Самое первое впечатление от нового
фильма тюменского режиссера Константина
Одегова – «цепляет». Предыдущий фильм, который смотрел в том же кинотеатре «Гудвин»,
– последний из Бондианы, «007: Спектр» с Дэниэлом Крейгом в главной роли. Как говорят
англоязычные, «вэлл дан» – фильм сделан замечательно! Все хорошо – всемирно известные
актеры, масса спецэффектов, натурные съемки
в различных уголках мира, интересный сюжет,
музыкальное сопровождение (и необходимое
условие для реализации этого грандиозного
режиссерского замысла – огромный бюджет).
Но эффект от этого зрелища исчезает уже за
стенами кинотеатра.
Сюжет фильма «Рисунки дождем» очень
прост: мальчик, охваченный недугами, пытается
бороться с болезнью, которая фактически уже
обрекла его на инвалидность. Врачи уверены,
что в будущем мальчик с таким заболеванием сможет передвигаться только с помощью
костылей. Бороться с болезнью мальчику помогает его бабушка со своим традиционным
представлением о воспитании. И по молитвам
бабушки такое чудо происходит – через три
года после пребывания в спецсанатории мальчик, оказавшийся там как лежачий больной,
выходит практически здоровым человеком.
Года два назад я читал киноповесть
Одегова «Я знаю, что ты есть», по которой
и снят фильм. Это автобиографическая
книга, и, будучи знаком с автором, ставшим
профессиональным хоккеистом, добившимся
признания в творческой сфере, все произошедшее с ним я расцениваю как чудо.
Но, как говорит сам Одегов, это фильм
многослойный. Действие происходит в двух
временах: в Тюмени 1960-х годов и в наше
время. Одегов, как и в своих предыдущих
фильмах, выступает в качестве автора сценария, режиссера, продюсера. Как известно,
режиссер отвечает за все, начиная с подбора
актеров. А их в фильме задействовано порядка ста человек. По признанию режиссера, 90 процентов – дебютанты, в основном
тюменцы. Но в фильме также задействованы известные актеры – тюменские актеры
Леонид Окунев, Елена Самохина, Сергей
Осинцев, Николай Аузин, Наталья Никулина.
Для Владимира Толоконникова, получившего
всесоюзную известность и зрительское признание после фильма «Собачье сердце»,
роль в фильме Одегова стала последней.
Одегов с восхищением говорит о тюменском
мальчике Севе Храмове, сыгравшем в фильме главную роль.
Интересно мнение о фильме одного из
тюменцев, высказанное на сайте «Кинотеатр.ру». Одегов вполне может этот отзыв
распечатать, оправить в золотую рамку и
гордиться им как самой престижной наградой. Даже и хорошо, что автор скрыл себя
за псевдонимом «Зритель 72 (Тюмень)».
Поистине «Vox populi!». Раз в Тюмени есть
такие зрители, то и профессиональных киноведов не требуется для разбора фильма.
Справедливо хотя бы часть из этого отзыва
привести, тем более что и мне близко это
суждение:
«… Я долгое время просто хочу посмотреть фильм, который или поднимет мне
настроение, как, например, старый добрый
(и да, американский) «День сурка», или, наоборот, заставит погрустить… И тут просто
фильм. Тюменского режиссера, снятый почти
без бюджета. И я, наконец-то, рад. Рад, что
посмотрел, как мне кажется, первый за
долгие годы фильм, в котором никто никого
не убивает, ничто не взрывается, никто не
спаривается, и он про мою страну, мой
город, моих сограждан, про мою религию.
И мне больше ничего не надо. Я все для
себя увидел, все для себя уяснил, все сам
себе додумал, что хотел. Не было в фильме
кульминации и невероятной, нервозной развязки. Была история, были люди, сложилась
картина – получился фильм».
И на том же сайте мнение Ольги Тур из
далекого Благовещенска: «Второй день под
впечатлением от фильма, премьера которого
состоялась вчера на «Амурской осени –
2018». Я о картине режиссера из Тюмени
Константина Одегова «Рисунки дождем».
Удивительно честный, чистый и интересный
фильм… Огромное спасибо Константину
Одегову и его соратникам за прекрасное
кино. За радость возвращения в детство.
За честность, искренность, профессионализм. Такое произведение сегодня – как
жемчужинка в потоке массмедийных волн».
Наверное, лейтмотивом настроения
картины можно считать мелодию к песне
«Небо в тучах, небо в тучах, тополя роняют снег…». Где-то в середине фильма
эта мелодия едва угадывается, причем
в непривычной аранжировке, но уже на
фоне заключительных кадров эта песня
звучит мощным завершающим аккордом в
хоровом исполнении. Дождь в соответствии
с режиссерским замыслом в этом фильме
идет несколько раз, создавая определенное
настроение, но главное его творение – это
радуга. Мой друг художник Виталий Воробьев однажды назвал радугу «Божьим
благословением».
Как признается сам Одегов, работали
тяжело, на износ. Но считает чудом, что
работы над фильмом завершились и картина
в итоге дошла до зрителя. Такой результат
достигнут благодаря тому, что все участники
творческого процесса, включая меценатов,
работали как одна команда. Среди меценатов – Николай Щепелин, Валерий Соболев,
Геннадий Куцев, Олег Чемезов. Доброе дело
они сделали, дав возможность тюменцам
посмотреть этот фильм. «Благословение» в
одном из словарей трактуется как благодарность Богу за Его неизреченную благость.
В фильме звучит и эта тема.
На просмотре 11 ноября в кинозале
«Гудвина» на 169 зрителей было занято
всего 17 мест. Такой результат вполне закономерен, учитывая практически полное
отсутствие рекламы. Но потенциальная
аудитория у фильма огромна.
Художник Марк Шагал однажды сказал:
«Искусство должно быть выражением любви,
или оно ничего не стоит». С этой точки зрения фильм «Рисунки дождем» безупречен.
Александр ВЫЧУГЖАНИН,
лауреат премии Союза писателей
России «Имперская культура»
имени Эдуарда Володина
(в номинации «Литературоведение»)
|