ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№07 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над баснями И.А. Крылова


Прохожие и Собаки



Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой,
Как вдруг из подворотни
Дворняжка тявкнула на них;
За ней другая, там еще две-три, и вмиг
Со всех дворов Собак сбежалося
с полсотни.
Один было уже Прохожий камень взял:
«И, полно, братец!» тут другой ему сказал:
«Собак ты не уймешь от лаю,
Лишь пуще всю раздразнишь стаю;
Пойдем вперед: я их натуру лучше знаю».
И подлинно, прошли шагов десятков пять,
Собаки начали помалу затихать,
И стало, наконец, совсем их не слыхать.
Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают, да отстанут.

В 1815 году впервые была издана басня «Прохожие и Собаки». Поводом к написанию этой басни явилась опубликованная в «Вестнике Европы» статья с критикой творчества Ивана Андреевича Крылова. Статья была резкая и недоброжелательная. Сам Иван Андреевич к творчеству других всегда был уважителен и вежлив. Он спокойно относился к чужим мнениям и взглядам, не пытаясь навязывать свои убеждения. Ободрял начинающих литераторов. Легко воспринимал разность взглядов людей. При этом по произведениям баснописца мы видим, насколько он был проницателен и чувствовал оттенки характера человека. Несомненно, Крылов имел достаточную самооценку и не был лишен понимания своего достоинства и умеренного самолюбия. Но при этом в манерах Ивана Андреевича не просматривалось вычурной горделивости и надменности перед людьми. По мнению исследователей, басня «Прохожие и Собаки» была написана в качестве ответа на придирчивую критику творчества писателя. Два друга, два приятеля, прогуливаясь, вели дельный, умный разговор. «Вдруг из подворотни» какая-то дворняжка начала тявкать, а за ней другие. Один из приятелей хотел отпугнуть собак, но другой возразил: «Собак ты не уймешь от лаю, лишь пуще всю раздразнишь стаю». Друзья удалились, и собаки умолкли. Важную мораль выводит Иван Андреевич: «Завистники, на что ни взглянут, подымут вечно лай; а ты себе своей дорогою ступай: полают, да отстанут». Крылов ясно показывает, что корень греха в отношениях с ближними заключается в зависти и в отсутствии искренней любви. Завистливый человек не может смириться с успехами других и всячески пытается принизить честь и достоинство успешного человека. Осознавая это, не следует обращать внимания на недружелюбные, а порой и злобные выпады завистливых людей. Можно только сожалеть, что завистливые самолюбивые люди лишены Божественного дара любви. Совершая нападки, подлые люди всегда мотивируют свою агрессию благими побуждениями. По сути же, за личиной мнимой справедливости стоит осуждение ближних, которое является прямым нарушением Божьего повеления: «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Христос Спаситель не осуждал ни грешников, ни мытарей, ни страдавших за грехи больных людей. А когда к Нему привели блудницу с требованием судить, Он сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Все обвинители молча удалились. Спаситель отпустил обвиняемую, сказав: «Иди и больше не греши» (Ин. 8, 3-11). Из Библии мы узнаем, что после грехопадения, после утраты человеком любви и верности Богу, человеческая природа восприняла греховный эгоизм и стала завистливой. Об этом свидетельствует судьба двух библейских братьев – Каина и Авеля: Каин по зависти в ожесточении убивает своего брата Авеля. Зависти ради был предан на крестную смерть и Господь наш Иисус Христос. По зависти совершаются грабежи и убийства. Через зависть разжигается вражда между людьми, между народами и между государствами. По зависти, из-за притязаний на территории и богатства начинаются кровопролитные войны. Чем выше технологический прогресс, чем больше люди стремятся к временному земному благополучию, тем более агрессивно, ожесточенно и коварно действуют «завистники». Ярким примером тому является судьба государства Российского. На протяжении ряда столетий наш народ отражает агрессии завистников, посягающих на наши духовные и культурные традиции, обширную территорию и природные ресурсы. Дай Бог нашему народу мудрости сохранить свою идентичность, пребывать в мире, согласии и единстве и оберегать целостность нашего Отечества. Для этого важно распознавать и преодолевать все козни коварных завистников.

+ М. Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.