|
Завтра экскурсия в монастырь. Второй
класс. Таких маленьких детей еще не было
в Таниной практике. Таня – гид, и ей предстоит провести экскурсию по монастырю для
восьмилетних детей. Она уже выяснила, что
родители этих ребят далеки от Церкви, и
про Бога с ними еще никто не беседовал.
Только одна девочка из верующей семьи –
дочка председателя родительского комитета.
Ее мама, Надежда, как раз и затеяла эту
поездку. Весь вечер Татьяна ломала голову,
как объяснить маленьким детям из неверующих семей, что такое монастырь и кто такие
монахи? Получается… надо с самого начала
все объяснять? Но как объяснять? Такие
важные и сложные понятия, да еще в рамках
одной экскурсии? Как растолковать основы
веры на ходу и за короткое время? Обойти
эти вопросы нельзя – ведь эта поездка должна стать для детей не просто развлечением!
Нужно, чтобы в этих маленьких головках
что-то прояснилось, чтобы сердечки детишек
ощутили благодать Божию и откликнулись на
нее… Татьяна листала книги, размышляла,
составляла план беседы,
но не могла успокоиться.
Наконец, помолившись, она
подумала: «Как есть, так и
буду говорить. Как Бог на
душу положит». И отбросила
начатый план.
И вот утро. В школьном
дворе цветет сирень, стоит
птичий гомон, который сливается с детскими голосами. Весь класс уже в сборе,
вместе с учительницей и
Надеждой. Занять места в
салоне автобуса – дело одной минуты! Татьяна садится на место гида, и автобус
трогается. Остается позади
родной город, за окном мелькают сосны и
молодые березки в клейких листочках. А в
автобусе идет оживленная беседа.
– Скажите, ребята, а кто это – Бог?
– Это Творец мира! – торжественно заявляет мальчишка с огромными голубыми глазами.
– Он создал все вокруг, – подхватывает
черненькая девчушка, – и небо, и землю, и
эти деревья, и каждую травинку…
– Это Царь вселенной!
– Он всех выше и всех главней!
– Он строгий, но добрый! Он может наказать, но потом прощает всех…
Второклассники все больше поражают
гида. Но еще больше они поражают свою
учительницу. Она удивленно смотрит на своих подопечных. «Откуда это у них? Где они
могли этому научиться?» – будто говорили ее
глаза. Председатель родительского комитета
тоже потрясена, она изумленно смотрит на
ребят и на свою дочку, которая активно
включилась в беседу. Надежда несколько
раз водила ее в церковь, но пока даже не
пыталась говорить с ней о Боге…
Второклашки то тянут шеи, выглядывая
из-за спинок кресел, то свешиваются в проход, боясь пропустить хоть слово. Среди
ребят сразу обратил на себя внимание
мальчик с темными и какими-то взрослыми,
чуть уставшими глазами. «Будто маленький
старичок», – подумалось Тане. Его ответы
были продуманными и взвешенными.
– Молодцы! – похвалила Татьяна. – Но я добавлю еще одно: Бог есть Любовь!
Ребята в ответ округляют глаза и замолкают на минутку, повторяя про себя: «Любовь. Любовь…» Любовь – такое знакомое с
рождения слово – теперь звучит по-новому.
Оно словно стало больше и значительнее.
Беседа снова оживляется, теперь Татьяна
и ребята обсуждают другой важный вопрос:
– Что значит любить?
Но для второклашек, кажется, нет сложных тем. У них уже готовы ответы:
– Это значит жалеть, не обижать…
– Беречь, заботиться…
– Прощать…
– Делать для человека что-то хорошее…
– Дарить ему то, что сам хотел бы получить…
Дождавшись паузы, мальчик со взрослыми глазами добавил:
– Это значит жертвовать чем-то для
него…
Взгляд учительницы становится все
более удивленным, а в глазах Надежды
появляются слезы…
Перед монастырскими воротами, в
ожидании брата Сергия, который должен
сопровождать ребят по монастырю, дети
затеяли шумную возню. Таня, чтобы дать
им возможность размяться, весело скомандовала: «А ну-ка, давайте наперегонки!
Вон до того фонтана!» Второклашки гурьбой
бросились вдоль аллеи, радуясь движению. Мальчик-«старичок»
остался рядом с Татьяной,
не делая попыток догнать
одноклассников.
– А ты чего не бежишь?
– поинтересовалась она.
– Мне нельзя бегать,
ноги болят, – просто ответил он. – Меня Глеб зовут.
Таня внимательнее присмотрелась к нему: лицо у
ребенка подвижное и выразительное, но бледное, а
под его взрослыми глазами
проглядывают синие тени…
В монастыре было много интересного: ребят водили в старинные храмы,
они гуляли по крепостной стене и даже
несли послушание перед обедом – собирали
сухие ветки под огромными раскидистыми
ивами, которые были, наверное, такими
же древними, как монастырь. Обедали в
монастырской трапезной, за длинным деревянным столом. Против обыкновения, они
не галдели, а тихонько перешептывались, не
сводя глаз с соседнего стола, за которым
обедали монахи. Отцы строго, но приветливо
поглядывали на ребят во время трапезы.
Но вот звенит колокольчик в руке игумена,
звучит общая молитва, и все чинно продвигаются к выходу. А у второклашек осталось
еще одно важное дело – посетить святой
источник. Для этого нужно спуститься по
крутой лестнице под горку, на которой стоит
монастырь.
У веселого ручейка, который выбегает
прямо из горы, царит оживление. Под присмотром доброго послушника ребятишки умывают свои
личики, перед этим торжественно и неумело крестятся.
Брат Сергий рассказывает о
чудодейственной силе воды
из этого источника, помогая
детям наполнять бутылки под
струей ручейка. И вот умытые,
радостные, с полными бутылками целебной воды ребята
попрощались с гостеприимным
послушником и устремились
вверх по лестнице. Таня задержалась у источника, побеседовала с братом Сергием,
умылась и побежала догонять ребят.
Весь класс уже поднялся и умчался к
автобусу. По лестнице тихо поднимался
один Глеб, тяжело дыша и останавливаясь
на каждой ступеньке. Он тащил на себе
три полуторалитровых бутылки с водой!
Две мальчик нес в руках, которые уже
дрожали от напряжения, а третью он зажал
под мышкой. Татьяна всплеснула руками и
кинулась вверх по лестнице, догнала Глеба
и забрала у него две бутылки. Они постояли
немного на ступеньке, и, когда мальчуган
отдышался, Таня спросила:
– Глеб, зачем тебе столько воды?!
Мальчик обстоятельно начал перечислять:
– Вот эта бутылка родителям, эта моей
тете – она очень болеет, а третья для моей
старенькой бабушки – пусть еще поживет!..
Автобус спешит домой. Второклашки
уставшие и счастливые. Глаза сияют какимто особенным светом, будто вместе с их
личиками умылась и душа. Татьяна решает
проверить, что дети успели запомнить и
какие у них впечатления о поездке. Ребята
отвечают не так бойко, как в первую дорогу,
но охотно – как о своем. Таня задала несколько вопросов и в заключение спросила:
– Так что же самое главное в христианской вере?
– Лю-бо-овь! – радостным хором завопили ребятишки на весь автобус.
Таня нашла глазами Глеба. У него, видимо, не было сил присоединиться к общему
хору. Он тихо улыбнулся, глядя в окно, и
погладил холодную бутылку на коленях…
Наталья ТИХОНОВА, Тюмень
|