«После того как восстановили храм, не
стало убийств». Этим своим наблюдением поделился со мной как-то один наш постоянный
прихожанин, долго живший в селе. Совпадение? Не знаю. Но, действительно, о последнем
преступлении такого рода в селе Кулаково
Тюменского района я слышал только в 2006
году, когда был направлен сюда для служения
в Свято-Никольском храме.
«После того как восстановили храм, не
стало убийств». Этим своим наблюдением поделился со мной как-то один наш постоянный
прихожанин, долго живший в селе. Совпадение? Не знаю. Но, действительно, о последнем
преступлении такого рода в селе Кулаково
Тюменского района я слышал только в 2006
году, когда был направлен сюда для служения
в Свято-Никольском храме.
Храм наш был построен и освящен в 1901
году. Строился он благодаря инициативе и на
средства купца Николая Мартемьяновича Чукмалдина – выходца из Кулаково, в последние
свои годы жившего в Москве, но построившего
на малой родине школу и церковь. Так получилось, что до окончания строительства храма
Николай Чукмалдин не дожил совсем немного.
Его тело было привезено по железной дороге
до Тюмени, принесено в Кулаково и погребено
в склепе под храмом. И освящение храма, и
отпевание его строителя совершалось в один
день.
Много Чукмалдин боролся с пьянством в
своем родном селе: организовывал сельский
банк с небольшими процентами, выкупал
у государства право на винную торговлю,
чтобы никто не смог организовывать кабак.
Однако после нескольких десятилетий борьбы
он писал: «Кабак меня победил!.. Пьянство
началось повальное, и деревни (Кулаково и
соседнее Гусельниково – прим. авт.) в дватри года из зажиточных стали бедными, из
сравнительно нравственных превратились в
буйных, с уголовными преступлениями самого
тяжкого характера» («Ирбитский ярмарочный
листок», 1895 г.).
Возвращаясь к дню сегодняшнему, надо
сказать, что пьянство в селе, как это ни покажется странным, стало делом малозаметным. В
2006 году, только приехав в Кулаково, я часто
видел на улицах пьяных и ужасался: «Куда я
попал!». Осмотревшись, стал замечать, что
нормальные люди целыми днями на работе,
они не ходят впустую по улицам, поэтому их
и не видно. Но теперь ситуация изменилась
еще кардинальнее: пьяного в селе уже совсем
(или почти) и не встретишь. Чукмалдин был бы
доволен! Не прошло и 200 лет… Надолго ли?
Конечно, люди стали жить лучше, в сравнении с прежними временами люди стали
жить богаче. Это правда, и не надо тут прибедняться. Наркотики? Пожалуй, и эта проблема не стоит в обществе сейчас так остро,
как лет 20 назад. Да, в селе мало работы,
большинство каждый день уезжают на работу
в аэропорт «Рощино» и в Тюмень, но все-таки
люди заняты.
Пригородная деревня – это совсем не то
же, что деревня в отдаленном районе. Больше
возможностей найти работу, молодым можно
жить в деревне и учиться в городском вузе.
И школа есть 11-летняя, и спортом можно заниматься в секции лыжных гонок.
Но главная особенность наших дней, когда
люди обустроили свои городские квартиры,
приобрели автомобили, – это желание многих
тюменцев не только выезжать на дачу, но и
иметь свой дом в пригороде. Кто-то и квартиру
сохраняет, и строит дом в селе. У кого-то нет
таких средств, и люди совсем отказываются
от недвижимости в городе в пользу дома в
деревне. Сейчас ведь совсем не то, что лет
50 назад: современный дом на земле строится
со всеми удобствами. Такой дом ничем по
комфорту не отличается от квартиры в городе,
но имеет и много плюсов: отсутствие соседей
«через стенку», возможность иметь кошек и
собак без необходимости их постоянно выгуливать, свое парковочное место для машины,
своя яблоня, своя малина, «свои» скворцы,
«свое» звездное небо и т.д. Кроме того, детей
можно оставлять гулять одних в ограде.
Однако, конечно, «дом невелик, а лежать
не велит». Если протекает крыша, сломался насос или котел, ветром завалило забор, замело
снегом – никакую управляющую компанию не
призовешь к ответу, бери сам – и делай. Либо
будешь постоянно кого-то нанимать, либо очень
быстро научишься многому сам – но разве ж
это плохо?! Людям в возрасте, конечно, не
просто решать подобные проблемы, особенно
женщинам. Поэтому и решаются на переезд
из города семьи молодые либо средних лет.
Именно семьи: одинокий человек вряд ли соберется на такой переезд.
Кто-то скажет: «Конечно! Взяли невесть
где миллионы, теперь строят свои дома». Но
я так думаю, что пусть они их лучше строят
здесь, чем где-нибудь за границей. Ведь, строя
дом, люди оставляют здесь свои средства, они
нанимают строителей, за этим домом кто-то
потом присматривает, даже если хозяева постоянно живут в городе – все равно придется
привлекать к работе кого-то из местных, опять
же создавая занятость на селе.
Сейчас много говорят о пространственном,
горизонтальном развитии нашей страны. Зачем строить многоэтажные дома, когда можно
относительно равномерно распределяться по
земле? Конечно, нужна хорошая дорожная
сеть, электричество, газ, инфраструктура, но
эти вложения, хоть и немалые, будут работать
на нашу страну многие годы.
Но что же я все о земном, а как чувствует
себя церковная община в селе Кулаково? Община, как и инфраструктура, требует вложений.
Но вложений другого порядка. Есть поговорка:
каков поп, таков и приход. Она справедлива,
но только при условии, если священник долго
служит на одном приходе. И пять, и десять лет
– это только начало, надо примерно полжизни
положить. Главное дело священника – это, конечно, совершать богослужения, исповедовать
людей, проповедовать, создавать на приходе
здоровую бесконфликтную атмосферу. Но не
менее важно дать прихожанам возможность
проявить себя, как-то самим поучаствовать
в жизни прихода. Кто-то может петь на
клиросе, читать, кто-то помогает священнику
в алтаре, кто-то готовит в трапезной, есть
и хозяйственные работы: благоустройство
территории, озеленение, воскресная школа и т.д. Все это
дает людям почувствовать
себя нужными, понять, что
они не только молитвою могут
послужить Богу, но и для Его
земной Церкви могут принести ощутимую пользу. Это
дает силы для дальнейшей
жизни, понимание, что твои
труды нужны, что ты сам
нужен. Наш приход растет, в
том числе за счет тех самых
тюменцев, строящих дома в
селе и становящихся постоянными прихожанами, и за
счет переезжающих северян.
Часто люди основной смысл жизни полагают в работе, в карьере. Но вот они выходят
на пенсию и ощущают себя ненужными. Кто-то
считал, что главное – дети, а дети выросли и
разъехались. Хорошо еще, если семья – муж и
жена – остаются вместе до глубокой старости.
А если кто-то уходит раньше, в чем смысл
дальнейшей жизни вдовца или вдовы? Старость
дается людям от Бога, чтобы они смирили
свою гордость, поняв, что только жизнь вечная
имеет настоящую цену, а все земные успехи
и радости преходящи.
Хорошо не только иметь
домик в деревне: и жить
здесь совсем даже не плохо.
Особенно заметно это становится сейчас, в условиях
карантина и самоизоляции.
Протоиерей Григорий
МАНСУРОВ,
настоятель СвятоНикольского храма
с. Кулаково Тюменского
района, май 2020 г.
|