бразования является одной из насущных
потребностей постсоветской России. За годы
советской власти иконописание, как часть
дореволюционной отечественной культуры,
было вытеснено за пределы общественной жизни, и только в эпоху перестройки
впервые открыто стал подниматься вопрос
о восстановлении образования в области
церковного искусства. В первую очередь
это стало возможным сделать при таких
церковных учебных центрах, как семинарии
и академии.
Иконописной школе при Тобольской
духовной семинарии уже более 20 лет. За
эти годы организован учебный процесс,
учащиеся обретают навыки иконописания,
стенописи, знакомятся с основами сохранения и реставрации предметов церковной
старины, имеют возможность раскрыть свои
творческие способности в дополнительных
занятиях. При этом роль архипастырского
благословения ректора семинарии остается
первостепенной во всех историко-культурных
начинаниях. Вот хроника становления иконописного делания в Тобольской епархии.
1994 г.: по благословению епископа
Димитрия в Тобольско-Тюменской епархии
возникла иконописная мастерская. Мастерскую возглавил поступивший на обучение в
семинарию в 1991 году Алексей Князев. Он
первый начинает в Тобольске писать иконы: в 1992 году пишет фрески на барабане
колокольни Абалакского монастыря и в том
же году на колоннах Софийско-Успенского
кафедрального собора композицию «Благовещение Пресвятой Богородицы». В 1993
году Алексей Князев принимает монашеский
постриг с именем Алипий. Вокруг него собираются любители церковного искусства,
из них образуется иконописный кружок при
Тобольской духовной семинарии, посещать
который могли все желающие. Вскоре владыка Димитрий направляет игумена Алипия
(Князева), имеющего светское художественное образование, в иконописную школу
при Московской духовной семинарии. Там
выпускник Тобольской семинарии знакомится с технологией канонической темперной
иконописи и смежными дисциплинами.
1994-96 гг.: в годы зарождения иконописной школы перед руководством епархии
стояла задача сформировать профессиональный педагогический состав, владеющий
основами иконописного мастерства,
что для постперестроечного времени
было весьма непросто.
1996 г.: иконописная мастерская
реорганизована в иконописную школу
при Тобольской духовной семинарии.
Наряду с иконописанием преподаются основы стенописи и реставрации
станковой живописи. В первом классе
иконописной школы числилось только шесть учащихся. Преподавание
велось выпускниками иконописной
школы при Московской духовной
академии и семинарии: И.В. Рыковой,
В.В. Барановым, П.В. Анциферовым.
В следующем учебном году иконописная школа выросла до 23 человек, к общему курсу
занятий добавились многие богословские
дисциплины, нужные церковному художнику.
1999 г.: первый выпуск иконописной
школы. Выпускники, обретшие специальность
«иконописец», разъезжаются по епархиям
региона и на север Тюменской области, в
автономные округа.
2000 г.: студенты совместно с преподавателями командированы в Оптину пустынь.
Цель поездки – знакомство с технологическим процессом фресковой живописи по
сырому.
2000-2019 г.: иконописная школа продолжает динамично развиваться, постоянно
растет число учащихся и преподавателей. В
эти годы в состав преподавательского состава вошли некоторые лучшие выпускники
Тобольской иконописной школы.
В настоящее время тобольские иконописцы изучают следующие предметы: из
специальных – иконописание, фреску, иконоведение, основы реставрации, историю церковного искусства; помимо этого изучаются
богословские предметы – библейская история, Священное Писание Ветхого и Нового
Завета, катехизис, церковнославянский язык,
история Русской Церкви и общецерковная
история. Студенты и преподаватели совершают творческие поездки в храмы-памятники
и музеи Центральной России, где не только
знакомятся с шедеврами древнерусского искусства, но и делают копии с иконописных и
фресковых подлинников, которые используются для учебного процесса и организации
тематических выставок.
2006 г.: преподавательский совет школы
принял деятельное участие в разработке
концептуального решения росписи СофийскоУспенского собора. Правительство Тюменской области прислушалось к аргументации
Епархиального совета воспроизвести роспись
в соборе в традициях иконного искусства XVII
в., а также реконструировать сохранившиеся
на южной стене храма фрагменты живописи
начала XVIII в.
2007-2008 гг.: преподаватели и студенты
трудились над росписью придела святителя
Иоанна Златоуста Софийско-Успенского собора Тобольского кремля и храма в честь
преподобного Сергия Радонежского в ризнице
Софийско-Успенского собора.
2008 г.: при иконописной школе были отрыта реставрационная мастерская. Сегодня
в ней трудятся 4 аттестованных специалиста
по реставрации металла, ткани и станковой
живописи.
Когда происходил современный процесс
становления тобольской иконописной школы,
перед группой преподавателей была поставлена еще одна очень важная цель: изучать
иконы, которые были написаны в дореволюционные годы на территории Сибири, обращая
внимание на их особенности. С этой целью
были предприняты экспедиционные поездки в
древнейшие храмы Тюменской епархии, чтобы изучить и задокументировать дошедшие до
нас старинные иконы и предметы церковного
искусства. По сути, эта работа стала продолжением той собирательской деятельности,
которую предприняли наши предшественники
на рубеже 1900-х гг., когда было принято
решение организовать в Тобольске церковное
древлехранилище.
Начиная с 1998 г., экспедиционные
поездки по храмам Тюменской епархии
становятся постоянными. В ходе них преподавателями и студентами иконописной школы
были выявлены ценные памятники истории
и искусства. Кроме того, в подобных экспедициях производится фотофиксация икон
и предметов церковного искусства и на них
заводится учетная карточка. В отдельных храмах составлены паспорта на наиболее ценные
иконы. Приходские священники передают в
древлехранилище иконы, которые находятся
в аварийном состоянии или являются невостребованными.
Таким образом, в настоящее время составлена база данных, которая позволяет
увидеть картину развития сибирской иконы. И
это ценнейший материал. Ведь история развития сибирской иконы только в последние
двадцать лет стала достоянием общества.
Тобольск стоял у истоков сибирской иконописи, поэтому та работа, которая проведена
коллективом иконописной школы, имеет немалую ценность и в общероссийской истории.
За прошедшие годы был собран
фонд, состоящий из 4 с лишним тысяч единиц хранения. Собранные в
фонде иконописной школы памятники
церковного искусства легли в основу
музейно-выставочной работы, которая
проводится педагогическим составом
и студентами. Кроме того, в фондах
иконописной школы имеется большая
этнографическая часть: коллекция народного костюма и крестьянского быта,
которая параллельно собиралась все
это время.
Учебные и практические занятия
воспитанников иконописной школы
проходят в здании бывшего епархиального
женского училища по улице Ремезова, 11.
Хочется особо отметить несколько проектов, реализованных студентами и преподавателями иконописной школы:
– выставка «История сибирского церковного искусства» в 6 залах ризницы Софийско-Успеского собора Тобольского кремля. В
них выставлены и самые ценные реликвии
епархии: иконы XVI-XVIII вв., подписные
иконы тобольских иконописцев, культовая
скульптура, богослужебные предметы и церковная утварь;
– музеефикация бывшего женского
епархиального училища, в стенах которого в
настоящее время размещается Тобольская
иконописная школа. Здесь развернулась
экспозиция «История женского церковного
образования в Тобольске». Учебные коридоры и рекреации также использованы под
экспозиции «История сибирской иконописи»,
«Процесс создания иконы в дореволюционный период и учебный процесс иконописи
в Тобольской школе», «Основы фресковой
живописи», «Реставрация темперной иконы
и иконного оклада».
Экспозиция «Процесс создания иконы
в дореволюционный период и учебный процесс иконописи в Тобольской школе» – тема,
которая родилась как важная составляющая
учебного процесса. Она необходима для абитуриентов и студентов, поскольку показывает,
с какими материалами предстоит работать,
как проходит процесс создания иконы. Размещение этой и других экспозиций в коридорах иконописной школы дало возможность
и сторонним посетителям – школьникам,
студентам, паломникам – рассказать о том,
как древнейший процесс создания иконы сохраняется в стенах православных мастерских,
что и сегодня, как 300-500 лет назад, икону
пишут натуральной темперой, изобретенной
еще в Византии.
Экскурсоводами в стенах иконописной
школы выступают студенты. Они самостоятельно готовят с помощью преподавателей
экскурсионный материал, чем значительно
расширяют границы своего познания, обретая умение выразить свои мысли, следить
за правильностью речи, корректно ответить
на все вопросы. За 2017-2019 учебные
годы, по подсчетам старшего экскурсовода,
выставки иконописной школы посетили пять
тысяч человек.
Кроме того, студентами и преподавателями
тобольской иконописной школы систематически
организовываются выездные выставки в другие
города нашего региона: Тюмень, Ханты-Мансийск, Когалым и др.
Таким образом, история нашего православного прошлого, отраженная в музейновыставочной деятельности преподавателей
и студентов Тобольской иконописной школы,
может рассматриваться сегодня как миссионерская работа среди нуждающихся в
православном стержне россиян.
Всего в иконописной школе при Тобольской духовной семинарии получили дипломы
об окончании курса 115 человек. Абитуриенты в иконописную школу приезжают из многих епархий России и ближнего зарубежья.
Иерей Виталий ВЕДЕРНИКОВ,
заведующий иконописной школой при
Тобольской духовной семинарии
|