ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6-7 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

К предстоящей канонизации Тобольского митрополита Павла (+ 1770 г.)

«Царственные особы всегда обращали внимание, чтобы в епархию направлялся любвеобильный владыка, который сострадал бы к народам и воспринимал их как детей одной большой семьи».

Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий

Так называлась встреченная мною в газете «Русскiй Cтягъ» № 16 за 1915 год статья, посвященная Тобольскому митрополиту Павлу. Учитывая, что это издание практически не известно современному читателю и не оцифровано, считаю необходимым полностью привести текст этой статьи.

«Нынешней осенью в древнепрестольном Киеве предстоит празднование редкого (после 1497 года) церковного события: прославление памяти и причисление к лику святых Православной Церкви блаженно почившего в 1770 году бывшего Тобольского митрополита Павла, коего нетленные мощи уже 145 лет хранятся в Киево-Печерской Лавре.

Петр Конюскевич (таково мирское имя святителя) происходил из мещан Галичины и родился 21 декабря 1705 г. в городке Самборе, но воспитывался 16 лет (1717- 1733) и научное образование закончил в Киевской академии. При окончании курса он был пострижен в монашество с именем Павла и зачислен в клир Киевской Лавры, где митрополитом Рафаилом Заборовским был рукоположен в звание диакона (1734) и позже – в сан иеромонаха (1739).

Как блестящий по успехам в науках, иеромонах Павел тогда же назначен был профессором академии, но жил при лаврской типографии, а в 1740 г. сопровождал своего митрополита Тимофея Щербацкого в Петербург для представления императрице Анне Иоанновне и в 1741 г. стал проповедником Славяно-греко-латинской академии в Москве. Переведенный (1744) в Новгород в сане архимандрита настоятелем знаменитого Юрьевского монастыря, преосвященный Павел участвовал, как первый член духовной консистории, в управлении обширною новгородскою епархией и только на 53 году своей полезной и примерно-праведной службы был хиротонисан в Петрограде (23 мая 1758 года) прямо в сан митрополита Тобольского и Сибирского.

Эта епархия была колоссальна (вся западная половина Сибири), и среди ее населения было много язычников и раскольников. С удивительным усердием митрополит трудился по благоустроению вверенной ему епархии, а для духовной семинарии в Тобольске пригласил лучших учителей из Киевской академии. Им построено много храмов. Подведомое ему духовенство святитель побуждал увещаниями, просьбами и наказаниями совершать дело Божие неленостно и не с небрежением. Строже всего он относился к тем пастырям, которые плохо вели свое дело, обманывая архипастыря.

В то же время митрополит Павел категорически требовал исполнения законов и церковных правил и от мирских членов своей паствы, но к бедным и несчастным людям был милостив: объезжая свою епархию, он раздавал милостыню острожникам, нищим и арестантам. Немало потрудился святитель и в борьбе с раскольниками, вразумляя заблудших то добрым словом увещания, то мерами строгого наказания.

Особливо же внимательно митрополит заботился обратить язычников в христианскую веру, приказывая священникам терпеливо относиться к слабостям новообращенных из язычества христиан и заботиться о них с отеческою любовью.

И тобольско-сибирская паства уважала и любила своего архипастыря за его труды, заботливость и милосердие. Но нашлись в Тобольской епархии и недовольные строгим, но всегда справедливым митрополитом. Эти лица писали жалобы на митрополита, клеветали на него и даже ходили в Петербург со своими жалобами.

Через десять лет управления Тобольскою епархией митрополит был вызван (1768) в Москву для синодского разбора жалоб на святителя. В Москве митрополит заболел и просил, чтобы его уволили на покой, по обещанию, в Киево-Печерскую Лавру, где с августа 1768 года он и поселился, проживая строго-подвижнически. Каждый воскресный и праздничный день митрополит совершал литургию, а своей вообще скудною пищей делился с бедняками, которых иногда сам приводил до своей келии. Перед смертью своей он роздал все имущество свое и блаженно почил 4 ноября 1770 года. Облаченное в архиерейские одежды тело митрополита после панихиды было поставлено под полом Стефановского придела лаврской соборной Свято-Успенской церкви. С той поры, вот уже 145 лет, еженедельно по четвергам совершается соборная панихида у гроба, хранящего нетленные мощи святителя Павла» («Русский Стяг». 1915. № 16. С. 125).

Интересная деталь: в № 24 за тот же 1915 г. газеты «Русский Стяг» опубликована статья «200-летие со дня кончины святителя Иоанна, митрополита Тобольского». Наряду с биографическими сведениями тобольского архиерея сообщается, что «Преосвященный Варнава Тобольский, радуясь, одобрил постановление епархиального съезда и обратился с ходатайством в Священный Синод. Последний к 200-летию святителя Иоанна дал уже принципиальное согласие на прославление и сопричисление к лику святых угодников Божиих приснопамятного митрополита Тобольского, но, ввиду обстоятельств военного времени, самое торжество прославления пока отложено впредь до конца военных действий» («Русский Стяг». 1915. № 24. С. 190). Несмотря на оговорку, что прославление состоится после окончания военных действий, уже в 1916 г. в той же газете сообщалось о состоявшейся канонизации святого Иоанна Тобольского.

Почему же не состоялась канонизация митрополита Павла, о которой «Русский Стяг» писал как о деле решенном? Из статьи в интернете удалось выяснить, что работа по канонизации митрополита началась в начале ХХ века в связи с приближающимся 300-летием Киевской духовной академии. Особую активность в этом проявил отец Федор Титов. Но какие подводные камни все-таки помешали осуществиться этому замыслу, мы вряд ли когда узнаем. Вполне возможно, что причиной мог стать случившийся у митрополита Павла конфликт со Священным Синодом.

В 1984 году митрополит Павел был внесен в святцы Русской Православной Церкви в составе Собора Сибирских святых (Бурега Владимир. Академия в ликах: Собор святых Киевской духовной академии / «Журнал Московской Патриархии». 2015. № 12). Первое печатное упоминание о митрополите Павле удалось обнаружить в капитальном труде П.А. Словцова «Историческое обозрение Сибири». Давая общую характеристику группе глав Тобольской епархии, среди которых был и митрополит Павел, исследователь писал: «Помянутые первосвященники, как воспитанники духовных училищ или академий, хорошо были наставлены, сверх латинской словесности, в предметах духовного учения и горячо пеклись о распространении христианства, так что иногда надлежало правительству останавливать их ревность, не по разуму государственному действовавшую» (Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Новосибирск. 1995. С. 358).

Словцов сообщает об интересном факте: по предложению Санкт-Петербургской академии наук 30 марта 1761 г. для наблюдения прохождения Венеры через Солнце в Тобольск приехал французский астроном аббат Шапп Дотрош. Историк свидетельствует: «Обсерватория его была установлена на горе, в версте за городом. Прохождение планеты чрез солнечный круг последовало 26 мая / 6 июня, и астроном работал вблизи любопытных посетителей: митрополита, двух архимандритов, губернатора Соймонова, графа Ап. Мусина-Пушкина, бывшего губернским прокурором. Для них поставлена была особая палатка с приличным инструментом». Аббат Шапп в своих отзывах представил митрополита Павла «очень вежливым и в беседе приятным. Сверх того, аббат видел в митрополите хорошего латиниста, ревнителя веры, но не верившего в движение Земли около Солнца» (Словцов П.А. С. 367, 358). Личности митрополита Павла в дореволюционный период большой материал посвятил исследователь Николай Алексеевич Абрамов. Статья написана с большой любовью к тобольскому владыке.

В нынешнем 2020 году исполняется 250 лет со дня смерти митрополита Павла. Только одно утверждение в дореволюционной статье: «им построено много храмов» – уже достойно целой книги. Один из объектов, строительство которого начато при митрополите Павле в 1760-х гг. и закончено к 1767 г., – соборная ризница, помещение церковных ценностей, – и по сей день украшает Тобольский кремль. Недавно митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий объявил о реальных сроках завершения восстановления Спасской церкви в Тюмени (в 1766 г., незадолго до отъезда митрополита Павла, на этом месте сгорела деревянная церковь). Символично: после отзыва митрополита Павла митрополия в Тобольске была уничтожена. При владыке Димитрии Тобольская епархия вновь приобрела статус митрополии, после многолетнего запустения восстановлено много храмов и возведены и продолжают возводиться новые.

Александр ВЫЧУГЖАНИН,
член Российского исторического
общества, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.