26 июня, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Андреевского кафедрального собора Геленджика и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании
богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 2, 10-16) мы находим слова, которые
заставляют задуматься об их смысле. Апостол
говорит о язычниках, о тех, кто был лишен
Божественного Откровения, кто жил вне русла
духовности и веры, определяемых законами
Ветхого Завета, то есть словом Божиим. И
вот, размышляя об участи язычников, апостол
написал нечто совершенно неожиданное для
всех тогдашних последователей Спасителя. Он
пишет, что добрые дела, которые хранятся в
сердцах этих язычников, вот они-то и помогут
им оправдаться пред Господом. В самом деле,
было бы, наверное, какой-то космической несправедливостью, если бы все люди, жившие
до Христа, не наследовали Царства Божия и
вообще были обречены на духовную гибель.
Ведь многие поколения людей не сподобились
жить после прихода Спасителя, не сподобились быть в Его Церкви, но они совершали
добрые дела, и этими добрыми делами они, по
слову апостола, и оправдались пред Господом.
Но мы, христиане, помимо добрых дел,
которых у нас набирается не так уж много,
имеем совершенно особую силу, которая нас
спасает. Мы верим, что в ответ на нашу веру
и, очень желательно, в ответ на добрые дела,
нас спасают не сами дела (потому что они
ничтожны пред лицом Божиим, даже если нам
кажется, что они велики), но нас спасает благодать Божия: благодатью вы спасены через
веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел,
чтобы никто не хвалился (Еф. 2, 8-9). Вот
эту силу благодати через Спасителя, через
Его крестную смерть, через Его страдания,
через искупление Им вины человеческой пред
Богом мы и обретаем. Именно эта благодать,
а не что иное, нас спасает.
Мы получаем благодать в Церкви и через
Церковь, через общину верующих, которая
связана непрерывной цепью иерархического рукоположения с самими апостолами. В
этой апостольской общине сегодняшнего дня,
которая содержит в себе все спасительные
духовные характеристики общины первых
христиан, мы с вами и получаем спасение.
Ну а где же собирается христианская община? Когда в Римской империи были гонения,
верующие собирались в катакомбах, в подземельях, точнее, в подземных кладбищах,
для того чтобы никто не видел, не слышал,
не мог донести. Потому что христиане подвергались жесточайшим гонениям, каждый
должен был доносить на христиан, а всякий
правитель должен был подвергать их пыткам, чтобы они отказались от своих, как
считали тогдашние правители, заблуждений,
а если они не отказывались – очень жестоко
убивать. Не просто отсечением главы – так
казнили только римских граждан, но подвергать чудовищным пыткам и умерщвлять
за Христа. В той самой Церкви – Церкви,
которая восприняла слово Божие от Самого
Спасителя, которая передает это Божественное слово и Божественную благодать
из поколения в поколение, – мы с вами и
присутствуем через Таинство крещения, а
через Таинство причащения Тела и Крови
Господней соединяемся с Самим Господом и
становимся по благодати Его Телом.
Где же собирается ныне эта община
верующих? Где Тело Христово являет Себя,
когда совершается Таинство Евхаристии?
Это Таинство совершается в Божиих храмах.
Конечно, во времена гонений где только ни
совершали это святейшее Таинство наши
благочестивые предки. А сегодня для того,
чтобы его совершить, строятся великолепные
храмы, которые являют видимым образом
торжество веры Христовой. Веры, которая
дошла до нашего времени, несмотря ни на
какие исторические перипетии, несмотря
ни на какие жертвы и страдания. И как же
замечательно, что и сегодня мы совершили
Божественную Евхаристию в этом новом
прекрасно построенном храме, который
является в первую очередь свидетельством
веры всех вас, но особенно тех, кто принял
на себя инициативу построить храм Божий,
кто вложил свои материальные средства, кто
оказывал всестороннюю поддержку, для того
чтобы храм был во благовремении построен
и явил всем нам свою неземную красоту.
Если сегодня где-нибудь в странах так
называемого просвещенного Запада сказать,
что в России мы строим храмы, то люди, не
знакомые с нашей жизнью, не поверят. Потому что сегодня христианские храмы там,
на просвещенном Западе, закрываются или
перепрофилируются. Например, в мечети,
поскольку мусульманские общины хранят
веру и им нужны места для молитвы; вот
тамошние христиане и продают мусульманам
свои храмы. Но и это не самое худшее, потому что храмы иногда продают городским
властям, а потом там устраивают разного
рода пиршества, собрания, не имеющие ничего общего с Церковью, все то, что пожелает
светское обезбоженное общество и что никак
не касается духовной жизни. Мы никого не
осуждаем, Бог с ними. Но это очень плохой
признак, когда человек, общество и государство отказываются от веры, когда вместо
веры навязывается некий эрзац, подделка,
чтобы создать видимость благополучия и счастья. Говорю это не для того, чтобы кого-то
осудить, но хочу, чтобы мы все поняли, какое
же благословение над нашей страной и над
нашим народом, что мы, пройдя путем страшных, не имевших места в истории гонений,
многократно превосходивших гонения первых
веков, сохранили веру. А далее явилось чудо
Божие – дети вчерашних атеистов, став людьми зрелыми, о многом поразмыслив, нашли
путь к храму Божию и сегодня воспитывают
в вере своих детей и внуков. И нам нужны
Божии храмы. Мы – один из немногих народов, у которых осталась эта потребность.
Вот мы и будем сохранять эту потребность,
будем сохранять нашу веру, потому что без
веры не может быть никакой потребности в
Божиих храмах. <…>
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
|