

Перед обращением к врачам больному надо помолиться Богу, чтобы Господь умудрил и наставил врачей на правильное и грамотное лечение. К сожалению, от ошибок никто не застрахован, поэтому, «передавая себя в руки врача, надо прежде врачей и лекарств пользоваться молитвой», – говорил об этом святой Нил Синайский. После такой молитвы, когда христианин скажет Господу: «Да будет воля Твоя!», решение врача надо принять как Божий Промысл о своем здоровье, во спасение души.

Если больному предложена госпитализация, то весьма желательно для него было бы посетить храм Божий, чтобы пособороваться и причаститься Святых Христовых Таин. Соборование и Причащение в самом лечебном учреждении (у постели больного, в реанимации или палате интенсивной терапии) носят уже индивидуальный характер и определяются степенью тяжести состояния пациента.

В лечебное учреждение кроме предметов личной гигиены желательно взять с собой молитвослов, складень (икону) с изображением Спасителя, Божией Матери или своего небесного покровителя, в честь которого наречены.

Неправильное поведение пациента в лечебном учреждении часто приводит ко многим неприятностям. Негативные эмоции: раздражение, гнев, ропот на врачей и сестер, – только усугубляют течение болезни, значительно снижают эффективность лекарственных препаратов. Еще знаменитым ученым Н.И. Пироговым было обнаружено и описано, что моральное состояние больного влияет на быстроту его выздоровления. Не рекомендуется также смотреть телевизор, т.к. это отвлекает человека от молитвы и покаянного настроения, ослабляет его волю, засоряет душу малополезными, а иногда и откровенно вредными впечатлениями. От самого больного зависит, насколько душа его будет открыта целительному действию Божией благодати.

Больница – строгая организация, где все проходит по распорядку: осмотр врача, процедуры, прием пищи, тихий час и т.д. Поэтому следует разрешить все вопросы, касающиеся пребывания в стационаре.

Поступив в больницу, надо узнать, есть ли в ней православная домовая церковь (часовня), совершаются ли в ней молебны и требы. Если да, то по мере возможности участвовать в богослужениях, подавать поминальную записку о своем выздоровлении, помня, что ему немало способствует церковная соборная молитва.

Больной может молиться и в палате и не смущаться при этом соседством неверующих больных. Встав у своей кровати перед иконами, можно прочесть молитвенное правило про себя, а если чтение не обеспокоит соседей, то лучше вслух, чтобы и они, слыша слова, обращенные ко Господу, Пресвятой Богородице и святым, мысленно помолились и за себя. Нет необходимости прятать иконы в тумбочках, под подушками. Святые иконы должны стоять открыто, у изголовья постели или на подоконнике.

Больные не должны забывать налагать на себя крестное знамение, используя его как могущественное оружие и защиту от бесовских приражений: осенять крестом пищу, питье, лекарства, предметы обихода, свою постель, палату, медицинскую аппаратуру. Нательный крестик всегда должен быть на больном, а во время оперативного вмешательства, если потребуется снять крестик с шеи, можно прикрепить его к запястью или вплести в волосы.

Каждый верующий человек может использовать благодатные средства для своего освящения: святую воду, освященный елей, антидор, артос, просфору.

Особое значение имеет употребление крещенской воды, которая пьется натощак. Что такое святая вода и какую она имеет силу? Освящение воды – это возвращение ей первозданной чистоты и сообщение ей благословения Господня и благодати Пресвятого и Животворящего Духа, дарование ей силы к освящению и врачеванию душ и телес всех, кто пользуется ею. Вот причина ее дивных свойств. Известны случаи, когда буквально несколько капель этой святыни приводили в чувство человека, находящегося в бессознательном состоянии, и изменяли ход его болезни. Следует помнить, что целебные свойства святой воды целиком вызваны действием Божией благодати, которая «немощное врачует и оскудевающее восполняет». Только вера во Христа, покаяние, исповедание грехов открывают вход целительному действию Божией благодати, а полнота восприятия веры зависит от человека. Если человек болен, то воду можно потреблять в небольшом количестве и в любое время добавлять в питье. Святой водой можно окроплять себя и свои вещи, пищу, палату и больничную койку.

Больному человеку следует всегда помнить и о великой силе имени Христова, всегда иметь его в мыслях и на устах: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». От силы имени Божия разбиваются всякие вражеские козни, отступают немощи, болезни и искушения. Люди не получают помощи и спасения лишь по своему неверию или маловерию.

Пост в больнице

Пост заповедан нам как воздержание от определенных видов пищи в определенное время. Поэтому пост христианин исполняет как заповедь Божию: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10).

Пост необходим не только для того, чтобы обуздать страсти, рождающие грехи, но и для того, чтобы смирились душа и тело, а посредством смирения в душу привлекается исцеляющая благодать Божия. Болезнь также способствует тому, чтобы душа обогатилась духом кротости, духом незлобия, милосердия, любви и иных христианских добродетелей. То есть в болезни уже ослабляются действия страстей в человеке. По слову святого апостола Петра, «страдающий плотью перестает грешить» (1 Петр. 4, 1). Поэтому больному человеку нужно помнить, что болезнь сама часто заменяет пост, если переносится с благодарением Богу.

Для тех, кто внезапно оказался на одре болезни, разумным будет исполнять рекомендации врача и употреблять в пищу то, что дают в больничной столовой и что, по согласованию с лечащим врачом, приносят родственники. По исцелении же необходимо принести благодарность Богу и исповедоваться у священника за вольные и невольные грехи, совершенные во время лечения.

У кого не благословляет лечиться Церковь

В Церкви есть все необходимые для исцеления средства: Таинства Соборования и Причастия, общие церковные моления о болящих.

Нередко бывает так, что изможденный болезнью человек, испытывая постоянные телесные страдания, пытается избавиться от них любой ценой. Будучи не утвержден в православной вере и мало знаком с церковными установлениями, больной может попасть в дьявольские сети, обратившись к разного рода «целителям»: магам, гадателям, гипнотизерам, экстрасенсам, биоэнергетикам, «православным» бабушкам и т.п. Иногда эти «целители» действительно могут оказать некоторую кратковременную помощь…

Однако нужно помнить, что исцелить человека может только Бог. Дар исцеления иногда давался редким избранникам Божиим – святым, которые многие годы проводили в борьбе со страстями, пороками, которые молитвою и постом приготовили себя к принятию этого дара. Люди же, не очистившие себя от греховной скверны, не могут иметь этот дар. Они или обманывают себя и других, или действительно имеют «дар», только не от Бога, а от дьявола, желающего погубить всех: и лжецелителей, и тех, кто к ним обращается, потому что обращение к ним есть шаг навстречу дьяволу, страшный грех отречения от Бога. Человек, имевший общение с такими «целителями», обязательно должен покаяться в этом грехе на исповеди.

Бичом нашего времени является наркомания. С помощью наркотиков молодые люди, разочаровавшиеся в жизни и пытающиеся уйти, по их выражению, от «бытовухи», от реальности, попадают в царство «розового тумана». Бесы развлекают такого человека до тех пор, пока он не погрязнет в страсти наркомании и не станет жалким придатком наркотического вещества, всецело зависящим от наркотика. Опасность наркомании в том, что она лишает человека вечной жизни. Наркоман подобен жалкой мухе, опутанной липкой паутиной, – и паук уже бежит к своей добыче, чтобы высосать ее внутренности. Чтобы исцелиться от страсти наркомании, надо прежде всего почувствовать эту болезнь, познать свое бессилие и немощь перед наркотиками и нужду во Враче, Который единственно и может подать врачевание болезни и возвратить здравомыслие. Еще надо помнить, что выздоровление от наркотиков – процесс долгий и мучительный, имеющий свои стадии и требующий постоянных усилий, и нельзя отчаиваться, если будут иногда срывы, особенно в начале пути. Будем помнить слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление – низлагает ее».

Памятка для посетителя болящего человека

Ко всем людям обращена евангельская заповедь о посещении больных. Господь не требует от нас многого, а предлагает лишь посетить больного и наш приход относит как бы к Самому Себе: «был болен, и вы посетили Меня» (Мф. 25, 36).

Больной будет рад нашему посещению, потому что увидит, что он не один, что он не забыт, как не забыт у Бога всякий творящий дела милосердия. Проявите сострадание, разделите его печаль, развейте ненужный страх, вселите добрую надежду. Можно посоветоваться с врачом, узнать, в чем нуждается больной. Самому больному можно напомнить о Таинствах Церкви, объясняя, предлагая и призывая его к молитве и покаянию. Каждый раз, посещая больного, нужно помнить, что мы посещаем как бы Самого Христа. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Миссионерский листок // Тобольская духовная семинария.

При подготовке использована книга
священника Сергия Филимонова
«Советы болящему в современной
больнице»

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.