(Евангельское прочтение пьесы А.П. Чехова «Три сестры»)
Многие литературоведы, а вслед за ними и читатели, считают пьесу «Три сестры» самым загадочным произведением А.П. Чехова. Она и в самом деле загадочная, потому что многое, очень многое
в поведении героев пьесы понять весьма трудно, почти невозможно.
I
Обитатели провинциального города
живут очень праздно. «Оттого нам невесело
и смотрим мы на жизнь так мрачно, что
не знаем труда, – признается Ирина. – Мы
родились от людей, презирающих труд…»
«Я в самом деле никогда ничего не
делал, – вторит ей доктор Чебутыкин. –
Как вышел из университета, так не ударил
пальцем о палец, даже ни одной книжки не
прочел, а читал только газеты… Знаю по
газетам, что был, положим, Добролюбов, а
что он там писал – не знаю…»
Чуть позже он добавляет: «Может быть,
я и не человек, а только вот делаю вид,
что у меня и руки, и ноги, и голова; может
быть, я и не существую вовсе, а только
кажется мне, что я хожу, ем, сплю. (Плачет.)
О, если бы не существовать!»
Праздность, как мы знаем, корень всех
пороков; она разлагает человека, разъедает
его, как ржавчина; неудивительно поэтому
слышать от доктора такие, мягко говоря,
грустные признания.
Вот еще одно чудовище – штабс-капитан
Соленый. Каждое его слово, каждая реплика
выдают низкую подлую натуру. «Ужасно
страшный человек», – говорит о нем
Маша. Другая героиня, Наталья Ивановна,
заговорила как-то о своем ребенке, уверяя
присутствующих, что он «необыкновенный».
«Если бы этот ребенок был мой, то я
изжарил бы его на сковородке и съел бы»,
– мгновенно прореагировал Соленый.
Как его назвать? Дикарем, троглодитом,
людоедом? Не знаю. Да и вообще есть ли
слово, которым можно охарактеризовать
таких людей, мертвых по преступлениям…
(Еф. 2, 1)?
II
Все герои чеховской пьесы, все без
исключения несчастны. Прислушаемся к
их речам.
«О, я несчастная! – восклицает Ирина.
– Не могу я работать, не стану работать.
Довольно, довольно! Была телеграфисткой,
теперь служу в городской управе и ненавижу
и презираю все, что только мне дают
делать… а время идет, и все кажется, что
уходишь от настоящей прекрасной жизни,
уходишь все дальше и дальше, в какую-то
пропасть. Я в отчаянии, и как я жива, как
не убила себя до сих пор, не понимаю».
Она не догадывается, что давно себя
уже убила, что давно, подобно доктору, как
бы не существует и что вместо нее живет
кто-то другой.
А Маша все повторяет и повторяет
как бы в забытьи все одну и ту же фразу,
запомнившуюся еще со школьной скамьи:
«У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на
дубе том…» Это ее мечта, ей так хочется
умчаться из этого пошлого, скучного города
куда-нибудь подальше, лучше всего к
лукоморью, где растет большой высокий дуб,
ветви которого дают густую тень, и где так
хорошо отдохнуть в знойный летний день.
Она завидует даже птицам: «А уже летят
перелетные птицы… Лебеди или гуси…
Милые мои, счастливые мои…» Они улетают
в теплые южные страны, где много света,
радости, а она никуда не может улететь, ни
к Черному морю, ни к Балтийскому, ни к
Средиземному, и в Москву она тоже не может
уехать, хотя все время мечтает об этом.
«Неудачная жизнь», – признается Маша
(эти слова могли бы сказать и ее сестры).
Горькая истина, очень горькая, но изменить
ничего нельзя.
Жизнь человеческая на весах героев
пьесы не стоит и гроша. Соленый совершенно
хладнокровно готовится к убийству барона
Тузенбаха: убить вальдшнепа или человека –
какая разница? Чебутыкин недалеко ушел от
него. «Барон хороший человек, – говорит он,
– но одним бароном больше, одним меньше –
не все ли равно? Пускай! Все равно!»
III
Задумываются ли сестры,
главные герои пьесы, о смысле
жизни? Да, то одна из них, то
другая, то третья делают попытки
разобраться в этой сложной,
запутанной, непонятной жизни,
но все их усилия заканчиваются,
как правило, ничем. Ближе всех к
истине оказывается Маша, самая
младшая из сестер: «Мне кажется,
человек должен быть верующим или
должен искать веры, иначе жизнь
его пуста, пуста… Жить и не знать,
для чего журавли летят, для чего
дети родятся, для чего звезды на
небе… Или знать, для чего живешь,
или же все пустяки, трын-трава».
Хорошая, здравая мысль, но она остается
без применения – ни Маша, ни ее старшие
сестры палец о палец не ударили, чтобы
обрести Истину, чтобы приблизиться к Богу,
чтобы встать на путь спасения. Вместо этого
они, как и другие герои пьесы, занимаются
пустым времяпрепровождением, праздными
мечтаниями, жалким философствованием.
Продолжая разговор, Маша как бы
вскользь замечает: «У Гоголя сказано:
скучно жить на этом свете, господа!» Говоря
эти слова, она имеет в виду только то, что
жизнь скучна, безрадостна, однообразна,
полна пошлости, грубости, невежества,
всякой дури. А ведь Гоголь вложил в эту
фразу глубокий подтекст, вытекающий из
содержания его произведения («Повесть о
том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем»). Речь у него идет о самом
главном, о вере, а точнее, о неверии Ивана
Ивановича и Ивана Никифоровича. Они
поссорились и никак не могут примириться
потому, что ни разу в жизни не взяли в
руки Евангелие, не знают истин,
изложенных в нем, не знают, что,
если человек поссорился с другим
человеком, то должен примириться
с ним до захода солнца, что если
он не простит обидчика, то и его
Господь не простит.
О чем угодно говорят герои
пьесы – о своей работе, о своих
начальниках, о погоде, о комарах,
о жареной индейке и сладком
пироге с яблоками, о многих
других второстепенных вещах, – а
вот о душе как-то не получается.
Только один раз Ирина, будучи
не в лучшем настроении, заметила: «…душа
моя как дорогой рояль, который заперт и
ключ потерян».
Душа заперта на ключ. Да и как может
быть иначе, если она не знает Бога, не
знает молитв, не вкушала Святых Христовых
Таин, не согрета Божией благодатью? Мало
этого, оказывается, и «ключ потерян».
Что может быть горше этого? Что может
быть печальнее? Что может быть трагичнее?
Это значит, что все пути отрезаны, поезд
ушел, птицы не поют, солнце зашло, и
стало очень темно, непроглядная ночь стала
еще непрогляднее – кричи не кричи, все
равно не докричишься. Это значит, что
бедная душа давно мертва, и нет ни одного
человека, который отправился бы на поиски
потерянного ключа.
IV
«Надо жить», – говорит одна из сестер.
Но жизнь без Бога – разве это жизнь? Это
прозябание, это тлен, это, если быть точнее,
смерть. Сестры то и дело порываются уехать
в Москву, это их заветная мечта. Но какой
в этом толк? Предположим, что их мечта
осуществилась, и они, наконец, оказались
в столице. Что-нибудь изменилось бы в их
жизни? Проснулись бы они от греховного сна?
Зашли бы хоть раз в храм? Ничего подобного!
Ничегошеньки бы в их жизни не изменилось,
какие они были, такими бы и остались. И
окружение в столице было бы такое же пошлое
и мелочное; там их окружали бы точно такие
же мертвецы, как и в провинции.
Евангелие сестры не читают, как будто его
не существует; ну хорошо, тогда вспомнили бы
известные слова Гоголя, оставленные им в
предсмертных записках: «Будьте не мертвые, а
живые души». Может быть, эти слова помогли
бы им задуматься о своей жизни. Как ни жаль,
но для них и Гоголь не существует.
В чеховской драме есть одна символическая
сцена. Чебутыкин роняет фарфоровые часы,
и они разбиваются вдребезги. Как понять
этот инцидент? Время для героев пьесы как
бы остановилось, для них уже не существует
будущего. Да и настоящего не существует
(Чебутыкин: «Может, я не разбивал, а только
кажется, что разбил. Может быть, нам только
кажется, что мы существуем, а на самом
деле нас нет»).
Попутно вспомним третье действие драмы,
когда в городе случился пожар (Вершинин:
«Если бы не солдаты, то сгорел бы весь
город»). Пожар – это метафора, напоминание
о другом огне, геенском, в котором будут
мучиться те, кто не захотел узнать Бога или
отверг Его существование. («И судимы были
мертвые по написанному в книгах, сообразно
с делами своими… (Откр. 20, 12)).
«Три сестры» – это печальный реквием,
написанный гениальным пером.
V
Герои чеховской пьесы постоянно задают
себе и другим важные злободневные
вопросы. Андрей Сергеевич Прозоров,
умный незаурядный человек, хочет, как
и его сестры, понять, что же происходит
с ним и с его окружением. «Отчего мы,
едва начавши жить, становимся скучны,
серы, неинтересны, ленивы, равнодушны,
бесполезны, несчастны? – недоумевает он.
– Город наш существует уже двести лет, в
нем сто тысяч жителей, и ни одного, который
не был бы похож на других, ни одного
подвижника ни в прошлом, ни в настоящем,
ни одного ученого, ни одного художника, ни
мало-мальски заметного человека, который
возбуждал бы зависть или страстное желание
подражать ему… Только едят, пьют, спят,
потом умирают… родятся другие и тоже едят,
пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки,
разнообразят жизнь свою гадкой сплетней,
водкой, картами, сутяжничеством, и жены
обманывают мужей, а мужья лгут, делают
вид, что ничего не видят, ничего не слышат,
и неотразимо пошлое влияние гнетет детей, и
искра Божия гаснет в них, и они становятся
такими же жалкими, похожими друг на друга
мертвецами, как их отцы и матери…»
Рассуждает он правильно, здраво, более
того, ясно видит, что вокруг него одни
мертвецы; он мог бы смело сказать: в городе
мертвец на мертвеце сидит и мертвецом
погоняет. (Иисус сказал как-то одному из
Своих учеников: «…предоставь мертвым
погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22)).
VI
Итак, если взглянуть на чеховское
произведение не светскими, а духовными
очами, то все становится ясным, от загадок
не остается и следа. Жизнь без Христа –
вот главная мысль «Трех сестер», вот ключ,
которым открывается это произведение.
Пьеса А.П. Чехова – это громовой набат,
который русский народ, к сожалению, не
услышал. Она написана в 1900-м году, в то
время, когда безбожие, как проказа, поразило
русское общество: вольнодумство, праздность,
лицемерие, богохульство царят везде и всюду.
До первой русской революции осталось всего
пять лет, до второй – семнадцать. Зоркий
писатель, который прекрасно видит язвы
общества, говорит громко, во весь голос,
без лицеприятия, но его голос – это голос
вопиющего в пустыне.
После разрушительной революционной
смуты прошло сто лет. Что-нибудь изменилось
в России за это время? Прозрел ли русский
народ? Проснулся ли от греховного сна?
Понял ли причину всех зол, бед и несчастий,
которые обрушились на него и которые
множатся, как снежный ком, катящийся с
горы? К большому сожалению, на все эти
вопросы придется дать отрицательный ответ.
Верность Богу сохранило только «малое
стадо», а основная масса русского народа
по-прежнему остается «в стране далече».
Так что же нам ждать? Что мы пожнем
завтра и послезавтра? Новые беды и
новые несчастья, еще более грозные и
разрушительные, чем прежние. Ныне русские
люди страдают от безбожия еще сильнее, чем
чеховские герои. Но, как и чеховские герои,
пребывают в бесовском расслаблении.
VII
Три сестры: Ольга, Маша, Ирина. Но
есть другие три сестры: святые мученицы
Вера, Надежда, Любовь, которые пламенели
любовью к Богу и которые остались верны
Ему до конца; они принесли Ему в жертву
свои юные жизни – как некое чудное
и невыразимо прекрасное благоухание.
А.П. Чехов сознательно не дал своим героиням
этих имен, потому что они их недостойны.
На мой взгляд, замысел пьесы у Чехова
созрел именно в тот момент, когда он
прочитал житие трех сестер, удостоившихся
вечного блаженства в райских обителях.
Вера, Надежда, Любовь жили с Богом в
сердце, а Ольга, Маша и Ирина ни разу
в своей жизни даже не вспомнили о Нем.
Драма «Три сестры» – наисовременнейшее
и наипронзительнейшее произведение.
Редко какой автор добивался на таком
малом пространстве таких больших и
высоких прозрений. В пьесе заключено
сильное обобщение: дом Прозоровых –
провинциальный город – Москва – Россия
– все человечество. Неудивительно поэтому,
что чеховская пьеса с огромным успехом
до сих пор идет не только в театрах нашей
страны, но и во всем цивилизованном мире.
Николай КОКУХИН,
член Союза писателей России,
г. Москва
|