Чуть более века назад Тобольский епископ Гермоген (Долганев) принял от богоборцев мученическую кончину за Христа,
встав в первые ряды сонма новомучеников
и исповедников Российских. В России его
имя было известно далеко за пределами
вверенной ему епархии. Его знали как неустрашимого борца с революционной крамолой и духовным развращением русских людей, знали как непоколебимого стража,
охраняющего основы основ русской жизни –
неискаженную веру, идею самодержавия и
величие Отечества. Святой праведный отец
Иоанн Кронштадтский называл его служение
подвигом. О священномученике Гермогене
рассказывает книга, которую сегодня мы
предлагаем вашему вниманию. Она вышла
в свет в издательстве «Царское дело» и называется «Страж недремлющий и верный».
Как отмечают издатели, прославленный
на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000
года священномученик Гермоген достаточно
известен современному православному читателю. Открыл для него это имя иеромонах,
а ныне архимандрит Дамаскин (Орловский),
поместивший жизнеописание святого в своей
известной серии о новомучениках. Затем о
священномученике Гермогене было написано
несколько книг, но предлагаемый читателю
труд Александра Калмыкова представляет
собой наиболее полное его жизнеописание,
составленное на основе архивных материалов и периодической печати начала XX века.
Как пишет автор, конец XIX – начало XX
века – период, на который пришелся расцвет
служения и патриотической деятельности
священномученика Гермогена, – является
временем, чрезвычайно насыщенным крупными событиями. Он характеризуется двумя
важнейшими течениями в религиозно-нравственной и общественно-политической жизни
России. Первое течение – традиционное,
русское, в основе которого были положены,
как фундамент, Православие, самодержавие,
благо русской народности. На этом духовном
основании было построено тысячелетнее
здание русской государственности. Второе
течение – нетрадиционное, революционное,
направленное на ниспровержение всех
духовных, культурных и государственных
устоев России. Между этими двумя течениями шла непримиримая и напряженная
борьба, закончившаяся временной победой
последнего.
Временной отрезок с января 1905 по
февраль 1917 года вообще не имеет аналогов в русской истории. Уникальность его
обусловлена тем, что впервые в России
при сохранении самодержавного строя были
введены элементы западной демократии:
свобода слова, свобода собраний, свобода
совести и т.д. Возникло несколько революционных партий. Наряду с ними появилось
и несколько православно-монархических
союзов, которые по своей совокупной
численности превосходили все вместе
взятые революционные организации в
несколько раз. Между этими партиями
шла борьба, и она носила откровенный,
бескомпромиссный, неманипулятивный
характер. Православная Церковь, в
лице своих лучших сыновей и дочерей, приняла активное участие в
этой борьбе, преследуя искони присущие ей, вытекающие из ее учения
патриотические цели – за Бога, царя
и Отечество. Многие из ее верных чад
являлись активными членами православно-монархических союзов (партий).
Это православно-монархическое,
или, иначе, православно-патриотическое движение выдвинуло из себя
целый ряд таких одаренных, образованных, решительных личностей – героев,
которые наиболее ярко выразили его
задачи и своей жизнью, служением,
своей деятельностью явили пример
другим, стали лицом этого движения.
Они ясно понимали, к чему стремились, сознавали способы достижения
цели и неуклонно шли, невзирая ни на
какие преграды, к ее достижению. Они
сделали все, что было в их силах, но
пали героически в неравной схватке.
Сегодня известно, что многие иерархи
и священнослужители были членами
этих течений: в их числе священномученики Серафим (Чичагов) и Андроник
(Никольский), праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Иоанн Восторгов и
многие другие.
Одним из наиболее активных, наиболее
цельных и целеустремленных иерархов-патриотов, а на каком-то этапе и наиболее активным представителем этого лучшего крыла русского духовенства явился священномученик Гермоген (Долганев). К сожалению,
– отмечает автор, – святитель не оставил
мемуаров и каких-то автобиографических
записок. Этому воспрепятствовала неожиданная мученическая кончина. Но благодаря
воспоминаниям современников, благодаря
его переписке и публикациям издаваемых
им газет и журналов, а также других предреволюционных периодических изданий мы
все же имеем возможность достаточно подробно ознакомиться с жизнью, подвигами,
добродетелями и взглядами архипастыря.
То, что удалось представить в этой работе,
дает возможность хотя бы отчасти осознать
масштабы личности священномученика, понять путь, которым он шел ко спасению и
по которому вел свою паству.
Этот опыт дает богатую пищу для размышления человеку, задумывающемуся о
своем спасении, стремящемуся к духовному
совершенству. Пройдем, – говорит автор, –
мысленно по этапам подвижнической жизни
и служения святителя, что необыкновенно
актуально для современных православных
христиан. Святитель Гермоген был скалой
благочестия. Уже в его время русское образованное общество поразил порок теплохладности, который стал бичом современности.
Святитель же не был индифферентным и
теплохладным, но пламенел огнем ревности
по Бозе. В наше время тоже происходят
нападки на Православную Церковь, и в
святом Гермогене мы видим образец того,
как верные ее чада должны ее защищать.
По словам автора, святитель Гермоген
воистину исполнил заповедь Божию о пастыре добром. Он полагал душу свою за овец
Христовых, он унаследовал блаженство нищих
духом, смиряясь перед старцами и старицами.
Беспрестанно благотворя, он унаследовал
блаженство милостивых, неся язычникам и
язычествующим христианам свет Христовой
веры, он сделался сопричастником
святых апостолов.
Будучи изгнан за
правду и несколько лет прожив в
ссылке, он унаследовал блаженство
изгнанных правды ради. Пребывая
в монастырском уединении в посте,
молитве и частом служении литургии,
он очистил свое сердце, унаследовав
блаженство чистых сердцем. Наконец,
бестрепетно, благодушно приняв лютую
смерть за Христа, святитель Гермоген
унаследовал блаженство мучеников,
претерпевших поношения, заушения,
муки и смерть ради исповедания имени
Христова. Исполнив эти заповеди, он
научил им и других, некоторые из них
также достигли дивного совершенства.
О святителе Гермогене (Долганеве) в беседе от 21 ноября 1908 года
святой царь-страстотерпец Николай
говорил Петру Аркадьевичу Столыпину
и обер-прокурору Святейшего Синода
Петру Петровичу Извольскому: «Это
редкий иерарх… у него прекрасная
душа». Убедиться в этом мы можем,
читая книгу «Страж недремлющий и
верный». По объему она превосходит
работы предыдущих авторов, в том
числе и монографию архимандрита
Дамаскина 2010 года. Но все-таки ее
сложно назвать полным жизнеописанием, поскольку остается еще много
материалов, которые автор в силу
тех или иных причин не смог использовать.
Книга рассчитана на всех, кто интересуется
русской историей начала XX века и жизнью
святых, подвязавшихся в это время.
Книга допущена к распространению Издательским советом Русской Православной
Церкви.
По материалам сайта
телеканала «СОЮЗ»
(публикация от 02.03.2021 г.)
|