Игрушки, как и картины, поэзия, литература, – это средство воспитания личности.
От среды, в которой воспитывается ребенок,
зависит, какой у него будет характер, какими
будут его стремления.
Священник Валерий Духанин: «В детстве
психика еще только формируется. Игрушки
– это то, с чем ребенок непосредственно
соприкасается. В игре идет прямой контакт
души с тем образом и той идеей, которую
несет в себе игрушка. Это своего рода
пища, которой напитывается душа ребенка.
И вот чем она насытится, чем наполнит
свой внутренний мир – заморской отравой
в виде монстров и пошлых типов или же
чем-то близким и родным русской душе? То
есть через игрушки дети соприкасаются с
культурными ценностями и идеями – злыми
или добрыми».
Игрушки нужны были для того, чтобы
ребенок с их помощью входил в мир взрослых. Через имитацию, через игру ребенок
знакомится с профессиями врача, учителя,
машиниста, милиционера, пожарника и другими. Но сегодняшние игрушки, большая часть
которых поступает к нам из-за рубежа, наполнены оккультным содержанием, и научить
детей чему-то хорошему и полезному они
вряд ли способны. Они не вводят детей в
предметную деятельность, не позволяют правильно войти в мир взрослых, сформировать
духовную, психологическую защиту. Ведьмы,
вампиры и монстры не могут дать ребенку
представления о нормальном человеческом
мире. Эти игрушки существуют сами по себе,
привлекая детей вымышленными, нечеловеческими способностями.Через игрушки с
оккультным содержанием ребенок, играя с
«нелюдью» и «нечистью», сам того не осознавая, соприкасается с темным миром зла,
который разрушает его психику и душевное
состояние.
Сейчас большинство игрушек – это герои
мультфильмов. Здесь основная проблема вот
в чем: дети погрузились в этот искусственный мир экрана, а затем играют в то, что
увидели. Конечно, игрушки закладывают в
душу ребенка модель поведения. И можно
проследить, как изменилось внутреннее
состояние целого поколения, как стали непрочными семьи, исчезли взаимопонимание,
терпение, чистые сердечные отношения, – это
совершалось попутно с новой киноиндустрией,
новыми мультфильмами и новыми игрушками. Заметьте: у многих героев мультиков
нового поколения отсутствуют душевность,
скромность и целомудрие. Они демонстрируют раскованность, подчас жестокость. Какие
выходки допускает маленькая героиня в современном мультфильме «Маша и медведь»?
Это же издевательство, оно становится моделью поведения. Кто будет потом терпеть
такую Машу в реальной жизни?
Все это вторгается и в мир игрушек. Мы
уже перестаем воспринимать ненормальность
таких фантастических порождений, как, например, человек-паук. Роботы и конструкторы даже своим внешним видом устрашают
и отталкивают. Монстры вторглись в жизнь
наших детей. Многие игрушки женского пола
потеряли женственность, приближаются к
мужскому типажу либо же подчеркивают
сексуальность, которая никак не подходит
для маленьких детей.
Если родители покупают своему чаду
игрушки, несущие в себе оккультизм, то
потом пусть не удивляются, если их ребенок начал принимать участие в каких-то
ритуалах, стал жестоким и неуправляемым.
Почему у нас дети страдают депрессиями,
подвержены суициду, почему переполнены
психиатрические лечебницы, откуда столько
детской наркомании? К сожалению, это все
идет от того, что ребенка неправильно ввели
в мир взрослых.
В России есть игрушки, которые направлены, прежде всего, на выявление у ребенка
интереса к какой-то профессии: строителя,
машиниста, врача. Вспомните о русских
матрешках – это очень хорошая игрушка,
которая развивает логику. Чтобы все матрешки уместились в одну, нужно проявить
большую сообразительность. Также очень
хорошие игрушки – это уменьшенные копии
каких-то взрослых принадлежностей. Есть
замечательные куклы, которые выглядят как
живые младенцы. Детям интересно с этими
игрушками, они развивают в детях заботу и
ответственность.
Какой же выход? Самое главное – освобождаться от виртуального мира компьютерных игр и бесконечного просмотра
мультфильмов. И здесь должны действовать
взрослые. На самом деле проблема не в
детях, а в родителях, которым очень удобно, чтобы ребенок их не трогал, ничем
не тревожил, а спокойненько сидел возле
монитора, да и сам родитель в это время
сидит за своим ноутбуком. Ведь чтобы было
нормальное воспитание, себя нужно заставить подняться из-за компьютера, пойти с
ребенком на улицу, организовывать какието мероприятия. Нужно учиться общаться с
детьми, и тогда мы сами поймем и увидим,
как организовывать игры детей и чем их
наполнять. Если освободить детей от авторитета героев мультфильмов, то будет легче
предлагать им нормальные игрушки и игры.
И такие игрушки есть, надо просто присмотреться: традиционные куклы, коляски,
которые так важны для девочек, маленькая
техника, развивающие конструкторы для
мальчиков. В магазинах, слава Богу, есть
много заготовок для детского творчества
– лепки, рисования. Это ведь все можно
выстраивать в виде игры. Надо быть внимательными к своим детям, и тогда жизнь
семьи приобретет совершенно новый характер, доставит радость как детям, так и их
родителям.
Подготовлено Натальей БОРОДКИНОЙ,
членом союза писателей России,
по материалам статей
православного психолога
Людмилы Федоровны ЕРМАКОВОЙ
|