Сказал Господь: «Блажени кротцыи, яко тии наследят землю» (Мф. 5, 5), то есть – те,
что не выбегают в первые ряды, становятся первыми; и те, что не рвутся к богатству,
приобретают его; и те, что не отнимают земли у других, получают землю. Братья
мои, мы должны привести логику нашу в согласие с логикой Божией. Иначе будем
ошибаться ежечасно и на каждом шагу. Не зря говорит великий апостол Христов: «А
мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2, 16). Потому апостолы могли безошибочно мыслить,
безошибочно говорить, безошибочно судить и делать. Ибо они обратили ум человеческий
в ум Божий, ибо умствовали не как люди, а как Бог.
Ведь кто бы из людей сказал, что
кроткие унаследуют землю – кроткие, а
не горделивые; мягкие, а не суровые; воздержанные, а не отнимающие; агнцы, а не
волки? Так бы не сказал никто, кто мыслит
по-земному, а сказал бы каждый, кто мыслит по-Божески. Кроткие унаследуют землю,
за которую сражаются и кровь проливают
горделивые, алчные и яростные. Поумирали
великие завоеватели чужих земель, да не
понесли с собой на тот свет завоеванные
земли и не смогли гарантировать их своим
потомкам. Земли, которые завоевали Александр Македонский, и Цезарь, и Чингисхан,
и Наполеон, унаследовали не их сыновья,
а совсем иные, кого они не знали и с кем
не воевали.
Как это, спрашиваете? А так. И все потому, что логика человеческая у безбожных
людей не согласуется с логикой Божией.
Посмотрите на землю Русскую. Это самая
обширная из всех стран мира. И это страна кроткого народа. Самыми обширными
землями в нашем веке обладает самый
кроткий народ мира. Вот вам очевидное
доказательство истинности слова Христа:
благо кротким, ибо они унаследуют землю.
Воистину, не нужны вам доказательства
яснее и реальнее, чем Православная Русь
и православный русский народ. Бесчисленные грабители и насильники владели этими пространными землями, которые ныне унаследовали кроткие русские.
Насильники умирают без наследников,
и кроткие наследуют их землю. Грабители
завещают отнятую землю своим родственникам, но Бог убивает их, а земля переходит
в наследие кротким и неизвестным. Потому
именно сказано в Священном Писании:
«Безбожник собирает, но не знает, для
кого собирает» (ср.: Пс. 38, 7). Да если не
знает он, знает Бог. И Бог дает тому, кому
Он хочет, а не кому безбожник завещал.
Что ты отнимаешь, грешный человек?
Отнимаешь то, что не твое. Для кого отнимаешь? Для того, кто не твой. Если имеешь
разум, образумься. «Божии небеса и Божия
земля» (ср.: Пс. 88, 12). А ежели земля
Божия, можешь ли ты отнять у Бога? Когда
воюешь против людей и отнимаешь землю,
ты воюешь не против людей, а против Бога
и отнимаешь землю не у людей, а у Бога.
Властитель неба и земли стоит на меже
твоей нивы и смотрит, когда ты ее запахиваешь. Властитель солнца, месяца и звезд
смотрит на тебя, когда ты захватываешь
чужую землю, разоряешь города, убиваешь
людей, сжигаешь и испепеляешь, с горделивостью и самовосхвалением, о гордая
глупость! Властитель солнца,
месяца и звезд – Властитель
тобою занятой земли, и разоренных городов, и убитых
людей, и сожженных домов.
Как ты ответишь пред Ним?
Кто твой защитник? Как ты
Ему возместишь урон? Он
ведь смелет тебя, как зерно
в жерновах. Так опомнись
же! Так образумься! Никогда
от сотворения мира никто не
воевал против праведного
народа, чтобы не воевал
против Бога. И Бог остался
непобежденным, а завоевателям приходилось изведать
то, что зерну в жерновах.
Ибо «Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его кому
хочет, и поставляет над ним уничиженного
между людьми» (Дан. 4, 14). Вот свет! Вот
откровение! Вот несомненная истина! Любое
царство на земле – Божия собственность, и
Бог ее дает тому, кому Он хочет: сегодня
одному, завтра другому. Сегодня попускает,
чтобы дурак и горделивец сел на престол,
а завтра его свергает и возвышает наинижайшего из людей. Или как святая Богоматерь говорила о Боге: «низложил сильных с престолов и вознес смиренных» (Лк. 1,
52).
Вот как, и так именно, и это все, что
нужно знать в этой жизни. Если бы крещеные европейцы знали это, не имели бы
двух кровавых войн, грязных пятен истории
человечества и позора христианству. Но они
не знали. Когда считали, что все знают,
как раз не знали ничего. Ибо чем больше
они узнавали микробов, тем менее знали
о Боге. И потому получили удар тяжкой
руки Господа неба и земли. А вы, братья,
выбирайте, будете ли с этими крещеными
варварами или со своими благородными
предками. Аминь.
* * *
Когда возникает пожар в доме, огонь
захватывает прежде всего наиболее легковоспламеняемые части дома. Сначала
загорается то, что из соломы и камыша,
затем то, что из досок, и так далее, пока
пламя не охватит всю постройку. Так же
и с человеком. Огонь страсти сначала налетает на сердце как самый чувствительный
и воспламеняемый орган человеческого
существа. Если загорится сердце, загорится
и все существо. Овладеть сердцем – значит
овладеть всем существом. Если повреждено
сердце – все повреждено. Из сердца исходит
любовь или ненависть, мудрость или глупость, чистота или грязь, жизнь или смерть.
Если вера христианина живет в самом его
сердце, тогда она представляет неодолимую внутреннюю силу. Такое сердце дает
и языку силу говорить с убедительностью.
Ведь язык человеческий является либо
надежным вестником хранилища золотых
вещей в сердце, либо лживым аукционистом
обанкротившегося предприятия.
Всемудрый Спаситель знал, что говорил,
когда сказал: «…исходящее из уст – из сердца исходит» (Мф. 15, 18). Мудрый апостол
Его, святой Павел, знал, что он правильно
истолковал мысль своего Учителя, когда
сказал: «…сердцем веруют… а устами исповедуют…». Точнее: «…сердцем веруют
к праведности, а устами исповедуют ко
спасению» (Рим. 10, 10). Бог ценит то, что
находится в сердце, и не дает обмануть
Себя речами. Люди же ценят слова, ибо
не знают, что находится за ними, в сердце.
Братья мои, читайте Священное Писание
– прежде всего и больше всего. Грамотность ваша послужит гибели вашей, а не
ко спасению вашему, если вы все читаете,
но не читаете Священного Писания. Кроме
Священного Писания читайте жития святых,
то есть жизнеописания святых мужей и жен
Православной Церкви. Все книги мира не
могут дать душе человека той силы, того
утешения и того наслаждения, которые дают
Святое Писание и жития
святых.
В житии священномученика Харалампия мы читаем, как этот неустрашимый
113-летний святой крикнул
язычнику, своему мучителю:
«В сердце моем нет злобы,
и на языке моем нет лжи».
Вот вам, братья, основные начала христианской
веры: первое – не иметь
злобы в сердце, второе – не
иметь лжи на языке. Но вот
вам, братья, и верное объяснение нынешних несчастий
человечества: злоба объяла
сердце человека, и потому
язык человеческий стал инструментом злобы, лжи. Не
может язык говорить правду,
если сердце исполнено злобой. Если в источнике муть, то и водопроводная труба
вынуждена муть нести. Язык – слуга сердца.
И если слуга лжет, он быстро выдает себя.
Что есть ложь? Это притворная истина.
Что значит лгать? Это значит облачаться в
одежды истины; значит прятаться за спиной
истины; значит являться под именем истины;
значит вешать вывеску истины на лавку
лжи; значит выдавать старуху, с помощью
белил и румян, за молодицу. Ложь не смеет
и шагу ступить под своим именем. Потому
что где бы она ни представилась: «Я –
ложь!» – никто бы ее не принял. Потому-то
она идет в тени истины. А тем самым ложь
подтверждает истину как реальность, ибо не
может без истины никуда двинуться.
Злоба в сердце и ложь на языке,
братья, стали злым роком человечества
в наше время. Злоба и ложь – это два
поджигателя, учинившие пожар всего мира
во время двух минувших мировых войн. И
знайте, что злоба и ложь – эти две ведьмы
нашего мира – будут неустанно стараться,
чтобы устроить и третий мировой пожар,
еще страшнее двух предыдущих.
Сражайтесь, братья, против злобы и лжи!
Сражайтесь против злобы в сердце своем
и лжи на устах своих, чтобы не допустить
новой мировой войны между народами! Это
наука Христова: лекарь, исцелись прежде
сам. Это метод христианский: начни с себя.
Если же начнете с какой-то иной стороны,
ничего не получится. Христос Бог вас этому
научил. Ему слава и хвала во веки. Аминь.
По книге:
Святитель Николай Сербский
(ВЕЛИМИРОВИЧ). Из окна темницы.
Перевод с сербского академика
И.А. ЧАРОТЫ.
Набор текста: священник Петр
ОВСЯННИКОВ, г. Тобольск
|