«Царственные особы всегда обращали внимание, чтобы в епархию направлялся любвеобильный владыка, который сострадал бы к
народам и воспринимал их как детей одной большой семьи».
Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий
Так называлась встреченная мною в
газете «Русскiй Cтягъ» № 16 за 1915 год статья, посвященная Тобольскому митрополиту
Павлу. Учитывая, что это издание практически не известно современному читателю и не
оцифровано, считаю необходимым полностью
привести текст этой статьи.
«Нынешней осенью в древнепрестольном
Киеве предстоит празднование редкого (после 1497 года) церковного события: прославление памяти и причисление к лику святых
Православной Церкви блаженно почившего в
1770 году бывшего Тобольского митрополита
Павла, коего нетленные мощи уже 145 лет
хранятся в Киево-Печерской Лавре.
Петр Конюскевич (таково мирское имя
святителя) происходил из мещан Галичины
и родился 21 декабря 1705 г. в городке
Самборе, но воспитывался 16 лет (1717-
1733) и научное образование закончил в
Киевской академии. При окончании курса
он был пострижен в монашество с именем
Павла и зачислен в клир Киевской Лавры,
где митрополитом Рафаилом Заборовским
был рукоположен в звание диакона (1734) и
позже – в сан иеромонаха (1739).
Как блестящий по успехам в науках,
иеромонах Павел тогда же назначен был
профессором академии, но жил при лаврской
типографии, а в 1740 г. сопровождал своего
митрополита Тимофея Щербацкого в Петербург для представления императрице Анне
Иоанновне и в 1741 г. стал проповедником
Славяно-греко-латинской академии в Москве.
Переведенный (1744) в Новгород в сане
архимандрита настоятелем знаменитого
Юрьевского монастыря, преосвященный Павел участвовал, как первый член духовной
консистории, в управлении обширною новгородскою епархией и только на 53 году своей
полезной и примерно-праведной службы был
хиротонисан в Петрограде (23 мая 1758
года) прямо в сан митрополита Тобольского
и Сибирского.
Эта епархия была колоссальна (вся западная половина Сибири), и среди ее населения было много язычников и раскольников. С
удивительным усердием митрополит трудился
по благоустроению вверенной ему епархии, а
для духовной семинарии в Тобольске пригласил лучших учителей из Киевской академии.
Им построено много храмов. Подведомое
ему духовенство святитель побуждал увещаниями, просьбами и наказаниями совершать
дело Божие неленостно и не с небрежением.
Строже всего он относился к тем пастырям,
которые плохо вели свое дело, обманывая
архипастыря.
В то же время митрополит Павел категорически требовал исполнения законов и
церковных правил и от мирских членов своей
паствы, но к бедным и несчастным людям
был милостив: объезжая свою епархию, он
раздавал милостыню острожникам, нищим и
арестантам. Немало потрудился святитель
и в борьбе с раскольниками, вразумляя
заблудших то добрым словом увещания, то
мерами строгого наказания.
Особливо же внимательно митрополит заботился обратить язычников в христианскую
веру, приказывая священникам терпеливо
относиться к слабостям новообращенных из
язычества христиан и заботиться о них с
отеческою любовью.
И тобольско-сибирская паства уважала
и любила своего архипастыря за его труды,
заботливость и милосердие. Но нашлись в
Тобольской епархии и недовольные строгим,
но всегда справедливым митрополитом. Эти
лица писали жалобы на митрополита, клеветали на него и даже ходили в Петербург со
своими жалобами.
Через десять лет управления Тобольскою
епархией митрополит был вызван (1768) в
Москву для синодского разбора жалоб на
святителя. В Москве митрополит заболел
и просил, чтобы его уволили на покой, по
обещанию, в Киево-Печерскую Лавру, где с
августа 1768 года он и поселился, проживая
строго-подвижнически. Каждый воскресный
и праздничный день митрополит совершал
литургию, а своей вообще скудною пищей
делился с бедняками, которых иногда сам
приводил до своей келии. Перед смертью
своей он роздал все имущество свое и блаженно почил 4 ноября 1770 года.
Облаченное в архиерейские одежды
тело митрополита после панихиды было поставлено под полом Стефановского придела
лаврской соборной Свято-Успенской церкви.
С той поры, вот уже 145 лет, еженедельно по
четвергам совершается соборная панихида у
гроба, хранящего нетленные мощи святителя
Павла» («Русский Стяг». 1915. № 16. С. 125).
Интересная деталь: в № 24 за тот же
1915 г. газеты «Русский Стяг» опубликована
статья «200-летие со дня кончины святителя
Иоанна, митрополита Тобольского». Наряду
с биографическими сведениями тобольского
архиерея сообщается, что «Преосвященный
Варнава Тобольский, радуясь, одобрил постановление епархиального съезда и обратился с ходатайством в Священный Синод.
Последний к 200-летию святителя Иоанна
дал уже принципиальное согласие на прославление и сопричисление к лику святых
угодников Божиих приснопамятного митрополита Тобольского, но, ввиду обстоятельств
военного времени, самое торжество прославления пока отложено впредь до конца
военных действий» («Русский Стяг». 1915.
№ 24. С. 190). Несмотря на оговорку, что
прославление состоится после окончания
военных действий, уже в 1916 г. в той же
газете сообщалось о состоявшейся канонизации святого Иоанна Тобольского.
Почему же не состоялась канонизация
митрополита Павла, о которой «Русский
Стяг» писал как о деле решенном? Из статьи
в интернете удалось выяснить, что работа
по канонизации митрополита началась в
начале ХХ века в связи с приближающимся
300-летием Киевской духовной академии.
Особую активность в этом проявил отец
Федор Титов. Но какие подводные камни
все-таки помешали осуществиться этому
замыслу, мы вряд ли когда узнаем. Вполне
возможно, что причиной мог стать случившийся у митрополита Павла конфликт со
Священным Синодом.
В 1984 году митрополит Павел был внесен в святцы Русской Православной Церкви
в составе Собора Сибирских святых (Бурега
Владимир. Академия в ликах: Собор святых
Киевской духовной академии / «Журнал Московской Патриархии». 2015. № 12).
Первое печатное упоминание о митрополите Павле удалось обнаружить в капитальном труде П.А. Словцова «Историческое
обозрение Сибири». Давая общую характеристику группе глав Тобольской епархии,
среди которых был и митрополит Павел,
исследователь писал: «Помянутые первосвященники, как воспитанники духовных училищ
или академий, хорошо были наставлены,
сверх латинской словесности, в предметах
духовного учения и горячо пеклись о распространении христианства, так что иногда
надлежало правительству останавливать их
ревность, не по разуму государственному
действовавшую» (Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Новосибирск. 1995.
С. 358).
Словцов сообщает об интересном факте: по предложению Санкт-Петербургской
академии наук 30 марта 1761 г. для наблюдения прохождения Венеры через Солнце
в Тобольск приехал французский астроном
аббат Шапп Дотрош. Историк свидетельствует: «Обсерватория его была установлена
на горе, в версте за городом. Прохождение
планеты чрез солнечный круг последовало
26 мая / 6 июня, и астроном работал вблизи
любопытных посетителей: митрополита, двух
архимандритов, губернатора Соймонова,
графа Ап. Мусина-Пушкина, бывшего губернским прокурором. Для них поставлена была
особая палатка с приличным инструментом».
Аббат Шапп в своих отзывах представил
митрополита Павла «очень вежливым и в
беседе приятным. Сверх того, аббат видел в
митрополите хорошего латиниста, ревнителя
веры, но не верившего в движение Земли
около Солнца» (Словцов П.А. С. 367, 358).
Личности митрополита Павла в дореволюционный период большой материал посвятил
исследователь Николай Алексеевич Абрамов.
Статья написана с большой любовью к тобольскому владыке.
В нынешнем 2020 году исполняется 250
лет со дня смерти митрополита Павла. Только одно утверждение в дореволюционной статье: «им построено много храмов» – уже достойно целой книги. Один из объектов, строительство которого начато при митрополите
Павле в 1760-х гг. и закончено к 1767 г.,
– соборная ризница, помещение церковных
ценностей, – и по сей день украшает Тобольский кремль. Недавно митрополит Тобольский
и Тюменский Димитрий объявил о реальных
сроках завершения восстановления Спасской
церкви в Тюмени (в 1766 г., незадолго до
отъезда митрополита Павла, на этом месте
сгорела деревянная церковь). Символично:
после отзыва митрополита Павла митрополия
в Тобольске была уничтожена. При владыке
Димитрии Тобольская епархия вновь приобрела статус митрополии, после многолетнего
запустения восстановлено много храмов и
возведены и продолжают возводиться новые.
Александр ВЫЧУГЖАНИН,
член Российского исторического
общества, г. Тюмень
|