ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6-7 2022 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Бог есть Любовь. Рассказ

Завтра экскурсия в монастырь. Второй класс. Таких маленьких детей еще не было в Таниной практике. Таня – гид, и ей предстоит провести экскурсию по монастырю для восьмилетних детей. Она уже выяснила, что родители этих ребят далеки от Церкви, и про Бога с ними еще никто не беседовал. Только одна девочка из верующей семьи – дочка председателя родительского комитета. Ее мама, Надежда, как раз и затеяла эту поездку. Весь вечер Татьяна ломала голову, как объяснить маленьким детям из неверующих семей, что такое монастырь и кто такие монахи? Получается… надо с самого начала все объяснять? Но как объяснять? Такие важные и сложные понятия, да еще в рамках одной экскурсии? Как растолковать основы веры на ходу и за короткое время? Обойти эти вопросы нельзя – ведь эта поездка должна стать для детей не просто развлечением! Нужно, чтобы в этих маленьких головках что-то прояснилось, чтобы сердечки детишек ощутили благодать Божию и откликнулись на нее… Татьяна листала книги, размышляла, составляла план беседы, но не могла успокоиться.

Наконец, помолившись, она подумала: «Как есть, так и буду говорить. Как Бог на душу положит». И отбросила начатый план.

И вот утро. В школьном дворе цветет сирень, стоит птичий гомон, который сливается с детскими голосами. Весь класс уже в сборе, вместе с учительницей и Надеждой. Занять места в салоне автобуса – дело одной минуты! Татьяна садится на место гида, и автобус трогается. Остается позади родной город, за окном мелькают сосны и молодые березки в клейких листочках. А в автобусе идет оживленная беседа.

– Скажите, ребята, а кто это – Бог?

– Это Творец мира! – торжественно заявляет мальчишка с огромными голубыми глазами.

– Он создал все вокруг, – подхватывает черненькая девчушка, – и небо, и землю, и эти деревья, и каждую травинку…

– Это Царь вселенной!

– Он всех выше и всех главней!

– Он строгий, но добрый! Он может наказать, но потом прощает всех…

Второклассники все больше поражают гида. Но еще больше они поражают свою учительницу. Она удивленно смотрит на своих подопечных. «Откуда это у них? Где они могли этому научиться?» – будто говорили ее глаза. Председатель родительского комитета тоже потрясена, она изумленно смотрит на ребят и на свою дочку, которая активно включилась в беседу. Надежда несколько раз водила ее в церковь, но пока даже не пыталась говорить с ней о Боге…

Второклашки то тянут шеи, выглядывая из-за спинок кресел, то свешиваются в проход, боясь пропустить хоть слово. Среди ребят сразу обратил на себя внимание мальчик с темными и какими-то взрослыми, чуть уставшими глазами. «Будто маленький старичок», – подумалось Тане. Его ответы были продуманными и взвешенными.

– Молодцы! – похвалила Татьяна. – Но я добавлю еще одно: Бог есть Любовь!

Ребята в ответ округляют глаза и замолкают на минутку, повторяя про себя: «Любовь. Любовь…» Любовь – такое знакомое с рождения слово – теперь звучит по-новому. Оно словно стало больше и значительнее. Беседа снова оживляется, теперь Татьяна и ребята обсуждают другой важный вопрос:

– Что значит любить?

Но для второклашек, кажется, нет сложных тем. У них уже готовы ответы:

– Это значит жалеть, не обижать…

– Беречь, заботиться…

– Прощать…

– Делать для человека что-то хорошее…

– Дарить ему то, что сам хотел бы получить…

Дождавшись паузы, мальчик со взрослыми глазами добавил:

– Это значит жертвовать чем-то для него…

Взгляд учительницы становится все более удивленным, а в глазах Надежды появляются слезы…

Перед монастырскими воротами, в ожидании брата Сергия, который должен сопровождать ребят по монастырю, дети затеяли шумную возню. Таня, чтобы дать им возможность размяться, весело скомандовала: «А ну-ка, давайте наперегонки! Вон до того фонтана!» Второклашки гурьбой бросились вдоль аллеи, радуясь движению. Мальчик-«старичок» остался рядом с Татьяной, не делая попыток догнать одноклассников.

– А ты чего не бежишь? – поинтересовалась она.

– Мне нельзя бегать, ноги болят, – просто ответил он. – Меня Глеб зовут.

Таня внимательнее присмотрелась к нему: лицо у ребенка подвижное и выразительное, но бледное, а под его взрослыми глазами проглядывают синие тени…

В монастыре было много интересного: ребят водили в старинные храмы, они гуляли по крепостной стене и даже несли послушание перед обедом – собирали сухие ветки под огромными раскидистыми ивами, которые были, наверное, такими же древними, как монастырь. Обедали в монастырской трапезной, за длинным деревянным столом. Против обыкновения, они не галдели, а тихонько перешептывались, не сводя глаз с соседнего стола, за которым обедали монахи. Отцы строго, но приветливо поглядывали на ребят во время трапезы. Но вот звенит колокольчик в руке игумена, звучит общая молитва, и все чинно продвигаются к выходу. А у второклашек осталось еще одно важное дело – посетить святой источник. Для этого нужно спуститься по крутой лестнице под горку, на которой стоит монастырь.

У веселого ручейка, который выбегает прямо из горы, царит оживление. Под присмотром доброго послушника ребятишки умывают свои личики, перед этим торжественно и неумело крестятся. Брат Сергий рассказывает о чудодейственной силе воды из этого источника, помогая детям наполнять бутылки под струей ручейка. И вот умытые, радостные, с полными бутылками целебной воды ребята попрощались с гостеприимным послушником и устремились вверх по лестнице. Таня задержалась у источника, побеседовала с братом Сергием, умылась и побежала догонять ребят.

Весь класс уже поднялся и умчался к автобусу. По лестнице тихо поднимался один Глеб, тяжело дыша и останавливаясь на каждой ступеньке. Он тащил на себе три полуторалитровых бутылки с водой! Две мальчик нес в руках, которые уже дрожали от напряжения, а третью он зажал под мышкой. Татьяна всплеснула руками и кинулась вверх по лестнице, догнала Глеба и забрала у него две бутылки. Они постояли немного на ступеньке, и, когда мальчуган отдышался, Таня спросила:

– Глеб, зачем тебе столько воды?! Мальчик обстоятельно начал перечислять:

– Вот эта бутылка родителям, эта моей тете – она очень болеет, а третья для моей старенькой бабушки – пусть еще поживет!..

Автобус спешит домой. Второклашки уставшие и счастливые. Глаза сияют какимто особенным светом, будто вместе с их личиками умылась и душа. Татьяна решает проверить, что дети успели запомнить и какие у них впечатления о поездке. Ребята отвечают не так бойко, как в первую дорогу, но охотно – как о своем. Таня задала несколько вопросов и в заключение спросила:

– Так что же самое главное в христианской вере?

– Лю-бо-овь! – радостным хором завопили ребятишки на весь автобус. Таня нашла глазами Глеба. У него, видимо, не было сил присоединиться к общему хору. Он тихо улыбнулся, глядя в окно, и погладил холодную бутылку на коленях…

Наталья ТИХОНОВА, Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.